Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24

В 1875 г. в столичном демократическом журнале «Дело» появилась статья Д.Л. Мордовцева «Печать в провинции», вызвавшая бурную реакцию местной периодики. По мнению автора статьи, закон роста больших городов оказывал влияние на печать, которая сосредотачивалась в крупных центрах, а областная и национальная печать должна была в таком случае играть скромную роль, заниматься исключительно местными вопросами. Автор сделал вывод о бесперспективности провинциальной прессы.

Многочисленные отклики местных газет и журналов на статью Д.Л. Мордовцева содержали несогласие с его мнением. Наиболее страстно и вместе с тем со знанием дела, с подробным анализом условий существования местной прессы выступил А. Гацисский в работе «Смерть провинции или нет? Открытое письмо Д.Л. Мордовцеву» (Нижний Новгород, 1876): «Разве областная провинциальная печать не может иметь своего мнения, и не по одним областным, но и по государственным вопросам?» Оппоненты Мордовцева отмечали трудные цензурные условия существования местной прессы. Согласно «временному» закону о печати от 6 апреля 1865 г. столичная пресса освобождалась от предварительной цензуры, судебная ответственность за нарушение закона возлагалась на автора и редактора. Однако эта уступка не касалась провинциальной прессы. С идеями крестьянской революции и социалистической утопии выступили в 1860–1870-е гг. народники, основавшие свои издания за границей: бакунисты или анархисты («Народное дело»), лавристы или пропагандисты («Вперед!»), разделявшая бланкистские настроения группа Ткачева («Набат»). Нелегально в России народники издавали газеты «Начало», «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля» и др. Тактика индивидуального террора, которую пытались реализовать народники в надежде на последующие революционные перемены в стране, завершилась убийством Александра II в марте 1881 г.

Пресса 18801890-х гг. Правительство Александра III приняло меры по укреплению порядка в стране. Частично реставрировались дореформенные структуры. Были введены институт земских начальников и правительственный контроль над земством, новое земское положение, упрочившее власть поместного дворянства в деревне, поколебленную крестьянской реформой. Чтобы приостановить распад общины, принимались ограничительные законы о семейных разделах и переселениях, об условиях найма сельскохозяйственных рабочих и выходе крестьян из общины.

Новые «Временные правила о печати» от 27 августа 1882 г. ликвидировали те послабления, которые имели место при Александре II. Отныне четыре министра, среди них министр внутренних дел Д. Толстой и оберпрокурор Синода К. Победоносцев, решали вопрос о закрытии неугодного издания, не заботясь о ссылках на параграф и букву закона. А однажды приостановленное издание мог вновь подвергнуть такой же санкции сам цензор единолично. В дополнение к этим нововведениям временные правила вменяли в обязанность редакторам не только знать авторов публикуемых материалов, но и давать в случае необходимости сведения о них карающим органам. Гонениям подверглись прежде всего столичные частные демократические журналы – «Отечественные записки», «Дело». В 1884 г. комитет четырех министров запретил «Отечественные записки» за «вредное направление».

Развитие промышленного производства, увеличение численности рабочих свидетельствовали о перегруппировке общественных сил в стране, возрастании роли пролетариата. На него возлагают надежды бывшие народники Г.В. Плеханов и др., объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу «Освобождение труда». Социалистическое движение в России, как и на Западе, обретало марксистскую направленность. В 1883 г. под руководством болгарского студента Д. Благоева марксистский кружок возник в Петербурге, в 1885 г. вышло два номера его газеты «Рабочий».

После кончины в 1894 г. императора Александра III на престоле воцарился Николай II – последний русский самодержец. О нем У. Черчилль сказал: «Он не был ни великим полководцем, ни великим монархом. Он был только верным, простым человеком средних способностей, доброжелательного характера, опиравшимся в своей жизни на веру в Бога».

Последнее десятилетие века было отмечено экономическим ростом, по темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия сравнялась с США, обогнав европейские страны. С именем министра финансов С. Витте была связана денежная реформа, стабилизировавшая русский рубль и укрепившая государственные финансы.

Вместе с тем усиливается рабочее движение в стране, формируются его организационные структуры, выдвигаются новые лидеры. В 1895 г. В.И. Ульянов, после встречи за границей с Плехановым, организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». По инициативе «Союза» в 1898 г. в Минске собрались представители марксистских кружков (всего 9 человек), объявившие о создании Российской социал-демократической рабочей партии.

В эту пору заметную роль в русской периодике играли журналы либерально-народнической ориентации «Русское богатство», «Русская мысль», либерально-буржуазный «Вестник Европы». Увеличиваются тиражи газет, среди наиболее массовых – «Новое время» А. Суворина, «Голос» А. Краевского, «Московские ведомости» М. Каткова. Тираж «Нового времени» в 1889 г. составлял 35 тыс. экз., в 1897 г. уже 50 тыс. экз., газета печаталась в собственной типографии А. Суворина, оснащенной ротационными машинами, словолитней, цинкографией, гальванопластикой, современным импортным оборудованием.

Из либерально-демократических изданий, выходивших за границей и ориентированных на русскую читательскую аудиторию, примечателен периодический сборник «Свободное слово» (1898–1899), организаторами которого стали единомышленники Л. Толстого В. Чертков и П. Бирюков. Тем самым для великого русского писателя открылась возможность публиковать свои статьи, минуя цензурные рогатки.

«Единственный истинный путь к улучшению жизни людей – это путь нравственного совершенствования», – к такому выводу пришел Л. Толстой. Рассуждая о смысле жизни, он определил его словом «истина». Для него истинно то, что нравственно. Причины зла он призывал видеть не вовне, а в себе, и путь к устранению зла называл один – нравственное самосовершенствование. По Л. Толстому, журналистика призвана служить нравственному совершенствованию личности и – как следствие – всего человечества. С этих позиций он более всего осуждал в журналистике то, что дает повод называть ее второй древнейшей профессией: «Нет более великого греха, как прелюбодеяние словом».

В № 10–11 журнала «Русская мысль» на 1893 г. и № 2, 3, 5–7 на 1894 г. появились очерки Чехова, посвященные русской каторге, в 1895 г. они вышли отдельной книгой – «Остров Сахалин». Чтобы собрать достоверный материал на эту тему, Чехов совершил с риском для жизни путешествие на каторжный остров, побеседовал почти с десятью тысячами сахалинцев и заполнил на каждого статистическую карточку с их ответами на составленную им опросную анкету.

Перед поездкой Чехов сказал слова, подводившие итог его размышлениям о каторге и ссылке и объяснявшие причину опасного путешествия: «Сахалин – это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный. Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски». Он охарактеризовал особенности русского и европейского законодательства о смертной казни и пожизненном заключении и пришел к выводу: «Смертная казнь в Европе и у нас не отменена».

Портрет каторги писал художник, озабоченный судьбой отчизны, глубоко страдающий от несовершенства жизни и мечтающий о том, чтобы на островах и материках люди были счастливы. В письме к А.Н. Плещееву он признавался: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались». По капле выдавливать из себя раба, воспитывать культуру чувств и поведения, совершенствовать нравы – таков его завет потомкам.

Мултанское дело, связанное с судебным приговором по обвинению 11 крестьян-удмуртов в жертвоприношениях языческому богу Курбону, побудило В. Короленко с целью проверки данных следствия провести собственное расследование, которое выявило фальсификацию документов, подкуп свидетелей и др. процессуальные нарушения, о чем поведал журналист и писатель в 13 номерах «Русских ведомостей» в октябре-ноябре 1895 г. Автор побывал на месте событий, сделал снимки, беседовал со свидетелями. Повторное судебное разбирательство вынесло оправдательный приговор.

В 1892 г. в «Ростовских-на-Дону известиях» появились эссе А. Свирского «Ростовские трущобы». Автор знакомит читателя с историей создания эссе, раскрывает творческую лабораторию журналистского расследования. Нарядившись соответствующим образом и поборов в себе чувство гадливости, он отправляется скитаться по ростовским трущобам.

Странствие по трущобам дает возможность Свирскому исследовать социальные и нравственные проблемы жизни современного общества. Автор встречается со своими героями в тот момент, когда они оказались изолированными от привычного уклада. Причиной их падения на дно жизни стали внешние обстоятельства, механизм воздействия которых тщательно изучается журналистом. Потеря работы, болезнь, неудачное замужество, утрата кормильцев разрушают хрупкий мир личного благополучия и неумолимо подталкивают пострадавшего к горестному финалу.

Немаловажную роль играют нравственные качества личности, способность противостоять жизненным невзгодам. Сломленный морально, человек не в состоянии бороться за свое будущее, погружается в пучину пьянства и разврата, – считает А.И. Свирский.

В «Самарской газете» активным сотрудником в 1895–1896 гг. стал начинающий писатель М. Горький. Героями его фельетонов являлись продажные журналисты, банкиры-хищники, кабацкие аристократы, фабриканты-грабители. Автор пишет о «рабском положении» женщины, которую «бьют, как лошадь», «развращают и морально, и физически», о непосильном труде, калечащем малолетних детей на фабриках.

В газетах 1880–1890-х гг. – «Московский листок», «Русские ведомости», «Россия» и др. – раскрывается репортерский талант В. Гиляровского. Такие качества его репортажей, как оперативность, сплав рассказов очевидцев с реальными описаниями событий, включенность журналиста в действие, расследовательский характер, принесли ему широкую известность. Репортажи о полете Д.И. Менделеева на воздушном шаре, катастрофе на Ходынском поле во время коронации Николая II, пожаре на фабрике Хлудова в Егорьевске становились сенсациями.

Реклама в прессе России обретала черты, присущие журналистике капиталистических стран. В 1896 г. доходы от объявлений в столичной газете «Новое время» составляли без малого полмиллиона рублей. Заголовки рекламных материалов тяготели к сенсационности, в тексте присутствовала разного рода мотивация (выгода, зависть, страх), использовались различные оформительские приемы (изобретательная верстка, иллюстрация), применялись изобразительно-выразительные средства для эффективного эмоционального и логического воздействия на читателя. Реклама располагалась на всех страницах газетного номера.

В конце XIX в. эволюционный период развития капитализма завершался и постепенно уступал место острым политическим баталиям, социальным катастрофам, которые назревали в российском обществе. Легальная и нелегальная печать России представляла собой широкий спектр политических взглядов и отражала сложную и противоречивую картину общественной жизни на рубеже столетий.

в начало

СТАНОВЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, АЗИИ И АФРИКИ

В период после открытия Нового Света многие страны и территории земного шара стали объектами колониальных захватов. В большинстве стран Латинской Америки, Азии и Африки, составляющих ныне группу развивающихся государств, журналистика возникла в условиях колониального господства европейских метрополий. В отличие от Европы, где зарождение периодической печати явилось закономерным следствием вызревания комплекса внутренних социальных, экономических, технологических предпосылок и условий, в колониях и полуколониях, находившихся на докапиталистических стадиях развития, первые периодические издания появились под воздействием внешнего фактора – колониальной экспансии европейских держав. Это наложило специфический отпечаток на облик журналистики в колониях и зависимых странах (полуколониях).

Зарождение периодической печати в колониальных владениях происходило в различные исторические сроки. В испанских колониях в Новом Свете первые газеты появились в XVIII в., в британской Индии, на Цейлоне, а также в Южной Африке и на части территорий Западной Африки – на рубеже XVIII–XIX вв. В Восточной и Центральной Африке, где колониальная экспансия происходила в более поздний исторический период, появление первых периодических изданий (британских, германских, французских) относится к последней трети XIX в. В португальских владениях в Африке зародившаяся в 1860-е гг. печать развивалась крайне медленными темпами.

Возникновение и развитие прессы во многом определялось характером и степенью интенсивности деятельности метрополий в заморских владениях, особенностями их колониальной политики. На эволюции печати сказывались также различия в уровне социального и экономического развития колоний, в степени зрелости национального самосознания их коренного населения. Однако сходство экономических, политических и социальных последствий колониальной политики европейских метрополий создавало объективную основу для проявления сходных черт и в процессах развития периодики в колониях и полуколониях, в какой бы географической точке мира они ни находились.

Экспансия европейских государств сопровождалась перенесением в колонии и полуколонии более передовых по тому времени общественных отношений и институтов (к числу последних относится и журналистика). Позднее эта же экспансия косвенно способствовала вызреванию в колониальном обществе сил, мобилизовавших коренное население на борьбу за национальную независимость. Общей специфической чертой развития журналистики в странах Латинской Америки, Азии и Африки до достижения ими независимости явилось наличие двух противоборствующих отрядов прессы: с одной стороны, в колониях были представлены издания, выступавшие на стороне метрополий и проводимой ими политики (т.е., собственно колониальная пресса), с другой стороны – органы печати, отразившие в той или иной форме, с той или иной степенью адекватности интересы и устремления коренного населения, его зреющее национальное самосознание.

Созданные колонизаторами периодические издания дифференцировались в зависимости от характеристик издателя, аудиторной предназначенности и закрепленной за ними роли в воздействии на колониальное общество. Колониальная пресса была представлена тремя основными группами изданий:

– издания для колонизаторов;

– светские издания для коренного населения;

– религиозная (миссионерская) пресса для коренного населения.

Издания для колонизаторов. Подавляющее большинство первых периодических изданий, появившихся в колониальных странах и полуколониях, представляли собой привнесенный извне элемент. Созданные и направляемые европейцами, действовавшие в русле колониальной политики метрополии, они имели своим главным предназначением информационное обслуживание колонизаторов. Подавляющее большинство читателей этих изданий, публиковавшихся на языках метрополии, составляла верхушка колониального чиновничества и коммерческих кругов, несколько позже – образованные представители местной элиты, допускаемые в средний и низший эшелоны аппарата управления колониями. Основное предназначение прессы для колонизаторов заключалось в информировании европейцев и их местных пособников о событиях в метрополии, о действиях колониальной администрации. Подобные издания помогали выходцам из метрополий поддерживать контакты с родной для них культурой, преодолевать ностальгические настроения. Публикации в прессе для колонизаторов были выдержаны в духе европоцентризма, на их страницах пропагандировались идеи расового превосходства европейцев.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24

сайт копирайтеров Евгений