Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19

В стране были развернуты крупномасштабные стройки, которые, как правило, объявлялись ударными комсомольскими, и не только молодежные издания и программы, но и вся пресса, радио, телевидение регулярно призывали молодежь на важнейшие объекты пятилеток – в Сибирь, на Дальний Восток, в Нечерноземье. БАМ (Байкало-Амурская магистраль) и «Атоммаш» (Волгодонский завод атомного машиностроения), Красноярская и Усть-Илимская гидроэлектростанции, АвтоВАЗ и Канско-Ачинский ТЭК постоянно находились в сфере внимания журналистов, им посвящались многочисленные очерки, репортажи, корреспонденции. В то же время такая важная и больная тема, как война в Афганистане, освещалась очень скудно и практически в одном аспекте – интернациональная миссия ограниченного контингента советских войск. Создавался пропагандистский миф о том, что Советская Армия в Афганистане всего лишь помогает освободительной борьбе революционного народа. Например, «Комсомольская правда» весной 1983 г. под рубрикой «На проводе – Кабул» сообщает о том, как, «не боясь мести душманов, сотни афганцев вливаются в ряды защитников революции», потому что «жизнь привела их к пониманию, что быть со своим народом – это значит бороться за победу идеалов апрельской революции»[22]. О масштабе боев и величине потерь советские люди в большинстве своем не имели представления.

В связи с различными юбилеями (40-, 50-, 60-летие Октябрьской революции, 40-, 50-, 60-летие образования СССР, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина и т.д.), которые проводились с большой торжественностью и помпой, разворачивались одна за другой пропагандистские кампании. Под рубриками «Навстречу юбилею СССР», «Трудовые подарки Октябрю», «Юбилейная вахта», «Юбилейному году – ударный труд» и т.п. публиковались и передавались в эфир исключительно сообщения об успехах и достижениях, которые нередко были мнимыми и основанными на приписках.

Нельзя сказать, что журналисты не видели негативных явлений в жизни страны, не пытались вскрывать недостатки, бороться с показухой. Работая в условиях жестких ограничений, известные советские публицисты – А. Аграновский, В. Песков, Г. Радов, И. Руденко, А. Стреляный, Т. Тэсс, Ю. Черниченко и многие другие создавали произведения, вызывавшие мощный общественный резонанс, боролись за справедливость, помогали конкретным людям и служили по мере возможности прогрессу страны в целом. В прессе, на радио, телевидении идет много критических, сатирических материалов. Например, большой популярность пользовались фельетоны Л. Лиходеева, И. Шатуновского, на телевидении регулярно выходит в эфир сатирический журнал «Фитиль», где остро и талантливо рассказывается о лодырях, хапугах, беспринципных руководителях. Следует отметить, что на все критические выступления журналистов обязательно давались ответы о принятых практических мерах и не позднее, чем через два месяца. В «Правде» в начале 80-х гг. существовало около 10 рубрик, посвященных действенности выступлений – «Получен ответ», «После критики», «Возвращаясь к напечатанному», «Правда» выступила. Что сделано?» и др. Реагировать на критические материалы должны были даже высокие должностные лица. К примеру, в «Литературной газете» летом 1981 г. был опубликован материал, рассказывающий о случаях взяточничества, спекуляции, хищений. В установленный срок за подписью Генерального прокурора СССР в редакцию был прислан ответ, в котором сообщалось, что факты, приведенные газетой, подтвердились, а лица, названные в статье, «получили суровое уголовное наказание, незаконно присвоенное ими имущество конфисковано»[23]. Однако для критики существовали четкие рамки, все недостатки трактовались как частное явление (по принципу «кто-то кое-где у нас порой»), а не болезни системы.

Доверие к прессе, радиовещанию и телевидению постепенно падало. Так, например, в 1983 г. подписка на районные газеты снизилась на 110 тыс. экз. Высокие тиражи многих изданий поддерживались за счет обязательной подписки для членов партии и комсомольцев, а рост тиражей других газет и журналов – «Литературной газеты», «Огонька», «Иностранной литературы», «Нового мира», «Советского спорта», «За рулем» и т.д., напротив, искусственно сдерживался лимитами на подписку.

Реакцией общества на запреты и сокрытие информации, на отсутствие в стране свободы слова, подавление духовной свободы и инакомыслия, на искусственное ограничение круга чтения явился самиздат. Самиздатовские издания представляли собой оппозиционное, альтернативное официальной, доминирующей идеологии явление, средство политической борьбы оппозиции. В издательском плане самиздат – это самореализующееся, выходящее без правовой регистрации и соблюдения принятых редакторских стандартов и положений явление неподцензурной периодической печати, реализуемое в рукописном, машинописном или (на более поздних этапах) компьютерном варианте.

История самиздата в СССР начинается с 20-х гг., однако сам термин стал функционировать во второй половине 50-х гг., и после публикации в газете «Известия» о выходе в свет машинописного журнала «Синтаксис» начал использоваться широко. Становление самиздата нового времени произошло в период хрущевской «оттепели», а наибольшее развитие он получил при Л.И. Брежневе. Уже в 60-х гг. нелегальные рукописные и машинописные издания стали представлять собой достаточно массовое явление. Провозвестником многих самиздатовских традиций стал журнал «Синтаксис». Вышло всего три номера журнала – № 1 – в декабре 1959 г., № 2 – в феврале 1960 г., № 3 – в апреле 1960 г., после чего редактор журнала А. Гинзбург был арестован и сослан.

Другие издания 60-х гг. – это, в основном, художественные произведения, статьи, документы и материалы, относящиеся к общественно-политической жизни страны. В самиздате вышли романы А. Солженицына и «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Технология власти» А. Авторханова, сборники стихотворений И. Габая и Н. Горбаневской, запрещенные произведения В. Аксенова, А. Кузнецова, А. Галича, брошюры А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и Р.А. Медведева «Перед судом истории», «Правда о современности» и пр.

Среди документов и материалов следует отметить письма А. Твардовского и В. Каверина – К. Федину, П. Антокольского – П. Демичеву, три письма Л. Чуковской – М. Шолохову, А. Маковскому и в редакцию «Известий». В последнем из названных писем автор говорит о той огромной, еще не оцененной роли, которую играет самиздат в духовном возрождении страны: «В наши дни один за другим следуют судебные процессы: под разными предлогами – открыто прикрыто и полуприкрыто – судят слово устное и письменное. Слово подвергают гонению как бы для того, чтобы еще раз подтвердить старую истину, полюбившуюся Льву Толстому: «Слово – это поступок». Наверное, слово и в самом деле – поступок, если... не в силах пробиться к читателю великая поэзия и великая проза, насущно необходимые каждому. Я бы сказала: необходимые как хлеб, но на самом деле своей пронзительной правдой они нужнее, чем хлеб»[24].

До 70-х гг. советский самиздат представлял собой, в основном, листовки, брошюры, книги, т.е. непериодические издания. Попытки издания журналов были, но они носили, в основном, разовый характер: зафиксированы, наряду с упоминавшимся «Синтаксисом»(1960), по одному номеру «Бумеранга» (1960), «Феникса» (1961), «Коктейля» (1961), «Фонаря» (1963), «Времен года» (1962), «Мастерской» (1964), «Чу» (1965), «Сфинксов» (1965) и три номера «Сирены» (1962). Лишь в конце 60-х – начале 70-х гг. наметилась тенденция выпуска в самиздате продолжающихся и периодических изданий, которая становится одной из наиболее устойчивых тенденций дальнейшего развития.

Путей создания самиздатовской периодики было два. Первый: вышедшие в свет сборники-брошюры продолжили свое существование под первоначальными названиями с обозначением на титуле нумерации выпусков (например, «Общественные проблемы», сост. В.Н. Чалидзе) и превратились в продолжающиеся или периодические издания. Второй путь – это создание собственно периодических изданий с характерными для периодики типологическими признаками.

Несомненно, самым ярким явлением собственно периодического издания конца 60-х – начала 70-х гг. была «Хроника текущих событий», которая готовилась и самиздатовским способом издавалась в Москве, передавалась на Запад и печатным способом воспроизводилась издательством «Хроника» в Нью-Йорке, после чего вновь завозилась нелегально в СССР. А.И. Солженицын говорил о «Хронике» в своем интервью в 1973 г.: «Несколько лет самоотверженная «Хроника» утоляла всеобщую естественную человеческую жажду знать, что происходит. Она сообщала, хотя и в очень неполной мере, фамилии, даты, места, тюремные сроки, формы преследований, она выносила из пучины незнания на поверхность хоть малую-малую долю чашей ужасной истории – и за то разгромлена и растоптана...»

Разгром «Хроники текущих событий» – это временное приостановление ее путем репрессий в 1972–1973 гг. Однако весной 1974 г. «Хроника» вновь вышла в свет и издавалась еще в течение нескольких лет, несмотря на репрессии в отношении ее авторов и распространителей С. Ковалева, Т. Великановой, Т. Ходоровича и др.

«Хроника текущих событий» представляла собой тетрадь журнального формата объемом в несколько десятков страниц. Наиболее типичная структура ее – разделы «В лагерях и тюрьмах» со списками политзаключенных, информацией о переводах, хроникой протестов и болезней, «В психиатрических больницах» с аналогичным содержанием, публикации в защиту подвергнутых репрессиям по политическим мотивам, материалы по проблемам национальных меньшинств (крымских татар, евреев, немцев) и преследования верующих. Особое внимание «Хроника» уделяла различным явлениям протеста, политическим процессам, оппозиционным публикациям в прибалтийских республиках. Под рубрикой «Письма и заявления» публиковались материалы в защиту осужденных, протесты в связи с политическими репрессиями. «Новости самиздата» сообщали о выходе в свет различных материалов, изданных в СССР и за рубежом, «Краткие сообщения» воспроизводили хронику действий известных правозащитников, факты задержаний, изъятий материалов, действий следователей. При этом информация журнала отличалась конкретностью, насыщенностью, указывались конкретные фамилии, часы, места и т.д.

Всю совокупность самиздатовской литературы 70-х гг. можно разделить на следующие основные группы: 1) оригинальные тексты, созданные авторами, проживающими на территории страны, и нелегально размноженные; 2) перепечатки политических и художественных произведений с зарубежных изданий, нелегально ввезенных в страну (использовались текстологические публикации институтов славистики и русистики западноевропейских стран, издания ИМКА-пресс, публикации изданий русского зарубежья «Посев», «Грани», «Континент», «Русская мысль» и др.); 3) воспроизведения текстов запрещенных авторов по книгам и журналам прежних лет, сохранившимся в личных собраниях и спецхранах государственных библиотек.

Следует отметить, что создатели и распространители самиздатовской литературы проявляли большое гражданское мужество, так как их действия попадали под статьи 190 («распространение заведомо ложных... порочащих... измышлений») и 70 («Агитация и пропаганда, проводимая в целях подрыва...») Уголовного кодекса, и многие из них понесли наказание в виде лишения свободы. Несомненно, самиздат 60–70-х и начала 80-х гг. сыграл роль возбудителя общественных перемен, предвосхищая более поздние политические изменения. Во времена перестройки самиздат вышел из подполья.

Тридцатилетний период развития отечественной журналистики, включающий в себя и «оттепель», и «застой», характеризуется многими, подчас противоречивыми, тенденциями. Система журналистики пополнилась новым компонентом – телевидением, изменения вносились в типологические структуры, освещалась новая тематика и проблематика, но все это никогда не затрагивало основной принцип советской журналистики – принцип коммунистической партийности. В соответствии с этим принципом официальное право на жизнь имели только издания, выражающие ортодоксальную коммунистическую идеологию. Появление самиздата разрушило партийно-государственную монополию на информацию, открыло запретные для советских журналистов темы, сыграло важную роль в формировании общественного мнения и переходу к политике гласности.

Тенденции развития журналистики периода перестройки и последнего десятилетия XX века. На протяжении десятилетий основы общественной организации, важнейшие идеологические ценности, принципы и структуры представлялись незыблемыми. Объявленная в 1985 г. перестройка, инициированные Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым социально-экономические и политические перемены оказали огромное воздействие на ход исторического развития страны. Началось движение общества от монической системы к плюралистической, от тоталитарного устройства к демократическому, которое завершилось стремительным прорывом и кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности государства и СМИ. Первоначально СМИ отводилась роль только проводника новой политики, средства пропаганды официальной точки зрения, а провозглашенные принципы плюрализма мнений, гласности не могли обеспечить подлинной свободы слова, всестороннего информирования общества. Но вскоре перестройка стала жить и развиваться по своим законам, независимо от воли и намерений ее инициаторов. Основным катализатором углубления и расширения перемен в стране, приведшим к радикальной трансформации политической системы, стали СМИ.

Реальные перемены произошли и в самой системе журналистики, но на первом этапе они наращивались постепенно. В начале перестроечного периода в Советском Союзе выходило около 14 тыс. периодических изданий. Из 8515 газет, издававшихся разовым тиражом более 198 млн. экз., только 31 являлась центральной (всесоюзной), общий разовый тираж всех местных газет различных масштабов – более 102,5 млн. экз. – превышал разовый тираж центральных газет. Значительную часть газетных изданий выпускали партийные комитеты, их влияние на общественную жизнь было еще очень сильно. Центральный орган ЦК КПСС – газета «Правда», например, имела тираж около 11 млн. экз., большими тиражами выходили и другие органы ЦК – газеты «Социалистическая индустрия», «Сельская жизнь», «Советская культура».

Многие газеты республиканского масштаба (их количество достигло 166) имели объединенного издателя, например, ЦК Компартии и Совет Министров республики. Все 336 краевых и областных газет издавались соответствующими партийными комитетами и исполкомами Советов народных депутатов. Аналогична была практика выпуска газет автономных республик и областей (всего 97 изданий), городских газет (25 наименований) и районных, число которых превышало 3 тысячи. Самый многочисленный отряд советской печати составляли многотиражные газеты промышленных предприятий, колхозов, вузов (более 4 тыс.). Значительная часть местных газет специализировалась по аудиторным группам. Например, 132 областные и республиканские газеты были адресованы молодежи, в Союзных республиках издавалось 30 детских (пионерских) газет. Около 5,5 тыс. газет выходили на русском языке, 1291 – на украинском, 192 – на узбекском, 162 – на казахском, 130 – на белорусском, 64 – на латышском и т.д., а в целом газеты издавались на 55 языках народов СССР и на 10 иностранных языках. В союзных и автономных национальных республиках, в автономных областях и округах газеты выходили, как правило, на русском языке – языке межнационального общения и на национальных языках. Из общего числа ежедневно выходили 196 газет, пять раз в неделю – 275, четыре – 252, три – 3614, два – 486, один раз в неделю – 2540 газет.

В Советском Союзе выпускалось 5275 журналов и других периодических и продолжающихся изданий, из них 1553 – собственно журналы, которые выходили на 46 языках народов СССР и 24 – на языках зарубежных стран. Их годовой тираж составлял почти 4 млрд. экземпляров. Журналы, как и газеты, дифференцировались по издающим органам, назначению, отображаемой сфере действительности, аудиторным группам, масштабу издания, территориальному признаку. В частности, партийных журналов было 64, массовых – 334, научных – 409, информационных – 159, научно-популярных – 41, методических – 59, для зарубежного читателя – 146 и т.д.

Благодаря перестройке вышел из подполья самиздат. Открыто начали печататься газеты и журналы, по сути оппозиционные к официальной пропаганде, которые были названы «альтернативная пресса». Этим термином охватывались, по меньшей мере, три группы изданий, или типологических отряда. Это, во-первых, официальные издания народных фронтов в поддержку перестройки, депутатских групп, зарегистрированных общественных движений и партий, религиозных организаций: во-вторых, это зарождающаяся коммерческая пресса, издателями которой выступали кооператоры, комитеты комсомола, организации Союза журналистов, производственные объединения. И, наконец, в-третьих, это издания различных неформальных организаций и групп, «самостоятельные», «независимые», «внепартийные», «неподцензурные» и иные издания, сохранявшие многие черты самиздата. До принятия Закона о печати возможность их выпуска определялась в самом общем виде статьей 50 Конституции СССР, гарантирующей свободу слова и печати.

Из 520 русскоязычных изданий альтернативного характера, издававшихся в 1989 году, общественно-политических было 333, христианских – 36, еврейских – 12, толстовских – 1, пацифистских – 3, марксистских – 12, кришнаитских – 3, литературно-художественных – 89, экологических – 16, переводов – 2, юмористических – 13, детских – 2, пролетарских – 8. Наиболее сильная и стабильная часть альтернативной прессы издавалась зарегистрированными народными фронтами и близкими по характеру национальными и региональными общественно-политическими движениями и организациями. Примером такого издания является русскоязычная газета Народного фронта Латвии «Атмода», выходившая тиражом 100 тысяч экземпляров (печаталась в типографии ЦК КП Латвии). Содержание «Атмоды» определялось платформой Народного Фронта Латвии, который ставил своей целью «восстановление независимой и демократической Латвии», но в то же время подчеркивалась ее независимость от руководства НФЛ.

Значительная часть альтернативных изданий, представляющих различные объединения парламентариев и избирателей, поддерживала платформу Межрегиональной группы Народных депутатов СССР. Представляя газету «Народный депутат» в интервью газете «Московские новости», Б.Н. Ельцин назвал новое издание первой независимой газетой в стране. К этому же отряду изданий относился информационный бюллетень Московского объединения избирателей «Голос избирателя». Газета ленинградских коммунистов-реформаторов «Обновление» (совместное издание партийных клубов) посвящала свои публикации «главной цели платформы – проведению радикальной реформы КПСС». Разнообразны типы изданий, провозглашавших свою принадлежность к неформализованным, не имевшим официального статуса ассоциациям, партиям, объединениям («Информационный бюллетень Социал-демократической ассоциации», «Община» – журнал конфедерации анархосиндикалистов).

Многие издания декларировали самостоятельность, независимость от каких-либо организаций, но при этом одни указывали на свои политические пристрастия («Независимая социал-демократическая газета», «Новая жизнь»), другие стремились быть информационным органом широкого профиля («Экспресс-Хроника»). Если «Новая жизнь» предлагала читателю, в основном, мнения и статьи, в том числе противоречивого характера, то «Экспресс-Хроника», созданная 1 августа 1987 г., предлагала оперативную информацию из «горячих точек» страны, что позволило ей стать одним из лидеров альтернативных изданий.

Классификация альтернативных изданий по другому важному признаку – по сферам отображаемой действительности – позволяет выделить три больших группы – общественно-политические, религиозно-философские и литературно-художественные. Первая из них наиболее многочисленна: она включала в себя сотни альтернативных изданий, политизация каковых представляется естественным явлением. Ко второй группе можно отнести такие издания, как «БХО», «Слово», «Выбор», «Харе Кришна», обладавшие одновременно некоторыми качествами общественно-политической прессы. Третья группа, вследствие трудностей воспроизведения больших литературных произведений, представлена, в основном, искусствоведческими и сатирическими изданиями; это «Дело» (журнал, посвященный джазу), «Сине-Фантом» (параллельное кино), «Искра, сиречь Моралька» (Коллекция Политической Советской Сатиры) и др.

По общественно-политической ориентации альтернативные издания 80-х гг. условно можно разделить на следующие группы: «почвеннические», развивающие традиции славянофильства (правое крыло – «Слово», левое крыло – «Земля», «Русский вестник»), либерально-демократические, ориентированные на ценности западных демократий («Гласность», «Гражданское достоинство», «День за днем», «Референдум»), радикально-демократические («Свободное слово», «Новая жизнь», «Демократическая оппозиция», «Панорама»), радикально-социалистические («Левый поворот», «Голос избирателя», «Открытая зона», «Обновление»), левомарксистские издания («Спектр», «Марксист», «Набат»). В 1989–1990 гг. также стали формироваться издания, отстаивающие ценности организованного социализма («Единство»).

По ориентации на определенные аудиторные группы, наряду с изданиями широкого профиля, можно выделить газеты и журналы, адресованные различным социальным категориям; например, рабочим («Набат», «Вестник рабочего движения», «Пролетарский вестник»), коренному населению и национальным меньшинствам различных регионов («Кафедра» – Львов, «Армянский вестник» – Москва, «ЛЕА» – Ленинград, «Ватан» – Старый Крым), определенным демографическим группам («Женское чтение»). Целый ряд альтернативных изданий пытался удовлетворить информационные интересы различных групп молодежи, связанные с современной музыкальной субкультурой и атрибутикой (рок-журнал «Урлайт», журнал хиппи «Свобода»).

Большинство альтернативных изданий (за исключением некоторых газет Народных Фронтов и иных формализованных общественных организаций) печаталось на машинке или на компьютерном печатающем устройстве и затем размножалось гектографированием или фотоспособом. Зачастую их тиражи составляли от нескольких десятков до нескольких сотен экземпляров. Однако имелись и такие издания, которые, несмотря на трудности с распространением, достигали тиража в несколько тысяч экземпляров и готовы были получить профессиональный статус. Таким изданием являлся, например, «Журнал независимых мнений» «Референдум», который печатался в количестве пять тысяч экземпляров ротапринтным способом и готовился выходить в промышленном оформлении. Тиражом, имеющим десятки тысяч экземпляров, в типографском исполнении выходило несколько изданий Народных Фронтов различных республик и регионов.

Альтернативная пресса вызывала интерес читателей прежде всего потому, что рассказывала о тех событиях, которые официальной прессой по каким-либо причинам умалчивались или освещались слабо, привлекала открытой, «чистой» альтернативностью политических позиций, новизной трактовок, возможностью выбора информации.

В конце 80-х гг. в стране начали появляться новые информационные агентства – «Постфактум», «Интерфакс», «Има-пресс», «Сибинформ», «Факт» и многие другие. Почти все новые агентства были негосударственными, они достаточно быстро начали наращивать объем передаваемой информации, а также готовить специализированные тематические блоки для разных изданий, что позволило некоторым из них начать уже через несколько лет серьезную конкурентную борьбу со «старейшинами» ТАСС и АПН, которые были переименованы соответственно в ИТАР-ТАСС и РИА «Новости».

С августа 1990 г. начинает работать первая коммерческая радиостанция России «Эхо Москвы». Ее программу выразили слова: «Внушаемость – низкая, объективность – высокая. Официальность – нулевая, открытость – полная. Свободное радио для свободных людей». В это же время появляется и первая негосударственная телевизионная структура – «Телеканал 2x2».

После того, как в 1990 г. была изменена 6-я статья Конституции СССР, утверждавшая монополию КПСС на руководство советским обществом, а вскоре принят и Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в системе отечественной журналистики начались сущностные изменения. Была отменена цензура, вводился регистрационный, а не разрешительный принцип учреждения органов СМИ, право становиться учредителем изданий и программ получили редакционные коллективы, различные организации, отдельные граждане. Таким образом были созданы юридические основы свободы СМИ в стране.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19

сайт копирайтеров Евгений