Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Национальная и государственная символика цвета.

К ней относится официальное толкование цвета госу дарственного флага и главных государственных эмблем, а также цветов, исторически закрепившихся за тем или иным народом или страной как национальные. Нередко национальные и государственные цвета не совпадают, ибо государственные цвета могут отражать не национальные особенности народа, нации, а классовый характер государства, его форму правления или иметь династическое и идеологическое значение, связанное с предшествующей историей данного государства, а не с этническими особенностями населяющей его нации или наций. Впервые национальные цвета появились в Европе как форма четкого различия представителей разных стран в результате международной договоренности Франции, Англии и Нидерландов. Во время третьего крестового похода в 1188 году феодалы нескольких европейских государств решили во избежание путаницы и для лучшей организации дела ввести помимо рыцарских родовых гербов и цветов единые национальные знаки обозначе ния участников похода: для всех французов, подданных короля Франции,— красные кресты, в честь патрона Франции — св. Дионисия (позднее знамя Франции стало называться “кровавый саван св. Дени”), для всех англи чан — белые кресты и для всех фламандцев, нидер ландцев — зеленые кресты.

В России в XIV — XV веках знамя великого князя Владимирского было черного цвета; царя Московского и всея Руси — красного, регального, цвета; в XVIII веке цвет флага Российской империи стал белый с золотой каймой и черным орлом. В XIX веке флаг России неоднократно менялся: в 1802—1858 годах — бело-сине-красный (торговый, коммерческий); в 1858—1883 — черно-желто-белый (го сударственный), в 1883—февраль 1917 годах — вновь бело-сине-красный (государственный), с марта 1917 года по октябрь 1917 года — такой же (национальный). В 1910 году было принято, решение изменить государ ственные цвета флага России на красный и белый в связи с тем, что его трехцветка похожа на голландское и французское сочетание государственных цветов, а синий цвет вообще никогда не был национальным цветом русских. Но в жизнь это решение не было проведено из-за первой мировой войны и революции* В октябре 1917 года цвет государственного флага РСФСР, а затем СССР стал красный или алый (до 1936 г.), а с 1936 года — только красный (до декабря 1991 г.). С 21 августа 1991 г. флаг Российской Федерации стал бело-сине-красный, то есть аналогично бывшему торго вому флагу России в XVIII — XIX веках.

201. СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ характерна для ранних ста­ дий развития человечества, начиная с родового общества. Особенное развитие получила в древнееврейских госу дарствах, в еврейском жречестве с его пристрастием к каббалистике и мистицизму чисел и счета, у пифаго­рейцев, у алхимиков средневековой Европы, а позднее — у масонов. Уже у первобытного человека число 1 озна чало мужчину, число 2 — женщину, и от них произошел весь “мир чисел”, ибо 1+2=3 —числу, означающему единство. Тройка (3) считалась с древнейших времен у многих народов совершенным числом, ибо 3X3 давало сразу 9 , чего не происходило с 2 , так как 2+2 =2X2 .
Четные числа всегда считались более совершенными, чем нечетные, ибо четные всегда делились без остатка на 2 , нечетные — лишь в редких случаях (на 3 , на 5 , на 7 ).
Число 4 поэтому считалось совершеннее 3 , ибо было и четным и служило для “завершения полноты” (1 + 2+3+4=10) .
Число 10 рассматривалось как “число окончания” и служило символом мирового порядка, ибо у человека по 10 пальцев рук и ног. Христианство восприняло эту символику, дав 10 заповедей. Число 5 — половина 10 и отсюда символ середины, равновесия, равноудаленности. Число 7 считалось символом святости у многих народов, и прежде всего у семитов. От них эту символику вос приняли и некоторые современные народы (в Европе, в США), где “агент 007” не случайно был наделен именно этим “счастливым” номером — в целях утверждения “правоты и святости” его действий и поступков. Дело в том, что число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и потому 7 не только “святое число”, но и символ разума в семитской (еврейской и арабской) символике. Оно же символ союза Бога и человека в библейской символике, отсюда 7 дней недели — первичного отрезка времени в истории человечества, в истории мира, создан­ ного Богом. Отсюда и по христианской церковной сим волике юбилейный год наступал через 7X7=49 лет, то есть на 50-м году.
Число 8 — символ любви, дружбы, творчества, согласия, ибо оно лишено противоречий, оно свободно, легко, многократно делимо.
Число 9 не имеет в библейской и древнееврейской символике самостоятельного значения — оно просто “трижды три”, “трижды троица”. Этого же мнения придерживались и греки-пифагорейцы, также внесшие свой вклад в разработку символики чисел.
Число 12 — число высшего совершенства, так вслед за библейской символикой считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3X4=12, следовательно, она и есть верх совершен ства. Само название этого числа на большинстве язы ков “дюжина” означает дюжее, то есть крепкое, здоровое, совершенное. Отсюда шло стремление ряда народов осно вывать разные системы счета (веса, денежного деле ния, музыкального измерения и даже исторической хронологии) на 12-кратном исчислении. Так, например, октава заключает 12 полутонов, в истории Иудеи насчи тывалось 12 колен израилевых, так называемый вос точный (китайский, японский) календарь делится на 12 годичных циклов и т. д., и т. п. Вообще в библейской символике числа 7 и 12 , а не только 10 рассматриваются и употребляются как “круг лые числа”, то есть в любых других числах учитывается полная кратность семерки и дюжины, а не только де сятки.
Другим необычным для десятичной системы “круглым числом” считается 40 , то есть 4 (совершенное^ число), умноженное на число окончания 10. Отсюда происходят и 40-дневный пост, и древнейший счет мехов, шкур на “сорока” (пять “сороков” соболей), и поминки на 40-й день. А половина числа 40—20 — дала основание для некоторых денежных систем и систем рас чета и веса (например, в Англии, Швеции и других странах).
Число 1000 (тьма) рядом народов употреблялось в древности в значении “множество”. (О русской символике чисел см. Ворон. Символика числа была тесно связана с мистикой чисел, с угрозой и наведением страха на людей. Так, число 666 давало на протяжении исторического развития много поводов расшифровывать его как “антихрист”, “конец света” и т. п. Сам Христос угрожал нечестивцам тем, что волосы на их головах им... сосчитаны (Лука 12:7), то есть ему якобы известно о каждом человеке все до единого волоса. У древних евреев не случайно существовало ровно 248 заповедей и 365 запретов, то есть по сумме чисел — в обоих случаях 14 (дважды 7, дважды священных, дважды обязательных). Вообще владение счетом, понимание чисел и умение толковать их счита лось и в древности, и в эпоху средневековья таким зна нием, которое граничило с колдовством или было вол шебством. Символика чисел на протяжении истории неоднократно служила средством для ряда сектантских движений и тайных обществ оказывать воздействие на своих привер женцев и аргументом для “доказательства” массам разных реакционных постулатов.

202. СИМВОЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ . Этим термином принято обозначать группу специфических для каждой страны понятий из ее истории, культуры и быта, а также из ее традиционной эмблематики, которые имеют глав­ным образом хождение внутри данной страны и лишь отчасти известны за ее пределами и которые не только хорошо узнаваемы национальным населением, но и близ­ ки ему и не нуждаются для него ни в каких пояснениях. В то же время такие символы не всегда могут быть известны иностранцам и уж во всяком случае не могут восприниматься ими как нечто родное и близкое. Национальными символами, как словесными, так и изобразительными, обычно широко пользуются в прессе, в том числе и в ироническом, шутливом или сатириче ском смысле, в политической карикатуре. Ниже приводим национальные символы крупнейших стран Западной Европы (Великобритании, Франции, ФРГ), а также США и России.

А. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

а)   Лев  (см.) используется как символ Соединен ного Королевства и британского народа, то есть не толь ко англичан, но и шотландцев,  ирландцев, валлийцев. б)   Джон Буль служит для олицетворения англий ского характера, причем большей частью его теневых сторон. Имя и образ Джона Буля созданы английским придворным врачом и писателем Д. Арбетнотом, который в 1712 году опубликовал памфлет “Тяжба без конца, или История Джона Буля”. Памфлет был направ лен против политики партии вигов, которая воинственно требовала объявить войну Франции. Арбетнот высмеивал упрямство англичан, персонифицированное в Джоне Буле как национальная черта. Другие действующие лица в памфлете олицетворяли Францию (Луи Бабиан), Гол ландию (Ник Фрог) и Испанию (лорд Струт), но ни одно из этих имен не стало нарицательным, как Джон Буль. По мере того как конкретные события, породив шие Джона Буля, забывались, его имя все более стало приобретать характер национального символа. Значение этого прозвища за 250 лет приобретало различные нюансы. В то время как для самих англичан Джон Буль олицетворял в первую очередь честность, энергичность, порядочность, для других народов это имя служило олицетворением основных черт английского капитализма: жестокости, холодности, прижимистости. После второй мировой войны образ Джона Буля исчез из арсенала международной прессы, но остался в поли тическом словаре самой Англии. Ныне он олицетворяет, однако, старую Британию с ее косностью, рутиной, и к нему нередко добавляют эпитеты “стареющий” или “дряхлеющий”. в)   Бульдог — олицетворение отрицательных,  са мых жестких сторон английского характера и старой колониальной политики Англии. г)    Биг Бен (“Большой Бен”) — символ Англии и ее столицы. Колокол часов-курантов на высокой башне парламента (Вестминстера), бой которого ежедневно передают по радио как национальный звуковой символ. Колокол (а не часы, как часто путают) весит 13 г и назван был по имени главного смотрителя работ Бенджамена Холла в 1856 году. д)   Уайтхолл — улица в центральной части Лон дона, на которой находятся правительственные учреж дения  и дворец Уайтхолл. В переносном смысле — словесный символ английского правительства. В настоя щее время в  прессе чаще употребляют как символ правительства адрес резиденции премьер-министра — Даунинг-стрит, 10. е)   Пэлл-Мэлл — улица в Лондоне, на которой расположены виднейшие английские клубы. Используе ся как символ английской респектабельности, достоин ства, благородства, а в торговой рекламе — как оли цетворение высшего качества английских товаров. ж)   Лейб-гвардейцы — королевская конная гвар дия (сформирована в 1660 г.), имеющая красную форму с белым султаном  на головном уборе. Изображение лейб-гвардейца применяется в Англии как символ (эмблема) избранности, особости. Используется в этом качестве в рекламных целях. з)   Фрегат “Виктория” — флагманский корабль адмирала Нельсона в Трафальгарской битве 1805 года. Установлен в Портсмуте на вечную стоянку как корабль- музей. Олицетворение морской мощи Британии, британ ского военно-морского флота, а также символ бывшего британского владычества на морях. и) Гвардейцы (пешая гвардия ) — охрана коро левского дворца. Изображаются в парадной форме XIX века, в высоких медвежьих шапках. Олицетворяют “ста рую, добрую, королевскую Британию”. к) Сент-Джордж и дракон. Национальный покровитель Англии — св. Георгий на коне, поражающий копьем дракона. л) Роза (см.) — эмблема ряда королевских динас тий, бэдж Англии. м) Репейник — бэдж Шотландии (см. Бэдж, Де виз) . н) Гриф (грифон) — неофициальная эмблема лондонского Сити. о) Ведьмы изображаются традиционно — верхом на помеле вылетающими из трубы. Служат классиче ским обозначением истинно английской приверженности старым, консервативным традициям, английской веры в призраки, привидения, всякую чертовщину. м) Олень — эмблема мужских традиций, мужско го благородного общества. В Англии, например, муж скую вечеринку называют “оленьей пирушкой”. Олень — символ мужской чести, служит для олицетворения аристократизма. р) Леди Годива — легендарная покровительница г. Ковентри. В 1040 году ее супруг наложил тяжкие повинности на горожан, обещав их отменить не раньше, чем леди Годива проедет на коне обнаженная через весь город. Чтобы выручить горожан, леди Годива отрастила волосы до пят и, закутавшись в них, обнаженная про ехала по городу. Память о леди Годиве ежегодно отме чается в Ковентри. с) Единорог — один из щитодержателей на бри танском гербе. т) “Вареити” — словесный символ Оксфордского или Кембриджского университетов, символ ученой элиты Британии. у) “Катти Сарк” (“ Cutty Sark ”) —последний из больших чайных клиперов. Стоит на приколе как нацио нальная святыня в Гринвиче. Построен в 1869 году. Назван по прозвищу ведьмы из поэмы Р. Бернса “Тэм О'Шентер”. Вследствие этого иногда используется как неофициальный национальный символ Шотландии. ф) Эрос — изображение крылатого молодого юно ши, увенчивающее фонтан на Трафальгар-сквер. Использовалось в XIX веке весьма широко как эмблема англий ской активности. Ныне применяется крайне редко, но понятно в этом значение.

Б.ГЕРМАНИЯ

а)   Конь  (см.). Для Германии имеется специфический термин “Заксенросс”, то есть саксонский конь, в прошлом эмблема Ганновера как королевства, ныне эмблема Ниж ней Саксонии. Конь также национальная эмблема сак сонцев, в отличие от других немцев, так сказать, народ ная, даже деревенская древняя эмблема: вытачивается часто на крышах — отсюда и русское выражение “конек крыши”. б)   Орел  (см.) —традиционно распространенный со времен средневековья символ Германии и всех герман­ ских земель. б)  Дуб  (см.) — национальный немецкий символ жизни и надежды, а также воинской доблести. г)   Макс и Мориц — иронический, насмешливый символ немцев.   д)   Михель — ироническое олицетворение немец кого обывателя и филистера. е)  Гретхен — сентиментальный символ немецкой женщины. ж)   Минна — символ немецкой дородной женщины, воплощения семейных добродетелей.

В. ФРАНЦИЯ

а) Галльский петух б)   Марианна   (см. Фригийская шапочка). в)   Лилия   (см. Фигуры естественные). г)   Эйфелева башня — символ Парижа (см. Символ, с. 380). д)   Пчела — эмблема трудолюбия. Была выбрана Наполеоном I в качестве эмблемы Франции, но не успела прижиться. Используется иногда в память об этом. е)   Фригийский колпак  (шапочка) (см.). ж)   Герб Парижа  (см. Девиз, с. 134). з)  Вандомская колонна сооружена по приме ру колонны Траяна в самом центре Парижа в честь побед Наполеона  I   и увенчана его статуей. Символ величия Франции (былого). и) Лотарингский крест (см. Кресты). Этот символ стал использоваться особенно часто после второй мировой войны как знак, избранный де Голлем и воспроизведенный в годы его президентства на президент ском штандарте как эмблема главы государства. к) Контурное изображение Франции (см. Территория страны). Территория, то есть геогра фический образ Франции, удобна для воспроизведения в силу своей компактности и запоминается из-за своей характерности, часто стилизуется по форме под Пентагон. Этот «национальный символ» узнаваем хорошо и за пре делами Франции. л) Меч «Д ю р а н д а л ь». Изображение меча-ги ганта хорошо известно любому французу и француженке из школьной программы по французской литературе, так как имеется в виду меч Роланда из французского светского эпоса «Песнь о Роланде». В средние века мечам, как и коням, давались личные имена. Дюрандаль означает «твердый, несокрушимый». Поныне исполь зуется как эмблема французской старинной доблести. м) Жанна д'А р к — символ французского пат риотизма и самопожертвования ради счастья Родины. Героический символ Франции.

Г. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

а) Дядя Сэм — аллегорическое изображение США в образе высокого, худощавого, пожилого янки с козли ной бородкой, одетого в темный фрак, визитку, высокий цилиндр и светлые полосатые брюки. Цилиндр усеян звездами и воспроизводит часть американского на ционального флага. Впервые это изображение появилось в начале XIX века, в эпоху наполеоновских войн. По скольку оно часто сопровождалось пояснительными бук вами, обозначавшими новое государство, « U . S . Am .», то газетчики стали расшифровывать эту аббревиатуру иро нически, как « Uncle Sam », то есть «дядя Сэм», поскольку имя Самуэл было одним из самых распространенных среди американцев в первые десятилетия существования США. б)   Осел  (см.) — эмблема демократической партии США, введена в 1825—1829 годах. в)   Слон — эмблема республиканской партии США, введена в 1856 году, по другим данным позднее, в 1864 году г)   «Мейфлауэр» — название корабля, на котором прибыли в 1620 году первые английские поселенцы- колонисты в Северную Америку, на территорию нынеш них США. Патриотический символ американцев. д)   Ковбой — расхожее олицетворение американцев, используется в американской рекламе как один из символов американской динамичности. е)   Краснокожий (индеец) — также один из рекламных символов Америки. ж)   «Колокол Свободы» — колокол, вывешен ный 4 июля 1776 г. в Индепенденс-холле в Филадельфии, под звуки которого конгресс принял Декларацию неза висимости США. Служит символом американской сво боды в официальных заявлениях и при официальных торжествах, а также в среде американского истэблиш мента восточного побережья США. з)   «Поль Баньян» — один из символов американ ской мощи и предприимчивости, образ сказочного ве ликана  в американских легендах, совершавшего свои подвиги при помощи голубого бизона. и) «Блуер  гёрл » — аллегорическое изображение активной американской женщины — типичной американ ки. Название произошло от имени жительницы Нью- Йорка Амелии Блумер, которая в 1849—1850 годах попыталась ввести в обиход американок «блумер» - костюм деловой женщины для повседневного пользо вания. к) Статуя Свободы — аллегория свободы, чаще используемая  для олицетворения США за рубежом. л) Янки-дудль ( Yankee doodle ) —несколько ус таревший, но все еще традиционно употребляющийся символический образ американца — парня, «солдата». В некоторых странах Европы и Азии янки — собиратель ный образ вообще всех американцев. Значение термина «янки-дудль» неоднократно менялось за последние 200 лет. Первоначальное значение в песне, написанной бри танским военным врачом Ричардом Шакбурком ( Shuck - burgh ) в 1755 году, насмешливо-презрительное. Символизировало «тупоголовых» американцев ( doodle — болван, твердолобый, дурья голова). В середине XIX века стало нарицательным наимено ванием вообще для американской солдатни (наемной), особенно в странах Латинской Америки, и приобрело оттенок ненавистного понятия. Во время и после граж данской войны 1860—1865 годов южане употребляли этот термин как бранную кличку против северян. В на чале XX века в Европе стали называть так всех американ­ цев вообще. После второй мировой войны этот термин для европейцев в целом сохранил свое значение, но стал трактоваться расширительно — в применении ко всем американским солдатам, независимо от их националь ности, в нейтральном значении — «американцы». В самих - США термин «янки» применяется только для обозна чения коренного англосаксонского белого населения штатов Новой Англии, то есть восточных штатов на Атлан тическом побережье. В 60—70 -л годах XX в. термин «янки» вновь приобрел в Европе отрицательное значение: «Янки, убирайтесь вон!» Но с конца 80-х годов этот термин совершенно исчез из обращения в Европе в политическом и бытовом языке. Зато он применяется с начала 90-х годов все чаще в положительном значении в торгово-экспортной рекламе самих США, как понятие, означающее «удалого американского парня».

Д. РОССИЯ

Официальным национальным символом Великорос сии был в царское время ( XVII — XX вв.) св. Георгий Победоносец, поражающий дракона. Кроме того, существовали и другие, неофициальные национальные символы старой, царской России, которые продолжали использоваться в Западной Европе и США и после свержения самодержавия, в период с 20-х по 80-е годы, для олицетворения «России» и «русского народа» в средствах массовой информации. Этими не официальными символами считались:

а)  «Иван» — образ «России» как необразованной, грубой страны. Формально давно вышел из употребления. Однако фактически постоянно использовался в зарубежной антисоветски настроенной прессе разных оттенков для создания отрицательного, «несимпатичного» образа нашей страны и ее людей. В странах Восточной Европы, особенно сразу после окончания второй мировой войны, понятие «Иван» использовалось антисоциалистическими силами в основном для олицетворения советского сол дата, Советской Армии. В противоположность этому в славянской Болгарии был принят (не получивший рас пространения за ее пределы) положительный образ со ветского солдата под именем Алеша. Во время антисо ветской демонстрации в Праге в феврале 1990 года, требовавшей вывода из Чехо-Словакии советских войск, вместо лозунгов о выводе (которым формально можно было дать соответствующую политическую и правовую квалификацию) выдвигались более «неясные», но еще бо лее грубые требования: «Иван, уходи домой! Наташа тебе изменяет. Убирайся сам, или будет поздно!» Таким образом, политическая практика доказывает существование и живучесть этого «символа» в определенных со циальных слоях зарубежных стран. б)   Самовар — «символ» России и русского образа жизни в зарубежных странах на так называемом «быто­ вом уровне». Носит нейтральный и несколько слащавый, архаичный характер. в)   Тройка — «символ» России, русского народа, русской культуры, носящий сентиментально-идеализиро ванный, «литературный» характер. Как благожелатель ный образ признавался в брежневское время также и советскими средствами массовой информации. г)     Медведь — полуофициальный «символ» России до революции. Использовался в русской политической карикатуре как положительный образ России чаще всего бурый, а иногда — белый медведь, в меховой папахе с красной тульей. После революции 1917 года, и особен но в период между двумя мировыми войнами, продол жал служить в капиталистическом мире для символиче ского обозначения СССР, полностью отождествлявше гося с Россией. Со времен второй мировой войны уже не символизировал СССР, поскольку символом послед него стал для капиталистического мира Сталин или рука с серпом и молотом. После второй мировой войны фактически вышел постепенно из употребления в полити ческом языке и карикатуре. Однако в связи с распадом СССР и выдвижением на первый план России как его основной преемницы вновь стал употребляться в средствах массовой информации как единственно знакомый и понятный простым людям на Западе образ Рос сии, не требующий каких-либо объяснений, но имею щий длительную традицию.

Национальные символы СССР в период 20—80-х го­ дов XX в.:

а)   Кремль — символ высшего руководства СССР до 1989 года (партии и правительства), с 1990 года - президента и правительства. б)    Спасская башня — эмблема, получившая распространение и официальное признание и употреб­ ление  на медалях, значках, символизирующих СССР или столицу СССР — Москву. в)   Красная площадь — символ центра страны, ее средоточия. Символ исторических и революционных традиций русского (до 1917 г.) и советского (после 1917 г.) народа. г)   Мавзолей Ленина — фактическая инсигния СССР, особенно с 1955 года.

203. СИМВОЛЫ ПРИКЛАДНЫЕ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ — разнообразные по своему начертанию знаки, лишь отчасти геометрического характера, появившиеся впервые в Западной Европе в связи с развитием науки и культуры в эпоху позднего средневековья и в основном нашедшие относительно широкое применение в новое время для краткого наглядного обозначения специаль ных технических понятий в различных сферах твор чества с целью придать этим обозначениям междуна родный, общепонятный характер. Первыми прикладными символами были знаки астрологов и алхимиков для обозначения планет, звезд, созвездий, металлов, кислот, солей, стихий, основных химических элементов и веществ. Почти одновременно стали складываться и музыкальные символы, постепенно совершенствующиеся и принявшие окончательную, дета лизированную форму к XVIII веку.

ПРИКЛАДНЫЕ СИМВОЛЫ (гуманитарные нацки и искусство)

Синтаксические

Генеалогические

Музыкальные

 

Точка

 

Родился

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Древние государства
В пользу эмблемы
Еще до возникновения хри стианства роза стала эмблемой весны
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 12 вступил
Советское движение зеленых неофициально существовало с 1988 года

сайт копирайтеров Евгений