Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Кто  заложил фундамент медный,
Который тщетно бьют века?
Кто, как не труд, не труд победный?
Как не рабочая рука?
И царь-народ войдет в палаты,
Его держава высока,
Прекрасный, мудрый и богатый,
А герб — рабочая рука.

Хотя эмблема руки очень хорошо поддается изобра жению и во все времена входила в эмблематику разных народов, в герб Советского государства она не была включена как в силу своей телесной конкретности, так и, не в последнюю очередь, из-за своей исторической и психологической многозначности. В этой связи достаточно вспомнить стихотворение итальянского поэта Джозуэ Кардуччи «Вива ла мане!» («Гимн руке»):

Рука приглашает, рука угрожает,
Рука салютует, рука отрицает,
Рука — благодарна, рука указует,
Рука соглашается и досадует.
Над всеми частями всего человека
Прославься,  рука, до скончания века!

Этими многозначными и часто противоречивыми чер­тами рука «выпадала» из строя социалистических эмблем. Философская, теоретическая подкованность советских геральдистов первых лет революции достойна поэтому всяческого уважения. Они не дали себя сбить ни такими конъюнктурными факторами, как распространенность, популярность и уже достигнутое историческое призна ние этой эмблемы. Их насторожила чрезмерная эмо циональность этого образа. Они чувствовали, что, как и в случае с пламенем, различие между эмоциональным воздействием символического образа руки, достигаемым средствами образности языка, и эмблематическим изображением кулака слишком велико и слишком контраст но, причем не в пользу эмблемы. Именно для того, чтобы не уронить сложившееся громадное символическое значение рабочей руки, было решено не вводить ее эмблематическое и, так сказать, более приземленное изображение в большую, государст венную эмблематику, и в частности в государственный герб. Не популярность этой эмблемы в первые годы ре волюции, ее особая понятность в России были значительны. Выпускались значки с рукой молотобойца; ру ка с мечом, разрубаю щим цепь, была изображена на первой советской марке, вы пущенной 7 ноября 1918 г. (ху дожник Р. Зариньш); рука рабочего с молотом была главной темой стандартного вы пуска почтовых марок РСФСР в 1922 году (художник Г. Рейндорф, марка номиналом 5000 рублей). Интересно, что это пос леднее обстоятельство способствовало широкому рас пространению эмблемы руки и в других странах как эмблемы рабочей, пролетарской, революционной, то есть в ее совершенно новом, дотоле неизвестном истори ческом значении. Когда в Венгрии произошла рабочая революция в 1919 году, то эмблема красного могучего кулака, раз бивающего империалистов, навязавших народам Европы Версальский договор, появилась на одном из первых плакатов Венгерской Советской Республики, созданных художником Микалом Биро. Она так пришлась по душе венгерским рабочим, что в том же 1919 году Шеди Жиларт создал выразительнейшую медаль с эмблемой сжатой в кулак руки над охваченной хаосом толпой с лаконичным призывом: «Левой! Будьте бди тельны!» Даже первые деньги Советской Венгрии — мо неты в 10 крон — имели эмблему труда и борьбы - руку, сжимающую молот. Не удивительно, что в напряженной атмосфере 20— 30-х годов, насыщенной драматизмом ожесточенной классовой борьбы, именно эта эмблема стала популярной в революционном западноевропейском движении. Она стала официально употребляться как знак международ ной солидарности трудящихся на значках и членских билетах, а также на печатях МОПРа и Межрабпома. С приходом фашизма к власти в Германии она стала боевым приветствием немецких коммунистов («Рот фронт!»). Она была символом австрийских шуцбундовцев на баррикадах Вены в 1934 году, стала эмблемой На родного фронта во Франции в 1936 году и превратилась почти в интернациональный символ сопротивления фа шизму и франкизму у республиканцев и интернацио нальных бригад на фронтах Испании в 1936—1939 го­ дах, где этот символ достиг высокой экспрессии и выразительности. Как и всюду, где он входил в употреб ление как символический знак-приветствие, он сопровож дался звуковым, словесным возгласом-девизом: «Рот фронт!», «Но пасаран!», «Венсерёмос!» или «Аванти!» Это лишний раз исторически подтвердило верность оценки советскими геральдистами 20-х годов своеобразия данной эмблемы: в силу своей особой эмоционально-психологической природы, своей конкретности и «телесности» она чрезвычайно приспособлена для личного употребления, непосредственно в сфере общественных отношений, в соединении с девизом, а не для торжест венного гербового применения, где ей недостает абст рактности и известной бесстрастности.
В годы Великой Отечественной войны образ могучей руки рабочего класса приобрел значение величественного символа защиты народа. Именно в атмосфере драматизма борьбы эта эмблема обретала вновь свое место, станови лась особенно близкой миллионам людей, ибо как бы объ единяла их личное, эмоциональное, индивидуальное с об щим, общественным, государственным. На плакатах со ветских художников вооруженная штыком, мечом или вовсе не вооруженная, но могучая и неотвратимая рука разила или сжимала горло гидры фашизма. После войны эта эмблема продолжала использоваться в символике других социалистически» стран Европы. Она служила как бы историческим напоминанием, входя как обязательная, хорошо узнаваемая составная часть в значки Объединения лиц, преследовавшихся фашиз­ мом, Товарищества бывших узников концлагерей и вете ранов рабочего и коммунистического движения. 22 января 1990 г. руководство (Правление) СЕПГ отменило значок партии и символику партии — Красное знамя, а также эмблему СЕПГ — руку, сжатую в кулак. Таким образом, при первом же натиске реакции руко водство СЕПГ сдало позиции в главном — в символике, хотя это казалось как бы самой небольшой уступкой. Но это было не так, ибо в эмблемах и в символах — суть, основа идей любого политического движения. И от каз от эмблемы равнозначен смене политического кредо. После отмены символики СЕПГ уже 24 января в Лейпци­ ге состоялась огромная демонстрация антисоциалисти ческих сил, пронесших черно-красно-золотой флаг с врезанным из него государственным гербом ГДР, что формально означало восстание, мятеж, поскольку в конституционном порядке герб ГДР еще существовал, су ществовало само государство ГДР (оно было ликвидиро вано лишь 3 октября 1990 г.). Эмблема руки, сжимающей лавровую ветвь и древко знамени, нашла место также в медалях, посвященных революции 25 февраля 1948 г. в ЧССР. Вместе с тем в тех капиталистических странах, где эта эмблема исторически не была хорошо известна как революционный знак в 30—40-х годах, она превратилась ныне в эмблему молодежного движения. Благодаря своей лаконичности и экспрессии эта эмблема точно и наглядно передает присущую именно молодежным революционным организациям энергию и их решимость отстаивать тра диционную преемственность своей борьбы с борьбой старших поколений.
Вот почему эмблема сжатой руки столь близка и партизанам в странах Латинской Америки, борющимся против реакционных хунт, и молодежным организациям европейских стран с их относительно спокойной политической атмосферой, но имеющих опыт предвоен ной борьбы против фашизма. Так, эмблема сжатой в кулак руки на фоне пламени служит ныне партийным значком социалистической студенческой молодежи Финляндии. Как видим, история новейшего времени неоднократно дает подтверждение того, что сжатая в кулак рука является атрибутом, связанным преимущественно с символикой общественных, политических движений и орга низаций, но не государственных. В то же время в современной государственной эмблематике некоторых стран используется эмблема руки, но не в форме кулака или же сжатой в кулак, а с такими дополнительными атрибутами, которые определя ют новое национальное значение этой эмблемы. Так, на государственном гербе Бельгии имеются два скипетра, один из которых увенчан государственным львом (герб Брабанта), а другой — ладонью правой руки, сло женной в двоеперстие, что символизирует «длань справедливости» и является эмблемой клятвы верховной власти в том, что она будет руководствоваться в своих действиях конституционной законностью. Эта эмблема существует в бельгийском гербе с 1831 года, с момента образования Бельгийского конституционного королевства.
В гербе Центральноафриканской Республики исполь зуется эмблема руки (также правой) с вытянутым вверх указательным пальцем, что должно символизировать указание правильного пути в направлении прогресса и относится к слову « dignite » в девизе ЦАР « Unite , dignite , travail » («Единство, достоинство, труд»). Однако, как будто в насмешку над этим высоким символическим значением указанной эмблемы, ЦАР в течение всей своей короткой истории управлялась со гласно «указующим перстам» столь недостойных поли тических авантюристов, в том числе императора-лю доеда Бокассы, что привело в конце концов к полному разграблению государственной казны в этой стране и к еще большему обнищанию ее народа. Редко когда бывает, что государственная эмблема, обращающая внимание уже своей необычностью, оказалась бы в то же время столь иронической иллюстрацией к действитель ному положению дел в данном государстве. Рука, сжимающая факел, на флаге Заира указывает на факт революционной борьбы этой страны за независимость и в целом верно отражает особенности этой борьбы, ее страстный ожесточенный характер в 60-е годы нашего века.
Рука негра, сжимающая две палочки са харного тростника и высоко возносящая их над гербом Барбадоса, символизирует, что все хозяйство, вся экономика этого островного государства строятся исклю чительно на экспорте сахара и рома — двух основных продуктов, получаемых из сахарного тростника, и что свыше 90% населения этой страны — негры. Эта эмбле ма вполне созвучна, таким образом, с девизом Барбадоса «Гордость и промышленность!» По-новому, с иным осмыслением используется изображение руки как эмблемы в негосударственной, об щественной эмблематике второй половины XX века. Так, например, рука, сжимающая за кисть другую руку, поменьше и послабее, служила эмблемой помощи, используемой, например, на отличи тельных знаках (медалях), которыми награждались ли ца, оказавшие помощь населению при стихийных бед ствиях (наводнениях, пожарах и т. п.). Эта несколько новая трактовка эмблемы руки для эмблематики, в сущ ности, не только является оправданной, но и покоится на одном из древнейших и естественнейших восприя тий руки как опоры, помощи, дружбы, соучастия, соли дарности. Однако такое осмысление эмблемы руки (в, ГДР)  стало возможно только в социалистическом об ществе, ибо во все предшествующие исторические эпо хи — и при феодализме, и при капитализме — рука в основном воспринималась как символ военный — либо охраны, обороны, либо угрозы, но все равно с оттенком своих воинских функций, а не мирных. Развитием мирных функций эмблемы руки является растущее за последние годы употребление изображений двух здоровающихся рук, то есть рукопожатия, которое является самостоятельной эмблемой. Таким образом, и символическое значение руки, и ее эмблематическое оформление могут быть чрезвычайно разнообразными и отвечать самым различным национальным и нравственным представлениям разных наро дов.

182. РУКОПОЖАТИЕ. Если эмблеме, изображающей одну руку в разных ее положениях, вариантах, поворотах и с разными атрибутами, всегда было и остается возможным придавать самое разнообразное значение, то изображение двух протянутых друг к другу рук, сомкнутых в рукопожатии, всегда, во все эпохи и во всех странах получало однозначную, одинаковую трактовку. Эмблема рукопожатия означала всегда союз, единение, дружбу. В древности такая эмблема чаще всего означала верность как основу любого союза, любой дружбы. Так, на немецких, австрийских, чешских свадебных кольцах начиная с позднего средневековья и кончая XIX веком очень часто изображалось рукопожатие как эмблема нерушимости брачного союза.
В XIX веке эмблема рукопожатия стала трактоваться   более широко — как еди нение и союз вообще и была включена в число го сударственных эмблем. Аргентина в своем гербе имеет рукопожатие как эмблему союза всех частей аргентинской федерации. За последнюю четверть века рукопожатие стало все чаще и чаще употреб ляться в международной эмблематике, особенно в эмблематике социалисти ческих стран, как эмблема дружбы народов. Поэтому эту эмблему можно было увидеть и на коллективной Составной эмблеме Организации Варшавского Договора, И на советском ордене Дружбы народов, и на значках различных обществ дружбы и культурных связей СССР с зарубежными странами. Одновременно рукопожатие в ряде социалистических стран (например, в ГДР) использовалось и как эмблема своей национальной символике для выражения таких Понятий, как “коллективный труд”, “коммунистический труд”, “совместные трудовые усилия”, “соседская взаимо помощь”. Вот почему эмблему “рукопожатие” можно было встретить на медалях, которыми профсоюзы ГДР награждали особо отличившихся производственников Во время событий конца декабря 1989 — января 1990 года в Болгарии эмблема “рукопожатие” неожиданно приобрела большое политическое звучание и практическое значение в связи с обострением внутриполитического конфликта между болгарами и болгарскими турками. Когда страну охватили забастовки, начались столкновения и дело чуть ли не приняло трагический “борот, то Союз демократических сил Болгарии (СДСБ) Сочвал в Софии 14 января 1990 г. 100-тысячный митинг своих сторонников, решивших активно блокировать разжигание националистических страстей. Эти люди вышли На улицу с самодельными фанерными и картонными Крупными значками на груди, изображавшими “рукопожатие”, с надписью “Примирение!”. Таких людей оказалось более 100 тыс., и, таким образом, сразу стало ясно, какое число людей в столице выступает в поддержку решения правительства от 29 декабря 1989 г., так что те, кто рассчитывал на подстрекательство “толпы” к насилию, оказались в явном меньшинстве и даже не посмели выступить. Так при помощи эмблемы был найден быстрый и эффективный выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. Однако это стало возможным лишь в стране, где существуют давние эмблематические традиции, где народ эмблематически грамотен. Эмблема “рукопожатие” имеет в настоящее время две основные формы начертания: натуральную и стилизованно-схематическую. В нашей стране преимущественно используют натуральную форму, в странах Западной Европы предпочтение отдают условно-стилизованной форме рукопожатия (например, в Финляндии).

183. РУТА (РУТЫ). В геральдике этот термин имеет два значения:

 

а)   Так иногда называется  эмблема трилистника, если она повторяется многократно черезопределенные интервалы и крепится на длинной ленте (полосе), ко торая, как и трилистник, имеет в этом случае обычно зеленый цвет (но иногда и черный). Такая “рутовая лента” или “рутовый пояс” носят наименование “рутовой короны” и используются обычно чаще всего в германской геральдике в княжеских  и герцогских владельческих гербах (в наше время — в гербе княжества Лихтен штейн) . б)  Рутами также называются в геральдике знаки, имеющие форму карточной масти “бубен”. Рассеченный по диагонали полосами на ряд “бубновых” знаков пестрый гербовый щит называется “рутованным”. Руты при этом получают через одну “шахматную” окраску (бело- черные или красно-белые, черно-золотые и т. д.). Обычно щиты с таким не гладким, а рутованным полем исполь зуются в так называемых дамских гербах. Но есть и исключения. Герб современного государства-княжества Монако представляет собой как раз рутованный (красно- белый) щит, без всяких дополнительных эмблем.

184. РЫБА, РЫБЫ (по-гречески — ихтиос) — один из распространенных на эллинистическом Востоке и наибо лее ранних символов Христа, что объясняется исполь зованием на заре христианства для зашифровыва ния имени Христа первых двух букв слова “ихтиос”. В позднейшей средневековой геральдике рыбы как эмб лемы использовались сравнительно редко, поскольку символизировали в целом безгласие и не могли слу жить образцом других ярких качеств, как пернатые и звери. Поэтому изображение рыб в государственных гербах всех уровней, как правило, отсутствует. В совре менных государственных гербах рыбы используются только как щитодержатели у таких ярко выражен­ных океанических стран, как Барбадос (остров в Карибском море) и Сейшельские Острова (Индийский океан). Обе страны используют в качестве эмблем стилизованные изображения местных видов океаниче ских рыб с несколько гипертрофированными декоративно-экзотическими чертами (увеличенные плавники, фантастические головы и т. п.). На гербе Барбадоса правый щитодержатель — фактически дельфин (он так и блазонируется). Вне государственной геральдики рыбы используются довольно часто в территориальных, в том числе в городских, гербах, а также в родовых, монастыр ских. Наиболее часто для эмблемы рыбы применяется форель, сохраняющая при блазонировании свое название, в то время как остальные породы рыб блазонируются просто как рыбы. Изображение форели отличается тем, что она всегда дается изогнутой и ее тело покрывается крупными точками (пятнышками). Форель — эмблема живости, живучести, энергичности, подвижности, так называемая “играющая форель” и одновременно симво л щепетильности (не выносит засоренную, нечистую воду).
К числу рыб в геральдике относится также дельфин, хотя это животное. Однако эмблема дельфина всегда изображается отдельно, одиночно и никогда в сочета нии с другими рыбами. Дельфин, как и форель, симво лизирует жизненную живость, энергию и используется как эмблема, указывающая на овладение водным прост ранством или на военное превосходство в морских просторах. Отсюда и современное использование эмблемы дельфина как арматюры в ряде ВМФ иностранных государств и в качестве эмблемы некоторых военно- морских родов войск, например противолодочных, ло кационных и т. д.
В русской геральдике рыбы как эмблема особенно распространены в гербах городов, расположенных на крупных реках, и служат для обозначения рыболовства или просто рыбного обилия в тех или иных областях. Обычно в русской геральдике в виде эмблемы рыбы изображаются чаще всего осетры, наделенные наиболее характерными внешними чертами и означающие истинно русскую рыбу. Наряду с осетрами изображаются также судаки, сазаны, изредка — карпы. Наиболее частым ви дом изображения являются две скрещенные рыбы голо вами вверх, реже — две-три рыбы, расположенные гори­ зонтально одна под другой. В западноевропейской, особенно в германской, ге ральдике для эмблемы рыбы используются стилизованные изображения таких пород, как барвена (усач) и лещ (чебак), так что по породным признакам всегда можно отличить русский герб с изображением рыб от любого иностранного. В скандинавской геральдике (датской, шведской, исландской) для эмблемы рыбы используется в основном изображение трески или особо удлиненной, стилизованной сельди с короной (т. н. “сельдяной король”).

186. СВАСТИКА — санскритское наименование симво лического знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался “тетраскеле” — “че вероногое”, “паук”). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще — в эпоху неолита, ранее всего в Азии. Уже с VII — VI веков до н. э. он входит в буддийскую символику, где означает тайную доктрину Будды.

 

 

Журавль (первоначальный вид свастики)

Фашисткая

 

 

Древнеиндийская

Финская (крестосвастика)

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Крокодил известен как эмблематическое животное с древнейших времен государственной эмблемы
Французской геральдике также имели место гербовые шаблоны
1923 году буквенное изображение было снято с государственного флага союза
Войсковые эмблемы

сайт копирайтеров Евгений