Пиши и продавай! |
Античная (тетраскеле) Ирландская (ИРА)
Китайская Фильфот (ЮАР) Свастика воспроизводится на древнейших мо нетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в Китай); в Центральной Америке также известна у на родов майя как знак, указывающий на круговорот Солнца. В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени — к бронзовому и же лезному векам. В эпоху переселения народов он про никает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из символов верховного скандинавского бога Одина (Вотана и германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы. Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, "отворачивающийся от левой стороны". Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего "паука" влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, смерти, поскольку для них он был "чужой". 187. СВИТОК - свернутая в трубку, в рулон рукопись; в библейские времена папирусный свиток - типичный характерный признак записанных, но еще не опубликованных и никем не признанных мыслей. 188. СЕЛЬДЕРЕЙ. Листья сельдерея уже в древности обратили на себя внимание симметричностью располо жения, красивым, эффектным вырезом, четкой, стандарт но выдержанной характерной заостренностью силуэта и, конечно, своей троичностью (три выреза, повторенные трижды в каждом листке), которой придавалось маги ческое значение. Все это в сочетании с другими поло жительными качествами сельдерея — приятным, тонким, освежающим запахом “ вкусом, пронзительно яркой зеленью и почти лакированной поверхностью молодой листвы, а также, не в последнюю очередь, в связи с оздоровляющим, очистительным влиянием сельдерея на организм человека — сделало это растение избранной травой для составления в античное время венков побе дителей. В части древнегреческих государств, напри мер в Спарте, сельдерей ценили даже выше оливы и лавра (в пику Афинам), и соответственно этому венок из сельдерея считался там почетнее лаврового. (Он вру чался победителям спартакиад, т. е. не всегреческих, а лишь внутриспартанских соревнований.) Вот почему в эпоху феодализма во всех странах За падной Европы, куда в том или ином виде проникла античная культура, сельдерей был объявлен знатным растением, и по рисунку листьев сельдерея, иногда ни сколько даже не стилизованных, ювелиры из золота мастерили королевские и прочие монархические короны. Из всех огородных растений такого высокого поло жения в геральдике достиг только сельдерей, если не считать лука-порея, который наряду с нарциссом стал позднее составлять национальную эмблему Уэльса — одного из герцогств Великобритании. 189. СЕНМУРВ — крылатый пес или четырехкрылый леопард, эмблема закавказской (грузинской и армянской) древней геральдики, заимствованная из мифо логии древней Месопотамии. Сенмурв — символ быстрого завоевания, то есть яв ления, которое часто повторялось на Древнем Востоке, где громадные империи завоевывались, создавались, а затем рушились буквально в одночасье. Сенмурв по этому — эмблема царей- завоевателей, жестоких по корителей народов и от сюда хотя и грозный, но ненавистный народам Перед ней Азии знак, изобра жение. В связи с этим изображения сенмурвов плохо сохранились. Они уничтожались восставшими наро дами, мятежными крестья нами и ремесленниками при каждом удобном случае. Им удалось “укрыть ся” лишь в некоторых церквах и монастырях, где их охраняли подкупленные царями -завоевателями церковники. В настоящее время сенмурв сохранился в Никорцминде, селении в 46 км от г. Они (Грузия), на шоссе Они — Кутаиси, где в соборной церкви нахо дилась резиденция рачинских епископов. 190. СЕНЬ (нем. die Zelt , фр. tente , voute celeste — царский шатер; от санскритского chattra ) — древневос точный и буддийский символ покровительства, судьбы; в европейской геральдике изображался как балдахин, то есть богато украшенная и орнаментированная деко ративная завеса над троном, престолом, символизирую щая небосвод, небесное покровительство монарху Изображалась в гербах коронованных особ в период раннего средневековья (до XIV в.) обычно как дополни тельная деталь над изображением престола, трона, непосредственно связанная с ним. В более позднее время, в классической геральдике XVII — XVIII веков, сень обя зательно включалась в пышные большие гербы монар хов, которые наносились на стены парадных зал дворца, на надгробия и на важнейшие государственные договоры или ратификационные грамоты. 191. СЕРП — одна из двух главных гербовых эмблем Советской (рабоче-крестьянской) власти, эмблема крестьянства как класса. То, что именно серп должен быть эмблемой крестьянства, впервые было указано в правительственном сообщении о конкурсе на советский герб, подписанном в апреле 1918 года А. В. Луначар ским, и, следовательно, этот вопрос предварительно об суждался в правительственных кругах в период с января по апрель 1918 года. Тот факт, что в архивах нет ника ких следов, отражающих споры по этому вопросу, как это было с эмблемой меча, лишь подчеркивает, что вопрос о серпе был практически решен сразу и единодушно и иных мнений относительно того, что серп — это наиболее выразительная и правильная эмблема крестьянства, не высказывалось. С этим были согласны все. Мотивами, по которым именно серп был избран эмблемой трудя щегося крестьянства, были следующие: серп — наиболее массовое и притом личное орудие крестьянского труда, имеющееся в каждой крестьянской семье; серп — ручное орудие, употребляемое мужчинами и в особенности женщинами, то есть общекрестьянское, в то время как коса — преимущественно мужское орудие труда, а плуг — орудие сравнительно редкое для того времени, имевшееся лишь у богатых, зажиточных крестьян- кулаков. Серп, кроме того, символизирует жатву, уро жай, то есть кульминацию и наиболее радостный этап крестьянского труда, этап, предполагающий в наибольшей степени общий, коллективный труд, общие усилия, что было немаловажно именно для символа Советской власти. Имело, возможно, значение и то обстоятельство, что подавляющая часть членов Советского правительства и партийного аппарата, членов ЦК жили до революции в Швейцарии и не могли не знать, что в швейцарской и австрийской геральдике серп в руках крестьянина считался эмблемой его хозяйственной независимости и свободы. Различные варианты серпа и молота , предлагавшиеся для советского государственного герба в 1918-1923 гг.
Варианты для печатей (ВЦИК и СНК) -С.В. Чехонин Вариант Н. Альтмана Эмблематическое изображение факела на значках |
|
|
|