Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Общевойсковая

Артиллерия, Ракеты

Авиация, Летный состав

Кавалерия

 

 

 

 

Танковые части

Инженерно-техническая служба

Авточасти

Военные юристы

Поэтому войсковые эмблемы для одних и тех же родов войск в каждом государстве различны, они не только не являются ни в коей мере международными, но даже и не достигают ранга общенациональных эмблем. Это — ведомственные эмблематические изображения. Поэтому они устанавливаются и утверждаются не государством, как государственные эмблемы, а ведомством вооруженных сил страны и даже отдельными уп равлениями соответствующих родов войск. Цель войсковых эмблем — установление прочного различия личного состава разных родов войск по внешнему виду. Войсковые эмблемы, таким образом, играют в современных условиях ту роль, которую в прошлом играли вначале разноцветные мундиры различных родов войск, а позднее — разноцветные погоны и петлицы мундира военнослужащих. Поэтому современные войсковые эмблемы, представляющие собой небольшие (10Х 15 мм) металлические изображения, располагаются также на погонах и петлицах офицерского, сержантского и рядового состава и в увеличенном (рисованном на ткани) виде используются в качестве нарукавных нашивок для сержантского и рядового состава (но только на их выходную, парадную форму).
Впервые войсковые эмблемы появились после франко-прусской войны 1870—1871 годов, последней войны доимпериалистического периода, в итальянской армии вначале на головных уборах вместо кокарды, затем на погонах. Они впервые вводили изображения, которые позволяли отличать каждый род войск строго по виду его основного оружия: у гренадер — граната (раньше называлась “гренада”), у пехоты — щит с ружьями, у улан — щит с пиками, у артиллерии — пушки с гранатами, у инженерных войск — топоры, у альпийских стрелков — орел и винтовка. За Италией последовала Франция, начавшая накануне первой мировой войны перестраивать свою армию и принявшая аналогичные эмблемы для своих родов войск. Остальные страны ввели войсковые эмблемы в основном после первой мировой войны, отказавшись от существовавших до этого полковых арматюр.
Однако, как и всякое нововведение, войсковые эмблемы не сразу заняли доминирующее положение и часто меняли свою форму; некоторое время они сохранялись наряду с привычными разделениями войск по цвету петлиц и погон. Так, например, даже в Советской Армии с 20-х годов и вплоть до середины 50-х годов сохранялись различия в цвете и окантовке петлиц, а затем, с 1944 года, и погон: пехоте был присвоен малиновый цвет петлиц с черным кантом, внутренним войскам — кирпичный, кавалерии — синий с черным кантом, артиллерии — черный с красным кантом, авиации — голубой без окантовки, танковым войскам — черные бархатные петлицы с золотым кантом, месанслужбе — зеленые с красным кантом, саперам — черные без канта. С усложнением структуры вооруженных сил, с появлением многих новых и нетрадиционных родов войск, в том числе ряда специальных, особых, оснащенных новой техникой служб, встал вопрос о замене цвета как символического признака рода войск войсковыми эмблемами, которые были бы разнообразны, не повторялись и хорошо узнавались личным составом армии и флота.
Поскольку каждый род войск имеет свойственные только ему одному основное оружие и военную технику или предназначен для выполнения лишь определенных задач, то эмблемами отдельных родов войск стали служить изображения либо характерных типов оружия (пушки — для артиллерии, танки — для танковых войск), либо характерных видов снаряжения (парашют для воздушно-десантных войск, якорь — для флота, бульдозер — для строительных войск). Использовались и символические знаки, хорошо известные из области общей культуры (лира — для военных музыкантов; змея, обвивающая чашу,— для медслужбы; щит и меч — для военных юристов). Большинство такого рода войсковых эмблем существовало в Советской Армии уже с 30-х годов.
С развитием после второй мировой войны новых видов войск и их дальнейшей специализацией воинские эмблемы усложняются, начинают включать в себя не один, а несколько элементов, что, естественно, ведет к меньшей узнаваемости таких эмблем, к необходимости объяснять, не только расшифровывать их смысл и значение, но и нередко растолковывать само изображение в целом. Так, например, изображение пятиконечной звезды, оплетенной двойным венком и скрытой за двумя щитами (первый щит — это бензойное кольцо), на одном из которых нанесены линии, напоминающие лучи, является эмблемой специального рода войск, ведающего зашитой действующих частей от радиации, а также от химического и бактериологического поражения.
Конечно, не все существующие ныне войсковые эмблемы достаточно выразительны и мгновенно узнаваемы и понятны. И для “малой войсковой эмблематики” действует то же правило, что и для всей геральдики: эмблемы должны быть предельно лаконичны, им вред но многословие, их образ должен быть не копией реальной машины или прибора, находящегося на вооружении войск, а скорее их символом. Ведь вспомним, что и во времена существования кавалерии ее эмблемой была не лошадь и даже не конская голова, силуэт которых плохо различим, а подкова с перекрещивающимися саблями, то есть то, без чего кавалерия немыслима, в то время как изображение лошадиной головы может вызывать ассоциации и с транспортом, и с крестьянским хозяйством. Так и ныне для обозначения авиационных войск, военно-воздушных сил используется в качестве эмблемы не самолет, а символ — пропеллер и крылышки. Главная черта бывших советских войсковых эмблем выражена достаточно четко: все они (за исключением двух-трех довоенных) построены по типу не только . говорящих эмблем, но даже “подробно рассказывающих”. В них преобладают реальные детали и предметы, и они образуют отдельную эмблему скорее за счет своего общего силуэта, чем за счет различения зрителем тех предметов, которые эту эмблему составляют. Таким образом этого рода войсковые эмблемы апеллируют к нашей зрительной памяти, а не к нашему сознанию, не к нашему ассоциативному мышлению. Что касается войсковых эмблем вооруженных сил иностранных государств, то весьма часто для них используется классическая символика, а не прямые, говорящие эмблемы с изображением того или иного оружия. Так, например, в военно-морских силах ряда европейских морских государств изображение дельфина используется в качестве эмблемы сил подводного флота (подводных лодок), а изображение кукарекающего петуха — в качестве эмблемы сторожевых и патрульных кораблей; спрут-осьминог служит эмблемой минных тральщиков,. в то время как у торпедных катеров — торпеда с расходящимися от нее во все стороны стрелами-молниями.

Датские воинские эмблемы личного состава

 

 

Подводного флота

Торпедных катеров

Эти примеры наглядно показывают, что можно гибко сочетать классический, иносказательный, символический облик эмблем с современным “говорящим”, ставя задачу добиться наибольшей их выразительности и лаконичности, с тем чтобы эмблему составляла одна фигура, но крупная и выразительная по своему значению и внешнему облику. Главное, чтобы войсковые эмблемы образно и четко передавали смысл деятельности того или иного рода войск.

38. ВОЛК, ВОЛЧИЦА, ВОЛЧАТА (лат. lupus, фр. loup, нем. wolf, норв. ulv, шв. varg, чешек, vlk, польск. wilk) с глубокой древности у большинства народов Европы и в библейской символике — символ хищника, свирепого врага, в русской символике — символ злости, прожорливости, алчности. В Библии волкам уподобляются лжепророки, неправедные правители и судьи как лица, наиболее опасные для народа. В скандинавской мифологии волк Фенрир — страж Ада, враг людей и богов. В раннем средневековье в Северной Европе термин “волк” (varg i veum) в обычном праве означал самого презираемого преступника — осквернителя храмов и кладбищ. В античной мифологии миф о волчице, вскормившей Ромула и Рема, был также, по сути дела, своеобразным отражением резко отрицательной оценки действий древнейшего узурпатора Амулия, повелевшего бросить младенцев в Тибр, в то время как даже волчица их спасла и вскормила. Аналогичная ситуация и в русской сказочной традиции, где волк спасает Иванушку от смерти и преследований старшего брата-царя, оказавшегося гораздо более злым и подлым, чем волк.
Совпадение символа свирепого врага, хищника у германских и славянских народов в древности находит свое отражение и в поразительном фонетическом совпадении слов “волк” и “враг” в русском и германских языках: волк — Wolf (вольф) — ulv (ульв) — varg (варг) — враг.
Как высший символ свирепости волк противопоставляется христианством ягненку, агнцу – символу кротости и непорочности. В Библии время высшей несбыточной справедливости на Земле характеризуется как эпоха, когда волк и ягненок будут жить вместе. В католической символике, особенно романских стран, волчица — символ алчности. Однако после средневековья волк как символ исчезает. Его образ не находит отражения ни в геральдике, ни в эмблематике нового и новейшего времени. Более того, с исчезновением волков в большинстве стран Западной Европы в XIX веке начинает меняться и смысловая оценка его образа. Отношение к понятию “волк” как к символу врага постепенно заменяется уже к 40-м годам XIX в. научной оценкой этого хищника зоологами как животного, наделенного чрезвычайно развитым инстинктом самосохранения и поразительной, самоотверженной верности семье или стае, верности вожаку, матерому волку. Это обстоятельство побуждает английского генерала лорда Баден-Поуэлла, основателя скаутского движения, дать скаутам младшей группы (8—11 лет) официальное наименование “волчата” (wolf cubs), что должно было символизировать их слепую верность идеалам и уставам скаутизма.
Если символическое значение образа волка все же проявляется и в западноевропейской, и в русской традиции, то эмблематическое изображение образа волка встречается крайне редко и по существу закреплено и канонизировано лишь в германской геральдике. Эмблематическое изображение волка обычно почти совпадает с изображением лисицы (в германской геральдике — лис): расположение фигуры в поле, поворот головы, общий абрис и экстерьер фигуры в эмблемах волка и лиса фактически одинаковы. Имеющиеся различия незначительны, но тем не менее строго фиксированы: у лиса гладко лежащая шерсть, пышный хвост, крупные уши (ухо) эллипсовидны, расположены почти анфас, пасть всегда сомкнута (даже если держит добычу), кончик носа четко обозначен особым цветом (обычно черным), по сравнению с окраской фигуры цвет всегда постоянный, единственный — красный, независимо от цвета поля щита; у волка — шерсть на лапах, хвосте и спине вздыблена, пасть всегда открыта (даже если не высунут язык), в ней отчетливо видны два ряда острых, как пила, длинных зубов, уши изображаются в профиль, заострены, повернуты немного концами в сторону носа, верхняя часть морды раздвоена (вместо обозначения кончика носа) узким разрезом, окраска всей фигуры всегда черная, редко — синяя или голубая, в исключительных случаях — белая, серебряная, серая (натуральная)
Другое эмблематическое изображение волка в западноевропейской геральдике — римская волчица с двумя младенцами — встречается еще реже и известно за всю историю европейской культуры лишь в пяти случаях: как одна из ранних эмблем Византийской империи, как эмблема первого англосаксонского королевства Кент в V—VI веках, как герб итальянского города Монтальчино в 1555—1559 годах, когда он стал на короткое время отдельным епископством, и, наконец, в гербе Римской Республики в 1849 году и в гербе Сиены в период ее независимости.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так постепенно возникли следующие варианты крестов
Главных государственных эмблем франции национальные
В советской эмблематике
Эмблема
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 13 эмблема

сайт копирайтеров Евгений