Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Труба как эмблема славы - изображение на эмблемах и в произведениях искусствв

Современное схематическое изображение трубы на дорожных указателях и торговой рекламе

Рожок был в то время и вплоть до сере дины XIX века постоянным атрибутом почтальона, трубившего при приближении своего дилижанса к населен ным пунктам в специальный почтовый рожок. Как эмблема почты рожок используется до сих пор в боль шинстве стран (особенно во всех европейских) на почто вых ящиках и на знаках почтовой оплаты (марках, маркированных конвертах, штемпелях и т. д.). В государственной геральдике практически не приме няется. Единственный случай — рожок на гербе Лихтенштейна, который по форме отличается не сколько от стилизованного, международно принятого почтового рожка и имеет натуральный вид, что позволяет рассматривать его как охотничий рожок или пастуший альпийский рожок, служащий указанием на укромное альпийское положение этого княжества. В на стоящее время эмблема рожка употребляется исключительно в почтовом ведомстве.

180.РОЗА — цветок, который с эпохи раннего средне вековья занимает видное место в литературе, искусстве и эмблематике различных народов Востока и Европы. Родиной розы считаются Северный Иран и примыкаю щая к нему южная часть Туркмении, где растет пра родительница всех роз — салоргёль (см. Гель). Ассирия, Вавилон и Древний Египет не знали розы. Она была занесена в Малую Азию, Средиземноморье и в Европу (прежде всего — на Балканы) во время греко-персид ских войн и затем быстро распространилась во всем тогдашнем Старом Свете, стала культивироваться, разво диться для декоративных целей. Уже Гомер, Вергилий, Гораций, то есть крупнейшие античные поэты, воспева ли розу как королеву цветов. И по-древнегречески она называлась «бродон» — искаженное армянское «цветок», что указывает косвенно, какие садовники и торговцы в основном «продвигали» розу с Востока в страны Евро пы (из «бродон» затем в разных языках, и прежде всего в латинском, образовались «родон», «родзон», «розон», «розан» и «розен»; позднее неверно производили название розы от близкого по созвучию греческого слова «бротос» — окровавленный, забывая, что не все розы красные).

 

 

 

 

Ланкастеров

Йорков

Тюдоров

Англии (бэдж)

 

 

 

 

Немецкая роза Розенов

Русская гербовая

Эмблема СДПШ

 

Как яркий, пышный цветок, сочетающий красоту с приятнейшим запахом, роза быстро заняла видное место в религиозных ритуалах, в торжественных случаях и в не меньшей степени в косметике и в медицине. В поэзии и мифологии были созданы (заново) легенды о розе. Роза была посвящена Афродите (Венере), стала одним из ее атрибутов (позднее, при возникновении христианства, роза перешла «по наследству» как атрибут к деве Ма рии), а также атрибутом Эроса, граций, муз и Флоры; был создан поздний миф, что роза произошла якобы из капли крови Венеры. Еще до возникновения хри стианства роза стала эмблемой весны, красоты, любви, а розовый бутон — символом девственности и, наоборот, завядшая, осыпающаяся роза — символом кратковременности житейских благ. В эпоху эллинизма и заката Римской империи роза все чаще стала символизировать роскошь и изнеженность, и именно с этого времени идут выражения «спать на розах», а также «бросать розы к ногам победителей». В то же время зарождавшееся и набиравшее силу в Римской империи христианство стало находить симво­личным наличие у роз шипов и особенно использовало этот факт в своей пропаганде («нет розы без шипов») как «божественное» доказательство неизбежной кары за грехи, неизбежной связи между «сладкой» и «горькой» жизнью. Римские христиане ввели поэтому обычай украшать розами могилы умерших, то есть воздавать им после смерти почести, которых они были лишены при жизни. Отсюда и пошел праздник «розалий» как праздник поминовения умерших в католической церкви, прихо дившийся как раз на начало бурного цветения роз (в условиях Италии), то есть примерно на середину мая. Вначале отцы католической церкви боролись против подобных суеверий, но затем решили всецело применить розу как символ и эмблему для собственных целей, поняв, что из борьбы с таким притягательным цвет ком ничего не выйдет. Роза была объявлена символом чистоты и райской святости, посвящена исключительно деве Марии (Богородице), а ее алый цвет (в отличие от красного и пурпурного, ставших регальными) был признан исключительным символом крови Христа (начиная особенно с XII — XIII вв.). Троица (начало июня) была объявлена в Испании, Италии и Южной Франции «розо вым воскресеньем», а в более северных странах (Бель гии, Голландии, Южной Германии и Австрии) праздник «розалий» был передвинут на конец июня — начало июля и связан с Петровым днем: «розы рая», которые якобы разбрасывал святой Петр, приглашая в рай праведников. Вот почему розы постоянно изображались на рели гиозных картинах как некая эмблема святости, а простой люд в католических странах верил в то, что розой можно отпугнуть самого дьявола или демона, и жены рыцарей дарили розу уезжавшему в поход воину-мужу в знак святости и верности своей любви (а не мужчины, как это делают у нас). Розы специально возделывались в мона стырских садах, благодаря чему их сорта улучшались. С XII века устанавливается и высший знак отличия, которым папы отмечают католических монархов за услу ги церкви,— они дарят им золотую розу*.
На Востоке, где культ розы был древнее европей ского, этот цветок, однако, не получил никакого религиоз ного истолкования и считался лишь эмблемой земной любви, иногда — платонической; культ этот разрабаты вался к тому же не в народном фольклоре, а в придвор ной восточной поэзии, в основном занятой темой розы и соловья как синтеза трех видов приятного ощущения: цвета, запаха и звука. Кстати, именно на этой восточ ной философии основана современная цветомузыка. Ни что, так сказать, не ново под луной...
В Россию роза до конца XVIII века не проникала ни как растение, ни как символ по двум очень веским причинам: во-первых, в силу русских суровых природных условий, а во-вторых, уже как сложившийся католи ческий символ она не допускалась русской православной церковью. Лишь после наполеоновских войн под влиянием западной романтической литературы мотив розы начинает время от времени появляться в дворянской поэзии. Народному же русскому фольклору роза совер шенно неизвестна.
То, что роза на Западе была постепенно превращена в весьма распространенную и полную важного значения эмблему официальной идеологии, отразилось и позднее, после утраты католической церковью своего безраздельного влияния, в том, что роза в протестантских госу дарствах, и прежде всего в Германии, продолжала сохранять свое влияние и значение, но уже в качестве знака тайных обществ или вообще в виде знака таин ства. Немецкое выражение « unter der Rosen » («под розой») означало «сохранять что-либо в тайне». Так, например, если изображение розы помещали на стену над столом, то это означало, что беседа приглашенных на обед не должна разглашаться. В Оружейной палате Кремля имеются серебряные кубки, подаренные немец кими послами царям в XVI — XVII веках, на которых выбита надпись: «Что бы мы здесь ни говорили, должно остаться под розой»*, что являлось как бы обязатель ством посла и пославшего его государя сохранять содер жание внешнеполитических переговоров в глубокой тайне. Не удивительно после всего этого, что роза проникла и в классическую геральдику — ее изображение было стилизовано и канонизировано, хотя допускались и не большие вариации, особенно в цвете и частично в форме (так, например, в России в XVIII — XIX вв. в гербах употребляли не геральдическую, а натуральную розу)**. Роза могла быть в геральдике золотого, сереб ряного, красного, белого и даже синего цвета. Она употреблялась и в гербах обычных дворян, и в гербах владетельных особ, крупных монархических династий. Так, красная роза была эмблемой династии Ланкасте ров (1399—1461 гг.), а белая роза — эмблемой враж довавшей с ней династии Йорков (1461 —1485 гг.). Поэтому борьбу этих двух династий часто называют войной Алой и Белой розы. Когда наследник Ланкастеров (Генрих VII ) женился на наследнице Йорков (дочери Эдуарда IV ), создавшаяся таким образом династия Тю доров (1485—1603 гг.) приняла в качестве своей эмбле мы красно-белую розу, которую обычно в Англии назы вают розой Тюдоров. Вобще же превращение розы в английскую эмблему произошло после крестовых похо дов и активного участия в них английского короля Ричарда Львиное Сердце и еще больше укрепилось в результате того, что папы римские дважды дарили золотую розу английским королям. В настоящее время роза (с красными лепестками и белыми тычинками) — полуофициальная эмблема Англии (бэдж). Английскую розу, а также репейник (Шотландия) и нарцисс (Уэльс) можно встретить в современном государствен ном гербе Канады (под ногами щитодержателей), ука зывающем тем самым, кто заложил основу канадского государства.
Вместе с тем розу как эмблему используют ныне и другие страны, и общественные (международные) орга низации. Так, например, роза (ярко-пунцовая, темно- красная) — неофициальная эмблема Болгарии, славя щейся на весь мир своими казанлыкскими розами и по праву пользующейся этой эмблемой как первый в мире поставщик розового масла. Желтая роза всегда была при знаком, связанным с Китаем, поэтому ее часто называют в Европе чайной розой, то есть китайской розой. В на стоящее время желтая роза — официальная эмблема столицы КНР Пекина. Девять белых роз — в гербе Фин ляндии. Алая роза (ярко-карминового, а не красного цвета) — официальная эмблема Социалистического интернационала и партий, входящих в него. Она изобра жается натуральной и по форме, и по цвету, причем так, как она растет, с частью ветки. Отдельные социа листические партии варьируют эту эмблему: меняют чис ло листьев на ветке, ее размеры и иногда число видимых лепестков. Шведская социалдемократическая партия изображает свою эмблему розы алым контуром, вписан ным в прямоугольник.
Учитывая вышеизложенную историю эмблемы розы, ее многовековое использование как католической эмбле мы, а в наше время — как международной эмблемы Социнтерна и входящих в него национальных партий, а также употребление розы как неофициальной народной эмблемы в ряде стран, имеющих на то либо историческое, либо географическое основание, представляется весьма странным, что в конце ноября 1986 года конгресс США вынес постановление считать розу эмблемой США, хотя, казалось бы, к Америке роза не имеет никакого каса тельства — не только исторического, но даже и ботанического: среди американской флоры роза не встречается, она была завезена в Новый Свет менее чем 200 лет назад.
* «Was wir all hier thun kosen — das bleibe unter der Rosen». ** В гербе баронессы Евдокии фон Климентовой за воспитание грех царских детей — три натуральные розы, олицетворяющие, таким образом, этих детей как конкретных живых, здоровых (отменно со­ хранивших здоровье) существ, а не отвлеченные понятия. Форма, следовательно, полностью отражала содержание .

181. РУКА . Как эмблема изображение руки существо вало с незапамятных времен. Археологи находят ныне изображения руки или сжатого кулака на украшениях и бытовых предметах самых разных эпох. Ее можно найти на петроглифах (наскальных изображениях) доистори­ ческих эпох (каменного века) у многих народов, на чиная с Северной Африки и Испании и кончая Восточной Сибирью. Рука, руки, выточенные из дерева, изваянные в камне в виде кулака или раскрытой ладони, а иногда и со сжатыми плотно пальцами, встречаются и в искусстве, и в религии многих первобытных народов. Однако символическое значение эмблемы руки на протяжении истории менялось.
Понимание «волшебной силы» руки всегда было в той или иной степени свойственно людям. Мы до сих пор в повседневном языке, а подчас и как официальное по нятие употребляем выражение «золотые руки», когда желаем особо отличить какое-либо мастерство, хотя прекрасно понимаем, что такое обозначение услов но, ибо когда речь идет о большом мастерстве, то дело, конечно, не только в руках, но и в уме, опыте, профессио нальных знаниях и таланте. Тем не менее именно эмблема руки для выражения различных понятий получила широкое распространение у разных народов, как евро пейских, так и азиатских, и африканских. В средние века эмблема руки применялась чаще все го для выражения понятий «защита», «оборона», а также «клятва» и «верность». Рука, сжатая в кулак, бронированная или в латах, держащая щит или меч, лук или стрелы, изображалась не только на гербах отдель ных лиц (например, на гербе Крузенштернов), но и на гербах целых стран, как, например, Карелии, когда надо было выразить идею обороны, отваги, защиты отечества.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эмблема
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 9 красном
Свастики а патрика признаку
В первые годы после октябрьской революции кадуцей с красной звездочкой трактовался как эмблема мирных отношений
Схемати зированное изображение главного приемного помещения бывшего императорского дворца тай хутиен

сайт копирайтеров Евгений