Пиши и продавай! |
Так сложился современный внешний вид этого символического жезла, ставшего в новое время, особенно после Великой французской революции, международной эмблемой мирной торговли, международного обмена. В конце концов кадуцей стали изображать вообще схематически: палочка со шляпкой или набалдашником и вокруг нее три витых полукольца. 81. КАЙЛО — эмблема тяжелого труда (наряду с киркой и кувалдой). Орудие, имеющее одно острие (как правило), плоскость которого расположена вертикально, как у топора, но, в отличие от последнего, не расширяется, а суживается по сравнению с обухом.Встречается уже в старой геральдике, особенно в городских гербах, как одна из эмблем горной промышленности, чаще всего в сочетаниях с киркой, молотом, кувалдой. В первые годы Советской власти использовалась как эмблема в “гербах” отдельных профессиональных союзов в СССР: землекопов, чернорабочих, горнорабочих, углекопов (шахтеров) и др. В дальнейшем постепенно вышла из употребления в нашей стране, даже в технических эмблемах. 82. КАМЕНЬ — объект, получивший символическое осмысление только в библейской символике и отчасти в масонской. Является типичным примером крайней противоречивости библейской символики, ее многовариантности и субъективности в трактовке понятий. а) Под камнем во многих местах Библии подразумевается Христос (1 Кор.: 10,4). В этих случаях указывается, что речь идет о духовном камне, духовной скале, и камень трактуется как символ несокрушимости, твердости и как источник духа (аналогично источнику воды из скалы). б) Одновременно камнем символически обозначается все бесчувственное, бессердечное, жестокое, несострадающее, черствое. в) Камень живой, или “камение живо”, символизирует языческих идолов, истуканов, статуи героев и языческих богов античности. г) Камнем именуется и столица Каменистой Аравии г. Петра, высеченный целиком в скалах (столица государства набатеев с 300—200 гг. до н. э.). Со 105 г. н. э. вошла в состав Римской империи, в VIII веке после завоевания арабами потеряла значение. Вновь была открыта лишь в 1812 году. д) Камень символизирует также в Библии безопасное место, укрытие, убежище, находящееся под покровительством божьим, имеются в виду пещеры, катакомбы в скалах, используемые в период раннего христианства. е) Камень краеугольный символизирует фундамент, основу здания, либо закладной, либо держащий угол (две стены), и употребляется в переносном смысле. ж) Камень оловянный означает отвес, уровень, ватерпас — основной инструмент строителей, зодчих. з) Камень лидийский символизирует пробный камень (пробирный камень), оселок, по которому можно узнать (распознать) качество и состав металлов — золота, серебра и их суррогаты или подмену, проводя соответствующим металлическим изделием по оселку. Символизирует распознание добра и зла по пробному камню. и) О значении необработанного (дикого) и шлифованного камней у масонов см. Символика масонская.83. КЕДР — “царь деревьев”, красивое хвойное дерево в Ливане, способное расти на высоте до 4000 м (самое высокогорное дерево в мире!), обладающее прочной, нетленной, не подверженной порче насекомыми древесиной, издающее сильный приятный запах (благоухание), употреблялось с древнейших времен в Палестине для строения храмов, внутренней отделки помещений и в кораблестроении. В религиозных целях применялось для обрядов очищения. В силу этого кедр был почти уничтожен еще во времена Соломона. Преемники его продолжали вырубать кедры с таким же рвением. В библейской символике кедр означает знатность, силу, долголетие. В современном Ливане — эмблема на государственном флаге и гербе. Фактически же от кедров в Ливане теперь мало что осталось. 84. КИРКА — орудие, имеющее два острия, плоскость которых расположена горизонтально или заострена конически. Эмблема горнорудной и камнеломкой промышленности. Как эмблема широко применялась в старой геральдике либо в виде двух скрещенных кирок, либо в сочетании с другими орудиями тяжелого труда — молотом, кайлом, кувалдой. Вошла в число ряда городских эмблем, особенно городов, известных своими каменоломнями. В годы Советской власти стала одной из эмблем профессиональных союзов и составной частью разных технических эмблем. Постепенно заменялась более современными орудиями труда (врубовый молоток-машина) . В настоящее время используется некоторыми развивающимися странами, в том числе и в качестве главной гербовой эмблемы (герб Замбии). Геральдический цвет кирки — черный, белый, серебряный и крайне редко (практически никогда) — золотой. Последний допустим лишь в государственных гербах. 85.КЛЕВЕР (см. Трилистник) 86.КЛЕЩИ — один из словесных символов выкорчевывания “проклятого прошлого”, предложенный и употреблявшийся в литературе в первые годы Советской власти (1917—1922 гг.). Как эмблема клещи применялись крайне ограниченно и впоследствии не привились. Одна из причин — узкий исторический диапазон, когда эта эмблема имела значение и была близка и понятна своей символикой широким массам. Другая причина —несмотря на симметричность самих клещей, их крайне трудно было сочетать с другими эмблемами (см. рис.). Была даже сделана попытка внести эту эмблему в Государственный герб РСФСР, но по указанным выше причинам она не состоялась. Как эмблема сохранилась на плакатах, агитационном фарфоре, в оформлении демонстраций периода революции. Клещи сохранялись также до середины 30-х годов в сложной эмблеме Профинтерна, где они изображали одно из орудий труда металлистов (клещи и молот на наковальне) как профессионально наиболее передового отряда рабочего класса. В городской эмблематике ГДР клещи (плоскогубцы) использовались как эмблема мелкой ремесленной металлообработки. 87.КЛЮВ — часть головы птиц, имеющая в эмблематике и геральдике самостоятельное значение и применение (см. Вооружение эмблем). Раскрытый клюв, окрашенный в цвет, отличающийся от оперения головы птицы, или даже изображенный совершенно отдельно от головы с высунутым из него языком (также иного, обычно красного цвета), символизирует “готовность к решению дел” и может быть употреблен как самостоятельная эмблема в этом значении. 88. КЛЮЧ И КЛЮЧИ (замочные) — как эмблема известны с античных времен. В Библии ключи — символы власти и могущества, что нашло отражение в эмблеме папства и атрибутах св. Петра: ключей от рая не один, а два. Со времен средневековья ключи символизировали безопасность, если они были внесены в герб самим гербовладельцем как самостоятельная эмблема, и означали покорность, если отдавались победителю городами или крепостями и затем вносились в его герб по разрешению верховного сюзерена (императора, короля). В сущности, эта эмблема имела один источник смысла: пока ключи находятся у их владельца, хозяина, он чувствует себя в безопасности, но когда ему приходится отдавать их победителю, то он, следовательно, лишается безопасности и ему ничего не остается, как покориться своему врагу. 89. КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ (разводной) — одна из новых эмблем XX века, употребляемых для обозначения техники, технических профессий, отдельных ведомств (в сочетании обычно с другими эмблемами, например молотом). В таком смысле употребляется в большинстве стран мира, где используется в разного рода значках, ведомственных знаках, нарукавных повязках, петлицах как указание на принадлежность того или иного лица к определенной технической службе (например, у железнодорожников, техников). Изображается серебряным цветом (правильное изображение), иногда золотым (неправильное). 90. КНИГА — эмблема просвещения, знания, образования. Применяется в этом значении во всех странах мира. В эмблематике европейских и азиатских стран изображается по-разному, в виде, характерном для этих регионов. Так, в Европе и Передней Азии до начала книгопечатания — в виде папирусного свитка; со времен Гутенберга — в виде толстого фолианта в кожаном переплете; в странах Центральной и Юго-Восточной Азии (у буддистов) — в виде стопы пальмовых листьев, обложенных деревянными дощечками и перевязанных лентой. 91. КОЗЕЛ (КОЗЕРОГ) — у древних евреев обозначал вожака, вождя, царя, был символом непоколебимой силы; аналогичное значение образ козла, особенно горного козла — тура, имел и у народов Междуречья, Кавказа, Персии во времена язычества. В древнем Уре козел был одной из эмблем Астарты.
Почитание козла горными народами Передней Азии, Закавказья и Среднего Востока в раннее средневековье и особенно в древности объяснялось вековыми наблюдениями скотоводов-язычников за характерными свойствами этих животных: их способностью вести стадо, обнаруживая при этом большую силу, выносливость, осторожность, отвагу, и находить путь в самых труднодоступных и непроходимых горных районах. Не случайно эмблемой Абхазии в период ее независимости в VI—X веках был горный козел, а персов-горцев — крылатый козел. 92. КОЛОННА (СТОЛП) — в эмблематике и символике почти всех народов Востока с древнейших времен столб, кол — символ опоры, центр средоточия силы, основы любого строения. Это представление родилось из жизни в основном степных, кочевых, военных народов: кол, вокруг которого ставился шатер, в безлесной местности представлял ценность и перевозился с места на место, а не выбрасывался при кочевьях. Подрубленный проникшими в лагерь противника лазутчиками и рухнувший столб шатра военачальника обычно означал дурное предзнаменование и предвещал скорое поражение неприятеля. В Западной Европе аналогичным символом стала колонна, столп — символ опоры, взятый из архитектуры (египетской, античной) и получивший широкую трактовку в переносном смысле в средневековой символике. Колонна — символ крепости, непоколебимости, аллегория несокрушимости и гордости. Изображение колонн придавалось как атрибут аллегориям постоянства, стабильности, уверенности, особенно в XVIII и XIX исках. Колонны как символы стабильности государства, его крепости, непоколебимости ставились вместо памятников или в качестве памятников крупнейших, имевших эпоальное значение военных побед любого государства. Наиболее известны из этих памятников-символов Ван-домская колонна Наполеона I в Париже, Александровский (Александрийский) столп в Петербурге, воздвигнутый в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года, и Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Изображение сломанной, поверженной колонны, с разрушенной капителью символизировало поражение, низвержение противника, его капитуляцию. Этой символикой воспользовалась в 1992 году Словения, претендующая на один из округов Австрии — Каринтию (Словенскую Корушку), чьей эмблемой является колонна. В Словении издан плакат, изображающий поверженную колонну,— намек на то, что Австрия лишится Корушки. 93. КОЛОС — эмблема плодородия и животворной силы, одна из древнейших эмблем человечества. В античное время — атрибут Деметры — богини плодородия и земледелия, божества созревания колоса, сестры Зевса, которая подарила колос пшеницы людям и научила их возделывать землю, растить хлеба. 94. КОЛЬЦО — широко распространенный у народов всего мира символический знак неразрывного единства, безграничности, вечности и гармонии. В виде амулетов и украшений встречается у всех первобытных и цивилизованных народов земного шара. 95. КОНСУЛЬСКИЙ ЩИТ — понятие, которое не следует смешивать с геральдическими понятиями типа “варяжский щит”, “фигурный щит”, “рассеченный щит”, то есть выражающими форму или тип щита; он относится к области употребления государственных эмблем и гербов за границей, то есть к области дипломатического протокола и международного права. 96. КОНЬ (в геральдике никогда не употребляется слово “лошадь”, а всегда термин “конь”). Конь всегда должен быть в сбруе или под седоком, а если он без седока, без узды и с распущенным хвостом, то называется “диким конем”. Конь — одна из древнейших эмблем человечества в Европе, Азии и Африке, имеет исключительно разнообразное значение в силу того, что бытует в самых различных географических и национальных условиях [лошадь существовала уже в современном виде во времена мамонтов и изображалась на стенах пещер от Заполярья (Беломорье, Якутия) до пустынь (Гоби и Аравийской) за 10—15 тыс. и даже 40 тыс. лет до н. э.] Конь и его эмблематические изображения Коричневый крокодил является центральной |
|
|
|