Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

 

Геральдическое изображение коня (с атрибутами седла, уздечки, стремени)

Современное изображение коня на торговых марках

Геральдическое изображение "дикого" коня (без атрибутов)

 

 

 

Единорог ( в гербах)

Гиппокамп (античный морской конь)

Гиппоцентавр ( в польской геральдике)

 

 

 

Кентавр

Китоврас (в русской геральдике)

Мелькарт (геральдический морской конь)

Если учесть огромное транспортное и военное значение лошади вплоть до середины XIX века для всего человечества, то станет особенно понятным, почему конь приобрел такое колоссальное значение в символике, эмблематике и геральдике всех народов.
В западноевропейской классической геральдике считалось, что конь совмещает в себе все лучшие свойства нескольких животных: храбрость льва, зоркость орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы. В геральдике голова коня (и весь его силуэт) изображается всегда в профиль. “Лошадиная” голова не в профиль — это значит любое вьючное, неблагородное животное, и в таких случаях это изображение блазонируется как “мул”, “онагр”, “осел” — в зависимости от страны, где встречается такая эмблема.
В силу того, что конь как эмблема в русской дореволюционной геральдике употреблялся всегда большей частью в царских государственных и дворянских гербах в сочетании с фигурами святых (Св. Георгий, Св. Лавр и Св. Фрол) или в родовых гербах высшей знати (княжеских — польско-литовские гербы “Погоня”), то вместе с другими классовыми эмблемами был отменен и не вошел позднее в эмблематический репертуар советской геральдики. Этот факт лишний раз доказывает, что революция отменила не “эмблемы хищников”, как часто пишут в популярных изданиях, а отменила весь состав, весь набор принятых до революции эмблем, в том числе, казалось бы, и такие “безобидные” и уж вовсе не относящиеся к разряду “хищников”, как эмблемы коня и голубя, носившие в силу их специфического многовекового употребления не только классовый, но и сугубо религиозный характер именно в России.
В других странах такой специфики употребления эмблемы коня никогда не существовало (поскольку эта традиция, идущая от Византии, перешла и сохранилась только в России), и в государственных гербах ряда стран конь употреблялся в качестве вспомогательной эмблемы как щит одержат ель, но в этом случае чаще всего как конь-единорог (например, в гербе Великобритании).
В странах Америки, в гербах штатов США, Канады, Мексики, Бразилии употребляется эмблема “дикий конь”, означающая не только и не столько коневодство в этих землях, сколько исторический факт освоения целины, степей, прерий, нового, еще не освоенного пространства при возникновении этих штатов.
Именно в таком смысле присутствует эмблема “дикого коня” и на государственных гербах Уругвая и Венесуэлы. В этом же качестве в дореволюционной России эмблема дикого коня была внесена в герб Томской губернии (в зеленом поле белый конь с распущенным хвостом) как символ предстоящего освоения Сибири, то есть в высоком символическом значении, а не как говорящая эмблема конезаводчиков. О других эмблематических вариантах коня в геральдике (см. также Пегас, Гиппокамп, Мелькарт, Кентавр (Китоврас), Фигуры фантастические.)

97. КОРАБЛЬ. На государственных гербах ряда новых государств Африки, Латинской Америки, арабского мира, Океании можно увидеть изображение парусного корабля. Поскольку все эти государства, как правило, либо островные, либо расположены на побережье морей и океанов, то такие изображения обычно принимаются за указание приморского характера данных государств, что в подавляющем большинстве случаев неправильно. Во-первых, следует иметь в виду, что в государственных гербах говорящие эмблемы не употребляются, а во-вторых, эмблематическое изображение корабля в большинстве гербов помещено как центральная, главная фигура в щите или составляет его навершие, что явно указывает на символический смысл данной эмблемы; в-третьих, корабли в государственных гербах либо почти всегда имеют национальную форму (например, пирога на гербе Фиджи или гондола на гербе Мальты), либо обязательно снабжены парусом, спущенным или поднятым. Все эти особые признаки и указывают на то, что эмблема корабля, употреблена в качестве символической.

Что же означает такая эмблема?

Со времен языческой древности у всех народов приморских стран эмблема корабля означала благополучное достижение цели. Как отголосок этих представлений мы до сих пор, даже будучи сугубо сухопутными людьми, говорим “Счастливого плавания!” всем, кто отправляется в сколь-нибудь дальний путь или кому предстоит путь жизненный, перед кем открывается новая, перспективная карьера Не удивительно, что у всех народов Средиземноморья подобные представления были весьма прочными, и поэтому корабль, судно издавна символизировали у финикийцев, египтян и греков торговое предприятие, жизненный успех и в целом жизненный путь, что также нашло отражение в широко распространенной пословице “Большому кораблю — большое плавание”, которую и тракту ют, и воспринимают не в прямом, а в переносном смысле. С возникновением в странах Средиземноморья христианства эти древнейшие представления и символика были перенесены прежде всего на такую организацию, как церковь, которую стали отождествлять в иносказаниях с кораблем, а также на персону самого Христа, символом которого часто избирался корабль, что и нашло отражение в Библии.
В новое и новейшее время корабль в светской традиции, особенно в морских, океанических странах, экономика которых тесно связана с морем, стал нередко символизировать государство в целом, и такого рода символика оказалась особенно приемлемой для новых, демократических, республиканских государств, не имевших ни глубокой истории, ни имперских или династических традиций.
Вот почему эмблема корабля под парусами в гербах новых государств, получивших свою национальную независимость лишь недавно, означает и достижение главной национальной цели, и дальнейший путь под знаком национальной независимости.
Таково значение эмблемы корабля в таких латиноамериканских странах, как Багамские Острова, Доминика, Гренада, Коста-Рика, Суринам, Тринидад и Тобаго. В гербе последнего помещен не один, а три корабля: два маленьких (символизирующих каждый остров — Тринидад и Тобаго) и один большой (символизирующий единство всего этого островного государства).
Из числа арабских государств корабль в гербе имеют Тунис, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, из африканских государств — Либерия, Габон, Маврикий. При этом у многих государств корабль имеет обязательно маленький государственный флаг на корме (Габон, Коста-Рика, Суринам), а у ОАЭ эмблема корабля помещена на груди государственного орла, что указывает, что данную эмблему следует понимать только символически, как достижение национальной цели, а не как эмблему морской торговли. В том случае, когда хотят сделать корабль эмблемой морской торговли, его изображают не парусным, а паровым, с трубой, из которой даже валит густой дым, чтобы было совершенно ясно, что речь идет о пароходе. Кроме того, над этим пароходом устанавливают еще кадуцей, чтобы никому не пришло в голову усомниться в истинном значении этой эмблемы. Такой именно смысл имеет изображение корабля на гербе Эквадора.
У Либерии корабль без национального флага. И это указывает, что изображение корабля установлено в гербе и как намек на достижение цели, и как память о том конкретном первом корабле, на котором приплыли из США потомки негритянских рабов в 1822 году, основавшие на Перечном берегу Республику Либерию в 1847 году. Таким образом, уже в своем гербе Либерия как бы отмежевывается от всех новосозданных государств Африки, а те, в свою очередь, как, например, Габон, стараются подчеркнуть введением национального флага на эмблеме корабля, что они созданы в результате последнего, современного, политически осознанного этапа борьбы за национальную независимость. Иногда, как, например, на гербе Новой Зеландии, корабль трижды повторен со скатанными парусами. Это означает, что национальная цель страной достигнута давно и такая эмблема должна отличать страну, давно уже, по существу, самостоятельную.
Единственное из европейских государств, имеющее эмблему корабля-ладьи в гербе,— Мальта, получившая национальную независимость лишь в 1974 году, снабдила эту эмблему не парусом, а изображением глаза (недремлющего ока) в носовой части борта, что должно означать, что и по достижении главной цели — независимости — страна бдительно продолжает наблюдать, чтобы этой независимости ничто не угрожало. Изображение корабля также присутсвует на гербе г. Калининград
Все это показывает, что надо очень внимательно рассматривать не только сами по себе эмблемы, но и те мельчайшие атрибуты, которые их сопровождают и которые служат для уточнения или акцентирования (подчеркивания) того значения, которое имеет та или иная эмблема в данном гербе.

98. КОРОНА означает по-латыни “венок”. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке — от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (так называемых диадем — головных колец). Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы — от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере для периода средних веков и нового времени.
Что же касается новейшего времени, то после отмены короны как геральдического знака в Советской России и крушения двух крупных монархий в Европе после Октябрьской революции значение короны как геральдического знака, как главной эмблемы любой монархии сильно пошатнулось, хотя, казалось бы, политическое ослабление позиций монархии не могло прямым образом затронуть геральдику. Однако на практике как раз и сказалась та сторона геральдики, которая всегда делала ее важной государственной и политической наукой, а именно ее поразительная способность очень живо, быстро и всегда адекватно отзываться на все изменения в реальной политической и государственной жизни и своим тихим, как бы незаметным, но наглядным путем последовательно закреплять в эмблемах и символах все новые политические тенденции каждой исторической эпохи.
Проявлялось это, во-первых, в том, что некоторые страны, в том числе возникшие после второй мировой войны самостоятельные национальные государства в Африке, Азии, Океании, хотя и были провозглашены как монархии или остались монархиями, однако не включили, вопреки геральдическим правилам, в свои государственные гербы классические короны согласно своему рангу, а усвоили свои собственные, национальные виды корон, по которым невозможно определить и сопоставить ранг монарха и государства, и потому эти короны, эти знаки монархической власти перестали играть свою основную геральдическую роль — роль определителя.
Таковы короны в гербах Марокко, Таиланда, Непала,Тонга, Лесото, Брунея. С другой стороны, государства, монархическая власть осталась довольно сильной и где монарх играет существенную роль в определении внутренней, так и особенно внешней политики государства, не пожелали, так сказать, афишировать свою силу и не включили вовсе в государственные гербы своих стран корону, хотя обязаны были это сделать в соответствии с формальными правилами. Этими государствами оказались Бутан, Бахрейн, Катар, Кувейт, Малайзия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (последняя, как известно, является чуть ли единственной абсолютной монархией в современном мире).
Таким образом, оказалось, что как тенденция к включению в гербы не установленных геральдикой типов корон, так и воздержание от их включения, вопреки всем формальным международно-правовым и геральдическим
правилам, объективно привели к снижению, к падению значения корон как эмблем верховной власти. И это, так сказать, точное отражение реального исторического положения, хотя в геральдике никто этого специально не подстраивал и все это произошло стихийно.
Вместе с тем у некоторых государств, не являющихся и настоящее время монархиями, имеется тенденция в гиде случаев сохранить в гербе корону просто как историческую “память” о прошлом. Так, например, корона присутствует в гербе Республики Сан-Марино, Австрийской Республики, Сомали, но это не реальные знаки верховной власти, а короны — напоминание о далеком прошлом (Сан-Марино XII в., Сомали — султанат МИ в.) или о своеобразии судьбы (городская корона у Австрии). Все это еще более, так сказать, подчеркивает , что корона как геральдический индикатор первого ранга, по существу, перестает играть роль в современной эмблематике, превращается в какое-то украшение или по крайней мере в историческое напоминание, которое по собственному произволу может включать или исключать из чисkf государственных эмблем любое государство, не особенно считаясь, соответствует ли это реальному положению вещей или нет. Большего унижения короны как эмблемы вряд ли возможно было придумать, но такое положение не придумано и не установлено никем, оно фактически сложилось к концу XX века.
Короне перестали придавать значение: даже в современном гербе России (РФ), принятом в декабре 1993 г.— три короны в качестве “украшения”, ибо в стране ведь нет монархии. Однако исчезновение корон как эмблем из активной политической и геральдической жизни вовсе не должно означать, что мы можем забыть или игнорировать подлинное эмблематическое значение этих знаков. Между тем за последние годы участились случаи, когда корона как эмблема стала применяться в торговых марках.

Не зная оснований и причин такого применения короны в других странах и рассматривая эту эмблему как “игрушку”, некоторые советские художники-оформители стали вводить корону и в советские торговые фирменные марки. При этом корона не только механически заимствовалась, но и с целью скрыть заимствование ей придавалась иная форма, как правило, произвольно. Так, например, стиральный порошок “Нептун” стал выпускаться с изображением... дворянской (?) короны.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 4 эмблема
Пламя эмблема вдохновения на медали г
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 1 патрика
Хотя эмблема руки очень хорошо поддается изобра жению эмблемы изображение
Эмблема это эмблема эмблемой

сайт копирайтеров Евгений