Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Лишь в странах Восточной и Северной Европы лопата современной конструкции использовалась для вскапывания земли, причем уже в довольно позднее время — в XVI веке, когда она стала атрибутом могильщиков. Отсюда понятно, что, не войдя в свое время в классическую, рыцарскую геральдику, лопата уже позднее, как эмблема тяжелого физического труда и главным образом орудие землекопов, неквалифицированных рабочих, строителей, становится элементом городской геральдики начиная с эпохи капитализма и активно используется со второй половины XIX века в гербах городов промышленных стран Европы. Одно из старейших значений лопаты — инструмент золотоискателей зафиксирован в городской эмблеме Блайштадта в Австрии в 1552 году. [Ныне г. Олови (Чехия), сохранивший тот же герб.]
В дореволюционной русской геральдике лопата иногда использовалась в городских гербах и как иносказательная эмблема строительства, созидания, и как “говорящая”, то есть указывающая на то, что город промышляет земляными работами или стоит рядом с искусственным земляным сооружением (каналом, карьером, насыпью, плотиной, котлованом). Так, например, в 1851 году Красноярску был присвоен герб, изображавший барса, державшего в лапах лопату и серп — намек на то, что город пожинает плоды золотоискатель-ства. Лопата как эмблема чаще всего использовалась не отдельно, а в сочетании с другими эмблемами. Так, в сочетании с киркой лопата давала эмблему горной промышленности (рудокопства), в сочетании с молотком — градостроительства, в сочетании с кирпичной кладкой — восстановительных работ и т. д. Между тем лопата — и древний, и не выходящий до сих пор из употребления рабочий инструмент, хорошо известный всем и легко узнаваемый. Эти качества лопаты вместе с ее симметричностью, простейшей конфигурацией делают ее чрезвычайно благодарным объектом для создателя эмблем. Вот почему лопата послужила основой для создания в свое время эмблемы восстановления в ГДР и хорошо вошла в сочетание с другими традиционными немецкими эмблемами.
Действительно, трудно придумать другое орудие труда, кроме лопаты, которое бы столь точно олицетворяло необходимость общего, коллективного, объединенного труда и одновременно символизировало чрезвычайные личные физические усилия. Не случайно поэтому именно эти качества лопаты побудили некоторые государства внести ее в число своих главных государственных эмблем. Так, например, в гербе Панамы лопата, перекрещенная с мотыгой, напоминает о гигантских усилиях населения Панамы по прорытию канала. Лопата, перекрещенная с вилами (трезубцем Нептуна), изображена и на гербе Мальты как знак мирных занятий этой островной республики, как наиболее простое орудие труда ее населения. То же самое сочетание лопаты с вилами мы находим и на гербе Мадагаскара, причем как центральную гербовую фигуру, а лопату с плугом — на гербе Либерии, что показывает, что в развивающихся странах лопату рассматривают как эмблему возделывания в широком смысле, как эмблему строительства новой, жизни и как такой же символический элемент земледельческого труда, каким является серп.

125. ЛОТОС. Изображение этого растения и его цветка, часто стилизованное, служит в ряде стран Востока (Азии и Северной Африки) с древнейших времен символом жизни или счастья. Чтобы понять, почему это растение семейства кувшинковых, растущее в стоячей или медленно текущей воде и обладающее крупными красивыми цветами на высоко поднимающемся над водой стебле (черешке), было избрано в качестве такого важного для людей символа, а в наше время служит основой для ряда национальных эмблем, необходимо ознакомиться с разными видами лотоса и их особенностями.

 

 

 

 

Имеются четыре вида лотоса, каждый из которых по-разному окрашен, но обладает одинаковой, характерной для лотоса формой цветка. Различия в окраске сохраняются и в эмблемах, учитываются при их изображении.

Лотос индийский с красивыми, изящными розово-алыми цветами распространен от Китая до Египта, северная граница — Ахтуба (дельта Волги). Этот цветок считался священным с незапамятных времен в Индии, где он особенно распространен в дельте Ганга. Стилизованное изображение этого лотоса является ныне эмблемой индийской провинции Бенгалия и главной национальной эмблемой государства Бангладеш и входит в государственный герб этой страны. Лотос египетский (или нильский) имеет два вида: белый и васильково-синего цвета (так называемый голубой лотос). Оба вида встречаются только в водах Нила. В глубокой древности гирляндами из цветов голубого лотоса украшали гробницы, их клали в. саркофаги к мумиям. Этот лотос цветет днем, а к вечеру закрывается, чтобы раскрыться вновь с первыми лучами утреннего солнца. Поэтому его считали эмблемой рассвета, пробуждения ото сна и именно поэтому клали его умершим, чтобы они проснулись на том свете. Другой египетский лотос — белый, наоборот, раскрывался только ночью, а днем “спал”, собираясь в тугой бутон. Поэтому белый цвет египтяне считали символом сна.

“Поведение” обоих видов лотоса, их связанные с цветом различные формы существования в пределах суток казались древним людям таинственными - священными, а потому символичными. Вот почему изображения и закрытого лотоса (бутона), и раскрытого стали постоянной органической частью египетского орнамента, послужили основанием для создания двух типов египетских капителей колонн. Эти типы стали классическими и использовались в архитектуре самых разных государств. В частности, в советском искусстве и в архитектуре мотив лотоса использовался при оформлении некоторых станций метрополитена.

Лотос американский (или атлантический) имеет цветы меньшего размера, чем лотосы Восточного полушария, с запахом аниса или корицы, окрашенные в желтый цвет. Этот лотос в эмблематике не употребляется.

Все виды лотоса съедобны, они служат источником получения муки (из корневища) и “бобов” (из семян). Именно по этой причине наряду, разумеется, с красотой и своеобразным “поведением” лотос с глубокой древности рассматривался людьми как символ жизни и счастья и послужил основой для разных эмблем жизни (или процветания). Таково, например, значение эмблемы раскрытого лотоса в гербе Бангладеш — он означает процветание народа. Древние египтяне считали, что плоды белого лотоса дают забвение, то есть опять-таки в иной форме, но все же связывали лотос с понятием “счастье”, ибо забвение — одна из форм (иногда наивысшая) счастливого состояния на Востоке. Хотя лотос не является ныне государственной эмблемой Египта, он продолжает служить одной из неофициальных национальных эмблем Египта, Нила и жителей Нильской долины. Так, например, в знак благодарности советским людям за помощь в строительстве Асуанской плотины египтяне воздвигли на берегу Нила монумент Дружбы — пять лепестков нильского лотоса, каждый 72-метровой высоты.

126. ЛУК — один из видов древнейшего метательного оружия. У народов Ближнего Востока, Азии, Африки и Южной Америки — издревле эмблема войны и воинственности. Лук как эмблема чрезвычайно распространен в родовых гербах, а также в территориальных. Так, например, лук был изображен на дореволюционных гербах таких городов, как Вятка, Ачинск, а также на гербах Вятской губернии, Сибири, что ясно и красноречиво указывало на лесистость, охотничье хозяйство этих регионов и на населенность их дикими народами и племе нами. Но если в территориальных гербах лук является говорящей эмблемой, то в родовых он обычно свидетельствует либо о древнем, либо о восточном, либо о военном происхождении предков гербовладельца. Таким образом, эмблема лука используется в различных смыслах, и именно поэтому она, несмотря на свою архаичность, удержалась до наших дней и довольно прочно вошла в современную государственную геральдику ряда американских, азиатских, африканских и тихоокеанских молодых государств. Ныне, как и в прошлом, значение эмблемы лука весьма разнообразно и зависит от сопутствующих атрибутов: колчана стрел, их количества, тетивы, ее положения (натянута, не натянута, отсутствует). Самое распространенное значение лука — эмблема оружия в его самой общей форме как символа самозащиты; лук с натянутой тетивой — эмблема готовности, без тетивы — эмблема разоружения, с натянутой тетивой и стрелой — готовности к бою; в областных русских гербах — эмблема охоты, охотничьего промысла как главного занятия страны. В эпоху античности и классицизма лук, стрела и сердце — эмблема любви или атрибуты посланцев любви (амуров, купидонов).
Для современных африканских государств лук и стрелы чаще всего являются эмблемой готовности сохранить свою национальную самобытность и независимость, и поэтому в их государственных гербах эти предметы не могут трактоваться как эмблемы вооружения. Именно в этом смысле помещены эмблемы лука и стрел на гербах Мали, Руанды, Ямайки, Суринама, Того, Непала, Иордании, Соломоновых Островов — государств небольших, никому не угрожающих, но чрезвычайно дорожащих своей национальной независимостью.

127. ЛУНА — один из самых древнейших знаков, символов и эмблем в астральных культах, известный с первобытных времен, с каменного века. Ей поклонялись главным образом народы Азии: на Ближнем Востоке — финикийцы, сирийцы, вавилоняне, египтяне, арабы, армяне, турки; в Центральной Азии и Индокитае — тибетцы, монголы, аннамиты, сингалезцы, лаосцы в противоположность арийцам (персам, индусам, грекам, европейцам), поклонявшимся Солнцу. В Азии именно Луна была главным светилом — Отец-Луна, до сих пор носящая это имя у монгольских, тюркских и палеоазиатских народов.

 

 

 

Луна (он)

Солнце (она)

Луна и Солнце (Непал)

Причина главенства Луны у азиатов состояла в том, что в Луне эти народы видели больше таинственного — это светило управляло ночью. Вот почему уже с древнейших цивилизаций все, что было связано с движением Луны по небосклону,— ее фазы, циклы и т. д.— легло в основу всех восточных систем летоисчисления, в основу так называемого лунного календаря. Вот почему Луна стала позднее символом измерения времени у большинства народов земного шара. В эмблематике Луна изображалась двояко: у народов, с глубокой древности сделавших ее своим основным символом,— у тибетцев, монголов, сингалезцев, аннамитов, лаосцев — в виде полного диска, иногда с чертами человеческого лица. Наоборот, у народов, воспринявших культы Луны позднее,— у арабов, у тюркских народов — и в целом в исламском мире основным эмблематическим изображением Луны стал полумесяц. Луне придается в геральдике серебряный цвет, признаваемый всеми: и европейцами, и азиатами. Однако на Востоке в силу этого серебряный цвет считается выше золотого. Эти геральдические представления отразились в том, что даже основная государственная эмблема Советского Узбекистана — урак и молот — была установлена и сохранялась вплоть до 1978 года (с 1927 г.) серебряной. Лишь в 1978 году по некомпетентности брежневских клевретов цвет государственных эмблем Узбекистана был изменен на золотой, что было проявлением и геральдической неграмотности, и неуважения к национальным традициям узбекского народа.

128. ЛУЧИ (см. также Солнце) — термин, которым в геральдике и эмблематике обозначают несколько разных понятий.

Углы или концы звезд. Например, говорят: “пятиконечная” или “пятилучевая звезда”. Число лучей звезды не может быть более 14, так как начиная с 16 лучей изображение называется уже Солнцем. Собственно лучи между углами звезд на орденских знаках. Лучи так называемых лучевых звезд, от которых может расходиться в виде сияния определенное число полос-лучиков. Примером лучевой звезды являются пятиконечная лучевая звезда на гербе Грузии (52 луча) и лучевая звезда в гербе Армении (40 лучей), как они существовали до 1991 г

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Армянский кельтский коптский церковный коптский миссионерский волынский именные кресты nbsp государства крестов
В связи с этим он стал эмблемой советских таможенников
Одна из первых советских эмблем
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 9 изображения
В на стоящее время эмблема рожка употребляется исключительно в почтовом ведомстве

сайт копирайтеров Евгений