Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

< i иован еще во II тысячелетии до н. э. Она была в первую оче
редь богиней плодородия, а после перенесения этих ее функций
ми мир людей — богиней любви, как об этом свидетельствуют
многочисленные фигурки обнаженной богини (с подчеркнутыми
признаками пола и руками, сжимающими груди), какие часто
находят в Финикии, Сирии и Палестине. Она выступает одно-
иременно и как дева (ладдёлюс; 'Аатадтт)), и как одна из сунруг
иррховного бога Эла, и как мать Титанид ( FHG , 111; Phi ], fr . 11,
I !) -20). Кроме того, она была воинственной богиней и богиней-
<>\птницей, покровительницей царской власти. В ее образе ири-

¦ \тствует и лунный аснект ( Luc . de dea Syra 4); может быть,
' отождествляли и с вечерней звездой [119, с. 74—77; 140,

. 17-24; 228, стб. 1777-1778; 313, т. IV , с. 251-258; 326,

¦ 39-45; 402, с. 524-528; 445, с. 10; 494, с. 33].

В [ тысячелетии до н. э. культ этой богини был широко распространен во всем финикийском мире и даже за его нределами. I ii поклонялись филистимляне, а порой и израильтяне в Пале-. nine ( Ind . 11,13; I Sam . VII , 3-4; XXXI , 10; II Reg . XXIII , 13) ii моавитяне в Трансиордании ( KAI , 181). В самой Финикии ц.окным центром ее культа был Сидон ( Luc . de dea Syra 3—4; Whil . Tat . I , 1). Почитали ее и в Тире. По словам Филона Библ-

< кого ( fr , II , 24), именно в Тире, на острове, Астарта нашла
\ нашную с неба звезду и посвятила себе этот остров. Тирский
H . ipi . Хирам построил в Тире храм богини ( los . Ant . Ind . VIII ,

', .!). С тирскими колонистами культ Астарты распространился но различным районам Средиземноморья.

В Карфагене культ этой богини засвидетельствован эпиграфикой. В городе имелся храм Астарты ( CIS , 255, 5683). Самой дренпей надписью, найденной в Карфагене, является надпись, сделанная на золотом медальоне, посвященном Астарте и Пигмалиону ( KAI , 73). Этот медальон датируется приблизительно 700 г . до н. э., и,несмотря на некоторые возражения, можно при- MMTI . его карфагенское происхождение [435, с. 121 — 124]. Очень пижпа находка в этрусских Пиргах, гавани Цере, золотых табличек с двумя этрусскими и одной финикийской надписью, датируемых около 500 г . до н. э. В этих надписях говорится ii создании церетанским царем Тефарие Велианасом святилища Ос ни пи, которая в финикийском тексте именуется Астартой, и н итрусском — Уни-Астартой [433, с. 76 —100]. Отождествление Астарты с одной из великих богинь этрусской религии, 155


относящейся к верховной триаде местного пантеона [30, с. 186, 191 —192], уже само по себе многозначительно. Это показывает, что и в Карфагене в это время Астарта занимала одно из первых мест. Она, вероятно, выступает покровительницей верховной власти.

В Карфагене Астарта сохранила и свой характер богини плодородия и любви. Об этом свидетельствуют статуэтки обнаженной или одетой богини, поддерживающей руками груди, как это было обычно и на Востоке [157, с. 43—53]. Они датируются V 7 I в. до н. э. Видимо, здесь Астарта продолжала оставаться и лунной богиней. Если это так, то знаки, обозначающие пару — солнечное и лунное божества (перевернутый полумесяц с кругом и, может быть, «знак Тиниит»), — были первоначально связаны с культом Баал-Хаммона и Астарты. Высокое положение Астарты подтверждается и отождествлениями этой богини с греческой Герой и римской Юноной [313, т, IV , с. 255 — 2581.

Как уже говорилось, с середины V в. до if . э. происходят изменения в религиозном сознании карфагеннн. Если это предположение правильно, то эти изменения затронули прежде всего культ Астарты. Эта богиня оттесняется (хотя, возможно, неофициально) Тиниит, чьи функции во многом совпадали с функциями Астарты. Это не означает, конечно, что Астарту перестали почитать. Продолжает существовать храм Астарты. Обилие теофорных имен, связанных с Астартой, свидетельствует, что многие карфагеняне по-прежнему отдают своих детей под покровительство этой богини. В одной надписи (КА/, 81) упоминается святилище одновременно двух богинь — Астарты и Тиннит. Наличие одного святилища говорит и о близости двух богинь, и о неслиянности их в одно существо. Предполагают, что в римское время на этом месте находился храм Цереры и Прозерпины [239, т. II , с. 99]. Это обстоятельство может, как будто, прояснить отношения двух богинь. Оба божества связаны с плодоносящими силами земли, и они могли рассматриваться в карфагенской мифологии как мать и дочь.

Культ имела и ипостась Астарты — Астарта Эрицинская, чей культовый центр находился на горе Эрике на северо-западе Сицилии. Это было элимское божество, близкое к Дстарте и отождествленное финикийцами с Астартой. По преданию, ежегодно эрицинская богиня на девять дней покидала Сицилию \\ нерелетала в Африку, сопровождаемая священными голубями { Ath . IX , 51, 394 f : Ael . Var hist . I , 15). Африканским центром ее культа была Сикка, и Солин ( XXVII , 8) подчеркивает, что Венера, там почитаемая, была Эрицинской. Ее культ засвиде-156 тельствован и в самом Карфагене ( CIS , 3776). Возможно,


оттуда (а может быть, и непосредственно из Сицилии) он распространился и на Сардинию ( IFPCO Sard . 19). В самой же Сицилии карфагеняне оказывали эрицинскому святилищу всяческие почести и торжественно отправляли там культ ( Diod . IV , 83, 4) [372, с. 354; 411, с. 91-941. Трудно сейчас установить различие между собственно Астартой и ее эрицин-г.кой ипостасью. Судя по сообщению Валерия Максима (11, I ), 15) о священной проституции в храме в Сикке, можно думать, что в культе эрицинской богини еще больше был подчеркнут момент, связанный с плодородием земли и плодовитостью человеческого рода. Характерно, что если Астарту отождествляли и с Юноной, и с Венерой, то Астарту Эрицинскую — только с Венерой.

Значительное место в карфагенском пантеоне занимал Мель-карт. Это был бог-покровитель Тира, и само его имя означает с царь города», т. е. Тира. Следы его культа встречаются практически во всех тирских колониях. Не составлял исключения и Карфаген.

Карфагенские надписи отмечают существование в городе храма Мелькарта ( CIS , 264, 5575). Почитапие этого бога доказывает и ономастика. Такие имена, как Абдмелькарт («Раб Мель-карта» ) или Бодмелькарт («Слуга Мелькарта»), в изобилии встречаются в пунической эпиграфике. И количество этих имен не уменьшается, они засвидетельствованы до самого падения города. Карфагеняне самого разного положения и достатка отдавали своих детей под покровительство этого бога.

Такое положение само по себе не может удивить. Дело не только в том, что Мелькарт — божество метрополии, но и в том, что он выступал как предводитель колонизации, покровитель дальних походов и экспедиций. Об этом ясно говорит титул, который в греческой части двуязычной мальтийской надписи дан Мелькарту, — архсгет, т. е. «предводитель», в то время как и финикийской части он именуется Баал-Цор, т. е. «владыка Тира» ( KAI , 47). Походы Мелькарта, как об этом будет сказано и следующей главе, рассматривались пунийцами как предыстории финикийской колонизации в Африке. Он, таким образом, оказывается покровителем не только метрополии, но и колониального мира. Этому богу были присущи и черты морского (шжоства [100, с. 84—87]. Поэтому вполне понятно, что карфагеняне не могли не почитать Мелькарта.

Однако культ Мелькарта имел в Карфагене свои особенности. Хотя в городе существовал храм этого бога, особым почитанием пользовался храм в метрополии. Туда, а не в свое городское t илтилище, отправляли карфагеняне десятину от своих доходов, и том числе и от военной добычи ( Diod . X 111, 108; XX , 14; Inst . 1.77


XVIII , 7, 7). Упоенные своими уснехами, карфагеняне на ка^ кое-то время уменьшили свои дары тирскому храму, но после поражения, которое нанес им Агафокл и которое они приписали своему нечестию, они восстановили выплату в полном объеме ( Diod . XX , 14). Постоянно отправлялись в Тир и «священные посольства» (см. выше). Все это говорит о том, что храм Мелькарта в Тире рассматривался как основной, в то время как карфагенское святилище имело чисто местный характер и занимало второстепенное место.

Как нам представляется, в культе Мелькарта существовало положение, приблизительно аналогичное тому, которое было характерно для древнего иудаизма. Там основное место занимал храм Йахве в Иерусалиме, и иерусалимское жречество боролось за признание его единственным храмом бога. Однако долгое время наряду с иерусалимским храмом существовали и другие. в далекой египетской Элефантине [221, т. III , с. 1456] и даже в самой Палестине, на южной границе Иудеи — в Араде [374, с. 277 — 278]. Эти храмы имели чисто локальное значение и, видимо, признавали высокий авторитет Иерусалима: об этом, кажется, свидетельствует то, что просьбу о восстановлении храма элефантинские иудеи отправили не только персидскому' наместнику, но и иерусалимскому первосвященнику [86, т. II , с. 172]. И в культе Мелькарта признавался высший авторитет тирского храма, но продолжали существовать и местные, в том числе и карфагенский.

Особое положение занимал храм Мелькарта в Гадесе, который на крайнем западе финикийского мира пол^зовален огромным авторитетом, может быть, не меньшим, чем тирское святилище. Это объясняется, видимо, тем, что, по словам Страбона ( III , 5, 5), Гадес был основан по велению бога, а в самом храме находилась могила Мелькарта ( Mela III , 46), который, по финикийским сказаниям, погиб в Испании ( Sal . Ing . >; I 8, 3); можно думать, что там локализовали и воскресение Мелькарта. Таким образом, Гадес играл огромную роль в культе Мелькарта, он был таким же городом бога, как и сам Тир. Иначе обстоит дело с Карфагеном, который был основан не богом, не но его велению, а смертной царицей, которую толкнули на это чисто человеческие, личные или политические, причины. Естественно, в таких обстоятельствах не было оснований для выдвижения местного культа «владыки Тира». Из двух же храмов карфагеняне выбрали тирский, потому что это был храм метрополии, и они признали его авторитет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Кроме как увести своих воинов в сицилию
Занимали особое юридическое положение
Малонаселенная
Основание которой силий италик

сайт копирайтеров Евгений