Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Циркин Ю. Карфаген и его культура

Введение

Глава I. ФИНИКИЙЦЫ НА ЗАПАДЕ

Глава II. Величие и падение Карфагена

Глава III. Экономика, социальные отношения, политический строй

Глава IV. Город и повседневная жизнь

Глава V. Религия

Глава VI. Словесность

Глава VII. Искусство

Заключение

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ


63.3(0)3 Ц 69
Редакционная коллегия
А. И. Болдырев, И. С. Брагинский, А. Е. Глускина, О. А. Дрейер, И, М. Дьяконов, А. Н. Кононов, А. Д. Литман, Ю. А. Пвтроснн (председатель), Б. Б. Пиотровский, В. М. Солнцев, \0. Л. Фишмщ^ (отв. секретарь), Е. Н. Челышев
Ответственный редактор И. Ш. Шифман
Циркин Ю. Б.
Ц 69 Карфаген и его культура. М., Главная редакция
восточной литературы издательства «Наука», 1986.
287 с. с ил. («Культура народов Востока»).
Исследование посвящено Карфагенской державе, крупнейшему государству античного Средиземноморья в середине I тысячелетия до н. э. Последовательно налагаются все аспекты истории, культуры и повседневной жилин Карфагена. прослеживаются взаимосвязи Карфагенской культуры с финикийский, эллинистической и римской.
4402000000-150
ББК 63.3(0)3
© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.

Сиро-финикийское побережье издавна играло роль своеобразного шарнира, соединяющего мир Древнего Востока с миром Запада. Эта его роль особенно возросла во II тысячелетии до н. э., когда, с одной стороны, центр тяжести месопотамской внешней торговли переместился из района Персидского залива в район побережья Средиземного моря, а с другой — в Эгейском бассейне возникло классовое общество и первые государства — минойский Крит и позже — государства микенской Греции. Контакты между городами сиро-финикийского побережья и Эгеидой устанавливаются уже в начале II тысячелетия. Минойские н микенские сосуды.в изобилии встречаются как на берегу, так и во внутренних районах Сирии и Палестины, проникая вплоть до Мари на Евфрате [358, с. 19—20; 395, с. 162; /.81, с. 57-58; 129-130; 491, с. 181].

Главным контрагентом эгейцев на восточном побережье Сре­
диземного моря был, по-видимому, Угарит [240, с. 131; 358,
с. 21]. Находимые в Угарите памятники искусства обнаружи-
нают сильнейшее влияние мянойско-микенского искусства [250,
с. 136; 382, с. 54-04; 434, с. 81-85; 481, с. 129]. В этом городе
существовала критская, а затем микенская фактории. Возможно,
именно в Угарите греки познакомились с некоторыми восточ­
ными мифами и^произведениями Ближнего Востока [23, с. 26,
301. Значительное место в торговых связях этого времени
занимал и Тир, обмен которого как с Егинтом, так и Эгеидой
был довольно интенсивным [355, с. 29, 47, 58]. Во время поездок
на сиро-финикийское побережье микенские греки восприняли
названия финикийских городов Библа и Тира в той форме,
II какой они могли произноситься во II тысячелетии [106,
с. 13—14]. Из портов этого побережья греки вывозили слоновую
кость, ткани, пряности и, видимо, золото. Недаром в греческий
язык уже в XV — XIII вв. до н. э. проникли семитские слова —
«золото» ( xpwog ), «хитон» (%п<Ъ\), «тмин» ( ki 3 u , ivov ) и др.
|54, с. 142; 55, с. 26-27; 352, прим. 20; 58, с. 172-173; 581,
с. 163; 491, с. 182-184]. 9


Эти связи не были односторонними. Можно с уверенностью говорить о нлаваниях угаритян на Крит [106, с. 13]. Жители побережья нроникали и на Балканский полуостров. В связи с этим привлекает внимание находка месопотамеких лазури-товых цилиндров в Фивах [49, с. 111 — 112; 216, с. 300]'. Грече­ская традиция приписывала оенование беотийских Фив мифо­логическому персонажу Кадму ( Her . II , 49; V , 57—58; Apollod . Ш, 4, 1). Такое косвенное подтверждение традиции заставляет с большим доверием отнестись и к сведениям о других поселе­ниях финикийцев в различных городах и на островах Эллады. В той же традиции Кадм связывается с Тиром, который миф считает родиной персонажа. Не отразилась ли в этом роль Тира в контактах с Беотией (ср. [355, с. 27])? Характерно, что Кур-ций Руф ( IV , 4, 20) называет беотийские Фивы колонией тирий-цев наряду с Карфагеном и Гадесом.

Связи городов сиро-финикийского побережья простирались и дальше к западу. Об этом свидетельствуют находки бронзовой фигурки финикийского божества, датируемой XIV —Х111 вв. до н. э., в водах южного побережья Сицилии и сирийской цилиндрической печати XIV в. до н. э. в Южной Испании. В Испании обнаружены также остатки скорлупы страусовых яиц, идолов из костей гиппопотама и гребней из слоновой кости, относящиеся ко 11 тысячелетию до н. э. В Африке, в Ликсе и Утике, были найдены египетские скарабеи, предшествующие 1200 г. до н. э. [167, с. 23-26; 215, с. 271-274, 307-308; 405, с. 308; 434, с. 202].

И все же господство на море минойских критян, а затем микенских греков (как, впрочем, может быть, и владычество Египта) сдерживало финикийскую экспансию в западном на­правлении. Положение изменилось в XII в. до н. э. В это время Восточное Средиземноморье испытало потрясения, вызванные упадком великих дотоле держав этого региона и мощными передвижениями пародов. Волны нашествий «народов моря» захватили и сиро-финикийское побережье; в частности, фили­стимляне из Аскалона разрушили Сидон ( lusL . XV 111, 3, 5). На севере погиб Угарит (но, тш-видимому, в результате не напа­дения, а землетрясении). В целом, однако, изменение полити­ческой и этнической карты Восточного Средиземноморья пошло на пользу Финикии. Уже, вероятно, очень скоро восстанавли­вается Сидон, игравший позже значительную роль в экономи­ческой и политической жизни этого региона. В период упадка крупных государств мелкие восстанавливают свои силы быстрее,

1 Один из цилиндров определенно датируется серединой XIV в. до н, э. 10 [МО, с. 21-24].


и it XII — IX вв. до н. э. именно небольшие государства Финикии, Сирии и Палестины выдвигаются на первый план [120» с. 35; 178, с. 145-170; 373а, с. 84-85, 98-99]. В этих условиях Тир, который и раньше, вероятно, участвовал в контактах с Западом, теперь полностью перенимает эстафету западных связей у погиб­шего Угарита [358, с. 21].

По местной храмовой традиции, сохраненной Геродотом ( II , 44), Тир был основан в XXVIII в. до н. э. Во II тысячелетии до п. э. он был довольно значительным центром Финикии [106, г. П, 11; 355, с. 19, 26-29; 462, стб. 1027-1028]. Правда, в тради­ции встречается упоминание о более позднем основании города. Но Юстину ( XVIII , 3, 5), его основали сидонцы, бежавшие ил разрушенного города за год до Троянской войны, т. е., по тра­диционной хронологии, в 1195 г. до н. э. Иосиф Флавий ( Ant . IikI . VIII , 3, 1) отмечает, что иерусалимский храм был построен Соломоном через 240 лет после основания Тира. По библей­ским данным, этот храм был завершен на одиннадцатом году правления Соломона ( I Reg . VI , 1). И если датировать царство-наиие Соломона 965 — 928 гг. до н. э. [13, с. 192], то датой осно-капня Тира, по Иосифу Флавию, будет 1194 г. до н. э. 2

Совпадение этих дат едва ли может быть случайностью. Явно речь идет о каком-то важном событии в истории финикий­ского города. Археологические раскопки показывают, что при­близительно в это время, в самом начале XII в. до н. э., фили­стимляне основывают на палестинском побережье свои города, и том числе Аскалон [254, т. (, с- 108, 125], а именно аскалониты и разрушили, но Юстину, Сидон. По-видимому, иосле гибели Сидона ого жители бежали в Тир, и за счет, них население тсшосло настолько значительно, что возникла легенда об основа­нии Тира сидонцами, и этот факт нашел отражение и в летосчис­лении 3 .

Переселение значительной части сидонцев в Тир должно было, с одной стороны, усилить этот город, а с другой — создать и нем демографическое напряжение, которое при тогдашнем уровне развития производительных сил могло быть снято только и результате выселении части жителей за море 4 . Это обстоя-

" А. ван деи Бра идеи относит начало царствования Соломона к 971 г, 1178, с. 1711, и тогда начало повой эры Тира должно прийтись на 1200 г. до н. э. Ту же дату принимает О. Эйссфельдт [250, стб. 1883]. П. Сэнта предлагает датировать начало нов.ой эры Тира 1198 г. до н. э. [21.5, с. 116, прим. 445]. Ото обстоятельство было, видимо, использовано позже сидонцами в тради­ции, подчеркивающей стремление Сидона к утверждению своего первенства, и Финикии.

А Роль перенаселения как толчка к колонизации подчеркивает К. Маркс
|1, с. 568]. И


тельство было использовано правящими кругами Тира для до­стижения своих политических и экономических целей.

Крушение микенских государств создало условия, при кото­рых финикийцы получили возможность обосноваться в некоторых частях Эгейского бассейна. Сведения о проникно­вении финикийцев в Эгеиду зачастую связаны с такими мифо­логическими фигурами, как Кадм или Феникс. Им приписывает­ся создание первых финикийских поселений на Родосе ( Diod . V , 58, 2) и Фере ( Her . IV , 152). Стефан Византийский ( v . Ki ) r > T | Qo ) делает энонимом Киферы сына Феникса Кифера, а Афиней ( VIII , 360е) в качестве основателя финикийской общины на Родосе вместо Кадма называет Палланта. Неясно, насколько эти нерсонажи греческой мифологии, происходившие, по мифам, из Финикии, символизировали реальных финикийцев.

Однако в нашем распоряжении имеются и сведения, не свя­занные с деятельностью мифологических персонажей. Фуки-дид ( I , 8) называет финикийцев наряду с карийцами морскими разбойниками, обосновавшимися на островах. Упоминая об изгнании карийцев критским царем Миносом, он не говорит о финикийцах, и нет оснований распространять на них это сообщение, считая тех и других современниками. Геродот (11,44; VI , 47) и Павсаний ( V , 25, 12) говорят об основании финикий­цами храма Геракла на Фасосе и разработке ими на этом острове золотых рудников между Энирой и Кеиирой. Эти названия, по крайней мере второе, считаются семитскими по происхож­дению [150, с. 106, прим. 2; 466, с. 108-109, нрим. 7; 467, с. 284]. По Стефану Византийскому ( v . MfjA , og ), финикийцы были осно­вателями на Мелосе одноименного города. Им же Геродот ( III , 23, 1) приписывает создание храма Афродиты на Кифере. Ничего заведомо неисторического в этих сообщениях нет.

Исследование культа Геракла на Фасосе показывает, что речь идет о тирском Мелькарте [150, с. 88—107; 153, с. 35]. Основы­ваясь на особенностях культа, носящих следы финикийского влияния, Д. ван Берхем предположил, что финикийцы прибыли на Фасос через Кос, Эрифры и Лемнос [150, с. 107 — 108]. Это предположение подтверждается общим направлением торговых связей догреческого Фасоса, особенно с Лемносом, который, по Гомеру (П. XXIII , 745), был местом финикийского торжища [308, с. 90—91]. По Павсанию ( lit , 23, 1), в кифер-ском храме Афродита была представлена вооруженной, что мало соответствует эллинским представлениям о богине любви. В то же время вооруженной наподобие Минервы появляется Астарта, финикийская богиня любви, на монетах Секси в Испа­нии [301, с. 13]. Все это позволяет говорить об историчности тра-12 диции существования финикийских поселений в Эгеиде.


Далеее к западу финикийцы обосновались в Сицилии. Фукидид ( VI , 2, 6) замечает, что до прибытия греков вокруг Сицилии на мысах и небольших островках жили финикийцы. Фукидид не дал названия этих мысов и островков. Специа­листы же в качестве семитских выделяют такие названия, как Тапс, Пахин, Тамариций, Макара, Мазарес [106, с. 27 — 29; 149, с. 69-70, 73; 446, стб. 2092; 535,стб. 2489; 536, стб. 1281]. Все эти тононимы связываются с восточным и южным берегами Сицилии или с близлежащими островками. Эти места могли посещаться финикийцами и ранее, судя но уже упомянутой статуэтке, найденной у южного берега острова. Возможно, что финикийцы обосновались и в северо-западной части Сицилии, ибо в мифе о походе Геракла в этот район простунает его фини­кийская основа [60, с. 10—19].

После Сицилии неред финикийцами открывались Иснания (Иберия) и Африка (Ливия). Страбон ( I , 2, 3; III , 2, 14), Дио-дор ( V , 20; 35), Веллей Патеркул ( I , 2, 3, 4) связывают друг с другом основание финикийских колоний в этих землях. Исна­ния и противолежащий берег Африки были самыми занадными районами финикийской колонизации. Важнейшим центром здесь становится Гадес, основанный, по Страбоиу ( III , 5, 5), только после двух неудачных поныток, что объясняется, видимо, сопротивлением местного населения [106, с. 24—25; 474, с. 34—35]. Возможно, что в промежутке между этими двумя попытками тирийцы обосновались в Ликсе на африканском берегу, рассчитывая иметь здесь плацдарм на подступах к Юж­ной Испании [106, с. 23]. Во всяком случае, Плиний отмечает, что ликсийскоо святилище Геркулеса, т. е. финикийского Мелькарта, было старше гадитанского ( XIX , 63).

 ΛΛΛ     >>>   

Начинаются значительные изменения в урба нистической системе карфагена
Финикийцы применяли сланным образом ингумацию
Одной из них является надпись
Нет сведений об эксплуатации сограждан
Втянутые в сицилийские дела
Чтения в Обществе истории и древностей российских электронная библиотека исторической литературы

сайт копирайтеров Евгений