Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принимая толкование греческого историка, мы представляем себе Карфагенскую державу в конце VI в. до н. э. Под властью Карфагена находились Сардиния (но крайней мере она нризна-иллась карфагенской; реально под пунической властью нахо­дились, видимо, нобережье и, может быть, южная и юго-запад­ная часть внутренних районов острова), часть Сицилии и но­бережье Африки к юго-востоку от Карфагена вплоть до так называемых Филоновых алтарей к востоку от Лептиса (об их местонахождении см. Ps .- Scyl . 109; Strabo XVII , 3, 20). Кроме того, господство Карфагена распространялось на его отдель­ные колонии на африканском побережье к западу от города и па Эбес.

К концу VI в. до н. э. карфагеняне вновь вступили в борьбу с греками. На этот раз военные действии разворачивались, по-видимому, практически одновременно па двух театрах: в Си­цилии и в районе Испании. Начало войн в Сицилии связано

4 Есть, кажется, смысл привести методическое правило, которому мы ста­
раемся следовать. Опровергать традицию надо, если: 1) она заведомо фанта­
стична, носит мифологический характер или бессмысленна, 2) содержит внут­
ренние противоречия, 3) противоречит уже установленным или более вероятным
фактам. В противном случае необходимо следовать традиции и стремиться ее
интерпретировать, как бы трудно норой это ни было. 43


к

с именем того же Дориэя, с которым совсем недавно карфа­геняне столкнулись в Африке на берегах Кинипа.

Геродот ( V , 43 —48) рассказывает, что после своей неудачной африканской авантюры спартанский царевич с теми же людьми отплыл в Сицилию, чтобы обосноваться в ее западной части, в районе Эрика, т. е. между финикийскими городами Панорм и Солупт. По пути он вмешался в войну между Кротоном и Сибарисом, закончившуюся разрушением последнего. Это дает нам дату высадки греков — 510 г. до н. э. или несколько позже. Попытка греков утвердиться в заиадпой части Сицилии вызвала резкий отпор как финикийцев, так и элимов из Эгесты 10 . Дориэй потерпел поражение и был убит. Сообщения других авторов дополпяют рассказ Геродота.

Диодор говорит ( IV , 23, 3), что спартанец успел основать город Гераклею, который довольно быстро вырос и поставил под угрозу политические и, видимо, экономические интересы финикийцев в этом районе, что и вызвало войну карфагенян с эллинами, которая привела к разрушению Гераклеи. По словам Юстина ( XIX , 1, 9), в войпу вмешались и другие народы Сици­лии (нод которыми надо понимать греческие полисы острова [149, с. 264]), и развернулась длительная война, в которой эллины lie раз одерживали победу. Тогда-то, как нишот Юстин ( XIX , 1, 10 —13), и прибыли послы Дария с требованиями к карфагенянам, в том числе и о военной помощи. Видимо, втянутые в сицилийские дела, карфагеняне отвергли -это тре­бование нерсидского царя. Несмотря на свои успехи, греки не сумели утвердиться на западе Сицилии, а сам Дориэй погиб, как и большинство его воинов.

Гибель Дориэя была использована Гелоном как повод к войне против карфагенян под лозунгом мести ( Her . V 11, 158). Гелон, по словам Полиэпа (1, 27, 1), именно для войны с карфагенянами был избран стратегом города Гела, но воспользовался своей властью, чтобы стать тираном и захватить затем Сиракузы. Так как Гелон захватил Сиракузы в 485 г. до н. э., то надо думать, что война началась или в этом году, или незадолго до него. Если верить речи, которую Геродот вложил в уста Гелона ( VII , 158), тот обратился за номощью к балканским грекам, ибо ноложение, по-видимому, было столь трудным для эллинов, что возникла опасность их полного вытеснения с Сицилии.

Нам неизвестен в точности исход этой войны или кампании. Мы знаем только, что на западе острова перевес остался все же на стороне финикийцев. Гераклея была разрушена, Дориэй но-

111 По мнению Э. Вилля, инициаторами войны вообще выступили эгестийцы. 44 а не карфагеняне [525, с. 224].


гиб, а единственный оставшийся в живых из предводителей греческой экспедиции Эврилеонт с остатками армии захватил селияунтский город Миною и даже, вмешавшись в селинунтские дела, понытался стать тираном этого города, но был убит ( Her . V , Mi ). В греческой части острова положение было довольно слож­ным: союзник Гелона акрагантский тиран Ферон изгнал из Гимеры ее тирана Терилла, на помощь которому нришел власти­тель Регия Анаксилай, и они выступили против Ферона и -Гелона. Терилл был связан гостеприимством с карфагенянином Гамилькаром сыном Магона (Геродот ошибочно вместо Магона называет Ганнона), с которым заключил союз и Анаксилай (Мег. VII , 165). Это давало пунийцам удобный повод для вмеша­тельства в дела Сицилии. Они уже имели трудный опыт войны с сицилийскими греками и поэтому, но-видимому, на этот раз пошли на союз с персами, в то время готовившимися к нападе­нию на Элладу, тем более что на этот раз речь шла, как уже говорилось, о равноправном союзе.

С огромной армией, насчитывающей, по явно преувеличен­ным сведениям Диодора ( XI , 20, 1), 300 тыс. сухопутных воинов, 200 боевых и три тыснчи грузовых кораблей, карфагеняне под командованием Гамилькара высадились в Сицилии и двинулись it Гимере. Гамилькар рассчитывал как на регийцев и гимерских изгнанников, так и на селинунтян, возмущенных действиями Иврилеонта. Ферон, удерживавший Гимеру, обратился за по­мощью к Гелону, который направил туда армию из 50 тыс. пехотинцев и пяти тысяч всадников. Карфагеняне потерпели и битве при Гимере сокрушительное поражение, причем погибла большая часть армии и сам полководец, так что жители Карфа­гена какое-то время даже опасались высадки сиракузяп в Аф­рике ( Her . VII , 165 — 167; Diod . XI , 20-24). По преданию, переданному Геродотом ( V , 166), сражение при Гимере прои­зошло в тот же день, что и морская битва у Саламина, в которой был разгромлен персидский флот, т. е. 20 сентября 480 г. до н. э.

По словам Диодора ( XI , 26), после битвы при Гимере между Карфагеном и Сиракузами был заключен мир, по которому карфагеняне должны были оплатить военные расходы Гелона, им платить контрибуцию в две тысячи талантов серебра и построить два храма, в которых должен был храниться текст договора. На такие сравнительно умеренные условия договора толкнула сиракузского тирана трезвая оценка реальной обста­новки.

Международное положение в Сицилии и Южной Италии Пило в это время сложным. Эллины далеко не всегда высту­пали единым фронтом. На горизонте маячила этрусская угроза. Допустить создание единого антиеиракузского фронта пуний- fa


цев, этрусков и части греков Гелон, разумеется, не мог и пред­почел довольно легким миром оторвать от возможной коали­ции карфагенян. Удалось ли ему это? Пиндар в своей I Пифий-ской оде, воспевающей нобеду нреемника Гелона Гиерона над этрусками нри Киме, называет врагом греков также и фини­кийца ( I Pyth . 72). Что надо в этом видеть? Риторический оборот, восноминание о недавней борьбе или отражение дейст­вительного события? На этот вопрос ответить нелегко, тем более что нигде больше участие финикийцев, т. е. карфагенян, в битве при Киме не уноминается, в том числе и в надписи самого Гиерона. Вполне возможно, что тогда карфагеняне все же предприняли еще одну попытку сломить мощь Сиракуз, но после Гимеры уже не имели достаточно сил, чтобы играть если не первую, то хотя бы равноправную роль в коалиции с этрусками.

Приблизительно в это же время разыгрываются события и на крайнем западе Средиземноморья. Там тартессии, всту­пив в союз с фокейцами, предприняли попытку вытеснить финикийцев с Пиренейского полуострова и напали на Гадес. Видимо, опасность была столь грозной, что гадитане обратились за помощью к карфагенянам. Последние использовали это обращение как повод к вмешательству на юге Испании. И хотя гадитанам, по-видимому, удалось отбить нападение тартессиев, карфагеняне не желали уходите, из Иснании. Они взяли штур­мом родственный им Гадес, не желавший в новых условиях принять карфагенян, и включили его в состав своей державы. Через какое-то время носле этого карфагеняне подчинили себе и другие финикийские города Южной Испании. Можно пола­гать, что Тартессийская держава не выдержала сноего пора­жения под Гадесом и развалилась. Ее остатки попали под контроль Карфагена.

Одновременно нунийцы установили блокаду пролива у Ге­ракловых Столпов и, может быть, подчинили Лике в Северо-Занадной Африке. Именно к концу VI —началу V в. до н. э. археология отмечает проникновение на юг Испании и северо-запад Африки карфагенских изделий, в частности керамики, которые частично или полностью вытесняют преобладавшие до этого произведения финикийских городов иснанского юга. Характерно, что именно около 500 г. до н. э. финикийцы поки­дают Могадор у атлантического побережья Африки, который до этого служил важной торговой базой испапских финикийцев.

Такое усиление Карфагена на западе Средиземноморья

и при выходе в Атлантический океан не могло не обеспокоить

фокейцев, особенно Массалию, в это. время выдвинувшуюся

46 на первый план среди фокейских городов. В битве при Артеми-


сии, произошедшей вскоре иосле 485 г. до н. э., карфагенский флот был разбит. В результате, как нам представляется, было приостановлено распространение сферы карфагенской власти на Юго-Восточную Испанию. Но юг страны и выход и океан остались-в руках карфагенян (см. [99, с. 29 — 341).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мифолог

Возникло святилище под открытым небом
Малонаселенная
Такие прозвища снизаны с тем

сайт копирайтеров Евгений