Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

10 Возможно, что греческое хоатооттве; является переводом финикийского ilnirii . Именно так, как мы видели, титуловались карфагенские аристократы. 179

12*


приносили воепнопленных, избирая зачастую среди них самых красивых, полагая, что так будет угоднее богам)(Лн>г1. XX , 65, 1). И этот обычай идет с Востока, как видно из надписи моавского царн Me щи ( KAI , 181, 16—17) и из различных библейских историй (например, I Sam . 15, 32 — 33). Карфагеняне таких пленных нриносили в жертву не только богам, но и душам погибших предков, как это сделал Ганнибал, потомок погибшего при Гимере Гамилькара, уничтожив три тысячи нленных гиме рийцев в том месте, где несколько десятилетий назад был убит его предок ( Uiod . XIII , 62, 4).

В основном человеческие жертвы приносились Баал-Хам-мону./Особенно известны жертвы детей, главным образом нер-венцев,* мальчиков, но часто и девочек, притом в основном из аристократических семейств) Антропологические исследования останков таких жертв показали, что 85 % жертв было моложе шести меснцев [505, с. 197 — 198]. Сожженные дети часто изображались на стелах с атрибутами и жестами божества, так что можно полагать, что пунийцы их героизировали или даже обожествляли [207, с. 49; 372, с. 331], считая, видимо, что душа жертвы поднимается непосредственно к богу, входя в царство Баал-Хаммона. Правда, жертву не сжигйли живой; ребенка сначала умертвляли, а уже мертвого сжигали на бронзовых руках статуи бога, причем совершалось это ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир [275, с. 174 — 181; 372, с. 316 — 318, 329]. Такое жертвоприношение, как полагают многие современные исследователи, называлось «молк» (или «молек») [204, с. 261, прим. 15; 244, с. 384; 275, с. 167-170}. Это слово встречается в Библии. Неправильно понятое, оно послужило поводом для сконструирования несуществовавшего у финикийцев бога Молоха, пожирающего человеческие жизни. Описание этого жертвоприношения вдохновило Г. Флобера на знаменитую нр-кую сцену жертвоприношения детей в его романе «Саламбо» [90, с. 197-199].

Диодор ( XIII , 86, 3) говорит о жертве ребенка Крону, т. е. Баал-Хаммону, как об «отеческом обычае» (то nctTpiov eftog ). Он действительно, как мы видели, восходит к старинным хана-анейским традициям. Однако в нервое время существования Карфагена он, но-видимому, не соблюдался: приблизительно до 700 г . до н. э. или даже несколько позже урны тофета содержат только останки животных. И только с рубежа VIII — VII вв. или, скорее, в первой четверти VII в. до н. э. урны начинают заполняться пеплом сожженных детей [203, с. 19; 215, с. 370— 375; 372, с. 320]. Старые традиции родины тенерь возрождаются в Карфагене, что, веронтно, свнзапо с изменениями в жизни 180 города и государства, которые произошли в первой четверти


\ 11 и. до н. э., в частности, с новым притоком иммигрантов и i Тира. В жертву, как отмечалось, приносили главным образом и'той аристократов. Это совпадало со старинными представлении ми о долге тех, кто возглавлял общину, перед богами: •оегпечить милость богов к общине ценой пожертвования богам • ммого дорогого.

Однако позднее карфагенские аристократы предпочитали i . i и но покупать чужих детей и отдавать их в жертву богу. I In когда армия Агафокла подошла к стенам города и над Карфагеном нависла опасность поражения, если не гибели, пунийцы, решив, что это связано с гневом божества на нечестие лучших людей государства», вернулись к старому обычаю и ¦ ожгли более 500 детей, из которых 200 — сыновья знатных

< 1'мсйств — были определены властями, а не менее 300 было
пожертвовано добровольно ( Diod . XX , 14). Последние, видимо,
происходили уже из разных слоев общества. Археологические
исследования в тофете показали, что в III в. до н. э. круг жертво-
ни тел ей был уже довольно широк, вплоть до рабов [207, с. 266].

Однако при всей своей набожности многие карфагеняне питались уклониться от принесения этой жестокой жертвы.

< илий Италик ( IV , 765 — 822) рассказывает, как Ганнибал
уклонился от принесения в жертву своего сына, обещав богам
и имен роскошные жертвы после победы над Римом. Раскопки
к тофете показывают, что в урнах харонили зачастую останки
и.' родившихся детей, а зародышей, по-видимому, выкидышей
| !!0.Ч, с. 20; 275, с. 176]. ЦТорой этот обычай смягчается, и
¦ .ертвм детей замещаются жертвами ягнятЛ Такие «жертвы
шмещения» называются «молхомор» [413, с'.Тбб; 486а, с. 159—
Hit |. Это не изобретение карфагенян. «Жертвы замещения»
существовали и на Востоке. Мы вспоминали библейский рас
сказ о том, как в последнюю минуту ангел удержал руку
Лнраама, готовящегося нанести смертельный удар Исааку, и
послал ему ягненка, чтобы он пожертвовал богу животное вместо
i мна. Перед нами мифологическое отображение «жертвы заме
щении». Такие жертвы, как уже говорилось, практиковали
кпрфагеняне в начале своей истории. Позже, хотя они никогда
не отказывались от человеческих жертвоприношений, замеще
ние детей ягнятами становится все более распространенным.
' >по основывается на формуле «душа за душу, кровь за кровь,
<кн;нм. за жизнь» [277, с. 1—3].

Возможно, именно «жертва замещения» представлена на некоторых стелах хадруметского тофета, правда, уже более позднего времени. На них изображены различные фазы церемо-и и и: три человека, держа перед собой барана или ягненка, направляются к жертвователю; затем две группы верующих 181


(по три в каждой) двигаются к культовому зданию и входят в него, а внутри стоят два алтаря с горящим пламенем; наконец, жрец, которому помогают один или два ребенка, совершает возлияние, вливая в пламя душистое масло [286, с. 54—55, табл. Ill , рис. 8, 10].

Вообще жертвы животных были издавна свойственны финикийской религии. Широко практиковались они и в Карфагене. Дошедшие до нас жертвенные тарифьготносятся именно к таким жертволдинощениям. Из этих тарифов видно, что (в жертву нриноейлйфиков или волов, баранов, оленей и других животных и различных птиц, а также хлеб, молоко, оливьг((КА1, 69, 74— 76). Выделяются разные типы жертвот\ринотПе'нин: при одних жертва целиком сжигается, но жрецы нолучают определенную нлату, при других — им достается часть жертвенного животного, при третьих — жертва, кроме части, предназначенной богу, делится между жрецами и жертвователями [184, с. 45—75].

Неизвестна периодичность жертвоприношений. Силий Италик ( IV , 768) сообщает, что детские жертвоприношения совершались ежегодно. Жертвоприношении были составной частью религиозных праздников. Жертвы приносились в различных чрезвычайных обстоятельствах, как это было^после поражения при столкновении с армией Агафокла.

Своеобразным видом жертвы могла быть священная проституция, когда женщины жертвовали богине любви свое тело. Такие женщины выступали как бы в роли жриц в обряде «священного брака». Это было присуще культу Астарты Эри-цинской, отмечаемому в Сикке, куда специально для этого прибывали пунические женщины ( Val . Max . II , 6, 15). Как уже упоминалось в предыдущей главе, священными проститутками богини -любви (Астарты или Тиннит) были женщины, которые отделились от семьи и надписи которых довольно часто находят в Карфагене.

\ Важной составной частью религиозных представлений был заупокойный культ. Раскопки обнаружили и отдельпые могилы в различных частях пунического Карфагена, и обширные некрополи^ огромной дугой опоясывающие нижний город от холма Бирсы на юго-западе до морского побережья на северо-востоке. Пунические могилы воспроизводят в основном типы, встречающиеся и в метрополии. Первоначально это были главным образом простые ямы, вырытые в земле и прикрытые каменпыми плитами, часто воспроизводящими двускатную каменную кровлю. Позже, приблизительно с VI в. до н. э., появляются более сложные могилы: дромосные и могилы в колодцах. Первые представляют собой ногребальпые камеры, выкопаипые в естест-182 венпых или искусственных холмах; от входа к камере вели


коридоры, или дромосы. Для сооружения могил второго типа ц немле вырывали узкий и глубокий колодец (в IV — III вв. imkho колодцы достигали 20 м глубины) и на дне колодца или II его стенках оборудовали ниши, достаточные для одного или иногда двух саркофагов. Наверху могила обозначалась памятным камнем [313, с. 426-442; 434, с. 276; 505, с. 211-228].

h К концу пунической эпохи карфагеняне стали строить и надземные мавзолеиЛ Возможно, что такой мавзолей построил имени Ашцап в честь своего патрона Милкпиллеца ( CIS , ШИН) bis ) [264, с. 71 —73]. По-видимому, таким сравнительно доступным мавзолеем была гробница отца Гасдрубала, куда тот, как рассказывает Апииан ( Lib . 38), заперся, обвиненный в предательстве [313, т. IV , с. 441—442]. На стене гробницы недалеко иг Карфагена изображен мавзолей в виде двухэтажного здания, цилиндрического или прямоугольного, поставленного на трехступенчатый стилобат и увенчанного треугольным фронтоном. - Шро форм^ явно восходит к эллинской архитектуре^ Перед пдаиием стоит поднимающийся на двух ступенях алтарь, на котором горит пламя, пожирающее погребальную жертву [196, тпбл. 52]. К сожалению, сами карфагенские мавзолеи не сохранились. Но пунический архитектор во II в. до н. э. построил мпнзолей в нумидийской Тугге, и это сооружение практически иоиторяет изображенное на стене гробницы [42, с. 96 — 97 и ил. 36]. Перед нами еще один тип пунических гробпиц, принадлежавший некоторым представителям карфагенской знати и »о;и1Икший под греческим влиянием.

( 11 ранних погребениях Карфагена широко представлепа кремациялИсчезнув в VI в. до н. э., она вновь появляется с IV в. до п. э.'^бОб, с. 218]. Известно, что финикийцы применяли сланным образом ингумацию, они не сжигали трупы, а хоронили п могилах. На Занаде же, и Карфаген не был исключением, финикийцы до VI в. до н. э. нередко применяли именно трупо-сижжеиие, причем порой этот способ погребения даже господ-ггновал [99, с. 87; 106, с. 30; 414, т. I , с. 162-163; 501, с. 258; WM , стб. 403—404]. Правда, иногда (но лишь иногда) и на Постоке, в Финикии и Палестине, также встречается кремация |.Ч10, с. 332]. Чем же объяснить такие различия в снособах ннхоронения? Выдвигаются самые различные гипотезы, которые могут подходить для отдельных районов, но не объясняют все пиление. Для Карфагена надо пока только констатировать, что тот или иной способ не зависел ни от этнического, ни от социального положения. По-видимому, в настоящее время едва ли можно дать удовлетворительное объяснение этому феномену. ()стается лишь отметить его и подчеркнуть ту автономию, какую н в религиозной сфере обретают западные финикийцы. 183


По мере перехода Карфагена к внешней экспансии и развития
конфронтации с греками (возможно, и с увеличением притока
иммигрантов из метрополии) усиливается стремление возвра
титься к старым отеческим ритуалам, которые, и это надо под
черкнуть, все время практиковались в городе, сосуществуя
с труиосожжением. Ингумация на какое-то время становится
единственным обрядом. Усиление контактов с эллинским и
эллинистическим миром, утке отмеченное в различных сферах
пунической жизни, нривело к вторичному появлению кремации.
Но и теперь этот обряд не становится единственным, ибо ингу
мация продолжала применяться до самого падения Карфагена.
При сожжении непел собирался в специальные глиняные
урны или каменные ящички с двускатной крышкой, имитирую
щие саркофаги [505, с. 218]. Это свидетельствует о том, что,
даже перейдя к новому обрнду захоронения, карфагеняне сохра
няли связь с отеческими обычаями. При ингумации труп клали
в деревянный гроб иди каменный саркофаг, покрытый двускат
ной крышкой. С IV — Ш вв. до н. э. распространяются также
мраморные саркофаги с плоской или двускатной крышкой, на
которой изображается покойник. Такие же изображения поме
щаются и на каменных ящиках с пеплом (42. с. 69 — 74; 76,
с. ?7_:-32; 217-218]. *

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В греческой части сицилии в это время борьба между двумя гиракузскими политическими группировками
Основан­ная
Пллюстий явно нашел сведения
Колонизация

сайт копирайтеров Евгений