Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

отнести и к служителям карфагенского храма этого бога. А в культе Астарты сложилось другое положение. Упомянутый Абдмелькарт был верховным жрецом Астарты, что не номешало ему иметь сына и занимать пост еуффета.

^Основную массу храмовой корпорации составляли нростые жрецы и жрицы ( khn , khnm , khnt ), игравшие главную роль в отправлении культаЛ Наряду с ними в надписях упоминаются sn ' (например, CIS , о955). Как полагал С. Гзелль, речь идет о более пизкой ступени жреческой иерархии [313, т. IV , с. 397]. Надо, однако, отметить, что эти должности также могли переда ваться по наследству и были весьма ночетны, ибо их носители могли принадлежать к аристократии. Так, в только что упомянутой надписи можно прочитать, что отцом и дедом Гимилькона, жреца Баал-Шамима, были sn ' Азрубаал и Эшмунамац, а отцом и дедом последнего — верховные жрецы. Так что в одной семье на протяжении нескольких поколений были представлены все ступени жреческой иерархии. Хотя кастового жречества в Карфагене не было, существовала, вероятно, традиция сохранения жреческих обязанностей в определенных еемьях\К храмовому персоналу принадлежали, видимо, также гадатели, музыканты, священные брадобреи и нисцы [313, т. IV , с. 401—402].

В самом низу стоили храмовые рабы] В надписях выделяются две группы рабов: рабы храма того или инбго божества, как Бодастарт, раб храма Цидтиннит ( CIS , 348), или его тезка, раб храма Астарты Могучей ( CIS , 4842), и рабы бога, как Шафат, раб Астарты Могучей ( CIS , 255), или Бааладар, раб Цидмель карта ( CIS , 256). Точно определить разницу между этими двумя категориями пока невозможно. Характерно, что храмовые рабы в отличие от рабов частных лиц нередко указывали свою генеалогию: так, Химилькат, раб храма Милькастарта, называет отца, деда и нрадеда ( CIS , 250). По-видимому, положение этих рабов было более высоким, чем частных. Некоторые из них, вероятно «рабы бога», могли быть заняты непосредственно в культе [110, с. 253 — 256]. Наличие рабов храма уже само по себе говорит о существовании храмового хозяйства. Однако храмы были поставлены под государственный контроль: надзор над ними осуществляла специальная комиссия «десяти над священными делами» ( CIS , 168, 169, 175), которая ведала святилищами [НО, с. 256; 511, с. 124-125].

Культ

( Существенной частью культа были различные праздники и цере mohhhJ Во фрагменте надниси ( CIS , 165), относящейся, ве-176 роятно, к III в. до н. э., упоминаются дары, которые необходимо


иосантить в храм в четвертый и пятый депь какого-то праздника |313, т. IV , с. 404—405]. Известно о праздниках в честь Мель-карта в Тире ( los . Ant . hid . VIII , 5, 3) и Гадесе ( Paus . IX , 4, 6). Кмрфагепяне участвовали в тирском празднике, отправляя it мгтронолито священных послов. Но они, по-видимому, справ-.11 и л и подобный праздник и у себя. На него, может Й?1ть, намекает упоминание в пунической надпи си ид \Це~рйД/Гдн^ погребения божества» ]^Ф-Р6^'7Урр7"27~^--Э). УмирТГтощЙм и воскрешающим богом в финикийской религии был Мелькарт, почитаемый и в Тире, и в его колониях.[Поскольку Цере был ганзан именно с Карфагеном, можно говорить, что речь идет и карфагенском празднике в честь смерти, ногребения и воскресения Мелькарта) [380, с. 43—57].

\ Несомненно, в Карфагене отмечался нраздник в честь Тин-пит. jOh пережил гибель пунического города и торжестненно праздновался также в римское время, когда богиня называлась уже Целестину.О нем говорит Ангустин ( civ . Dei II , 26, 2). Mo его словам, на праздник Целестис люди собираются со всех сторон; во время праздника устраиваются сценические представлении, исполняемые мимами;! все наполняется неприличием и иостыдством, так что найоолее стыдливые матроны отворачиваются от непристойных жестов мимов. В другом месте ( II , 4) он говорит о «постыднейших играх», которыми отмечается праздник Деа Целестис. Видимо, культ этой богини был оргаистическим и сопровождался мистериями, восхваляющими богиню плодородия и любви.

Религиозные нраздники финикийцев вообще сопровождались театральными представлениями. Правда, ни в самом Карфагене, ни в городах его державы следов таких представлений пока не найдено. Но несколько позже, когда пуническая культура и ее влияние были еще в зените, в Каларисе и в африканской Тугге создавались театры для них. В Тугге, например, театр располагался на краю святилища, был отделен от часовен двором с портиками; там найдено несколько ступеней в виде сегментов, спускающихся к орхестре, которую замыкал портик |Г)2 / 1, с. 212—214]. Внешний вид таких театров (по крайней мере в позднюю эпоху) явно испытал греческое влияние. Это, разумеется, не означает, что н пуническом мире существовало театральное искусство;; в Карфагене театр не был отделен от культа, и его представления являлись лишь частью религиозных 11|ш:штикоп. Праздники сопровождались также музыкой и тан-цлмиу как это было в сидонском храме Эшмуна, где обнаружен нлтарь с изображением музыкантов и танцоров [256, с. 565 — ltl / t \. Праздники отмечались также играми и забавами, как тот ииммий праздник, о котором говорит Саллюстий ( lug . 66,2; 177

IJ Itiiinu 1033


68,2). Он нродолжался не менее трех дней, ибо историк уноми-нает о третьем дне, прибавляя, что он праздновался но всей Африке.

На стене пещеры Гротта Реджина в Сицилии была обнаружена надпись в честь Исиды и рисунок, на котором, в частности, изображен корабль Исиды. Это — первое подтверждение существования нраздника египетской богини. Во II в. н. э. этот нраздник подробно описал Апулей ( Met . XI , 8—17). Тенерь точность его описания подтверждена археологически [461, с. 549 — 551]. Этот рисунок, сопровождаемый надписью, доказывает, что празднество в честь Исиды совершалось и в пуническую эпоху. Оно отмечалось ранней весной, когда «зимние непогоды успокаиваются, волны бурные стихают, море становится доступным для плавания, и жрецы, спуская на воду судно, еще не знающее влаги, посвящают его (богине)... как первину мореходства» ( Apul . Met . XI , 5; пер. М. А. Кузьмина). Судя по Анулею, важной частью нраздника было торжественное шествие к морю и возвращение в храм. Шествие сопровождалось какими-то нредставлениями, музыкой и танцами.

У Ливия ( XXVI , 17, 12) сохранилось интересное сообщение, что в 211 г . до н. э. в Испании Гасдрубал просил римского полководца Нерона отложить на следующий день намеченные переговоры, ибо в этот священный день карфагенянам нельзя было браться ни за какое серьезное дело. Некоторые исследователи предположили, что речь могла идти о «пунической субботе» [50, с. 243; 313, т. IV , с. 404, прим. 2]. Это предположение кажется очень вероятным. Известно, какую роль играла суббота, день священного отдыха, первоначально, видимо, связанный с культом луны и ее фазами, в религии соседей финикийцев — иудеев. Подобные дни, когда ничего нельзя было предпринимать, существовали в Месопотамии [19, с. 96 — 99; 28, с. 305; 236, с. 237—239]. Поэтому неудивительно, что и у финикийцев мог быть такой день.

(Существенной частью культа были жертвоприношения, устанавливающие связь между богом и человекомЛВ 480 г . до н. э. в день роковой битвы при Гимере карфагенский военачальник Гамилькар приносил жертвы, и именно во время жертвоприношения он был убит ( Her . VII , 167; Diod . XI , 21, 4; 22, 1). Через двести сорок три года другой Гамилькар — Барка — перед отправлением в Испанию также совершал жертвоприношения ( Nep . Ham . II , 3). Но1в основном это было делом жречества. За исполнение этого обряда верующие платили жрецам, не говоря о том, что при некоторых жертвоприношениях часть жертвенных животных или растений оставалась в распоряжении 178 жрецов, рб этом сообщают так называемые жертвенные тарифы,


которые целиком или во фрагментах дошли до нас ( KAI , 69,

' V 75). .

| Особенно поражали греков и римлян человеческие жертвы!

•  'то не было особенностью пунийцев: человеческие жертв он ринТя ИКЧ1ИЯ были свойственны многим древним народам. Сами греки к римляне в свое время их совершали. В «Илиаде» ( XXIII ,175 — 17(1) упоминается о заклании 12 троянских юношей при погре-

•  н'иии Патрокла. И даже в «историческое» время, в I тысячеле- vii и до н. э. такие жертвы приносились, например перед битвой при Саламине в Греции ( Pint . Them . 13) или после поражения при Каннах в Риме ( Liv . XXII , 57, 6). И все же для греков и римлян это было исключением, оно в какой-то степени оправды-иллось чрезвычайными обстоятельствами, грозящими гибелью родине, но всегда вызывало ужас, как у Фемистокла, который Гн.1л вынужден подчиниться и убить трех знатных персов перед сражением [70, с. 453].1Для пунийцев те это было обычным пилением,! которое поражало античных авторов, и они — от < 1офокла-до христианских писателей III — V вв. н. э. —сохранили сведения о человеческих жертвоприношениях в Карфагене 9 . Эти сведения дополняются археологическими свидетель- (I нами.

Этот старинпый обычай был принесен в Африку с Востока. Гам приносили богам самое дорогое — перворожденного сына, чтобы обеспечить благополучие рода и государства. Филон Пиблский ( FUG , III , fr . IV ; V ) пишет, что в древности «могуще-етненпые» лица государств или народов 10 в случае опасности жертвовали богам в качестве искупления любимых детей. Можно вспомнить в связи с этим известную библейскую историю о жертвоприношении Авраама, который по приказу бога должен был принести в жертву единственного сына Исаака, и лишь и последний момент человек был заменен ягненком ( Gen . XXII , 2 13). Красноречив и другой библейский рассказ, который повествует об убийстве и сожжении Иеффаем своей единственной дочери в^илу обета, данного богу, причем здесь никакой Пимены не произошло ( hid . XI , 31—40). Этот древний обычай, ужасный/й героический в одно и то же время, существовал и и Карфагене.

Людей жертвовали различным богам. Плиний ( XXXVI , 39) сообщает, что пунийцы ежегодпо приносили человеческую жертву Геркулесу — Мелькарту. По Валерию Максиму ( IX , 2), жертвы припосились финикийскому «Нептуну»ЛЧасто в жертву

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


В этом городе недалеко от порта находилась та площадь

Здесь мы же встречаем исторические сведения
Характерно ли такое удвоение именно для пунийцев авторы комментария к надписи полагают

сайт копирайтеров Евгений