Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

•  ипителнх соединялись черты египетских лотосовидных и дори-¦чч'ких. Позже широко распространяются эолийские колонны, ' затем дорические и ионические. Однако говорить о применении

"Рдера невозможно. Карфагеняне порой смешивают элементы различных ордерных систем: например, дорическая колоннада < ппбжается ионическими капнелюрами. Колоннада в принципе иг играет конструктивной роли в архитектурпой системе здания, оставаясь независимым декором. Некоторое время могли сосуществовать греческие и египетские элементы украшений, как па часовне из Норы, на которой треугольный фронтон эллинского нида украшен египетским крылатым диском, увенчанным фри-П1И из уреев [191, с. 3—4, 7—9; 204, с. 43—44; 378, с. 51-71, и\Си\. I — II ; 414, с. 189].

Как уже говорилось, храм рассматривался в первую очередь 173


как дом бога. И внутри храма в нише или под специальным балдахином (по-видимому, в святая святых) находился символ бога. Им мог быть бетил различной формы — в виде трапеции, столба или ромба, судя по моделям некоторых храмов [191, СЬ-487, 488, 492, 500]. Часто внутри таких храмиков изображался бутылевидный идол [191, СЬ-498, 499]. Означает ли это, что нодобный идол, но гораздо большего размера, стоял внутри святилища? Судя по трактовке этого символа (см. выше), это едва ли было так. Скорее всего символ обозначал, что святилище принадлежало Тиннит.

Во многих случаях внутри таких храмиков изображалась статуя божества [191, СЬ-490 и др.]. Финикийцы воспринимали своих богов антропоморфными. Эту традицию переняли и колонисты. Уже упоминалось об изображениях различных божеств — Баал-Хаммона, Тиннит, Астарты. Это не означает, что им всем в храмах воздвигались статуи. В Сирии найдена стела с изображением Мелькарта [359, табл. 55]. На другом конце финикийского мира, в испанском Гадесе, на дверях храма этого бога были изображены эпизоды из его мифической «биографии» [99, с. 68—69]. Одним из подвигов Мелькарта была борьба со львом. Такая же сцена изображена на кольце приблизительно конца VI в. до н. э., найденном в Карфагене [125, с. 69 — 70 и табл. XIII ]. Видимо, и в данном случае переделами тот же бог. В то же время Силий Италик ( III , 30—31) и Филострат ( V , 5) подчеркивают, что в том же гадитанском храме не было никакого изображения бога, а по Курцию Руфу ( IV , 3, 22), статую Аполлона в Тире во время осады города привязали к жертвеннику, а не к статуе Геркулеса — Мелькарта. Таким образом, статуй Мелькарта не было ни в Тире, ни в Гадесе. Вероятно, такое же положение было и в карфагенском храме Мелькарта.

Трудно сказать, существовала ли в храме Астарты статуя богини. Вообще-то многочисленные статуэтки Астарты часто встречаются в Финикии и в колониях, в том числе и в Карфагене. А на инталье из Сидона мы видим богиню, сидящую на троне [434, рис. 115], что могло быть воспроизведением культовой статуи. Однако найденные в Финикии, в том числе в Сидоне, вотивные и монументальные троны Астарты не имеют никаких следов того, что на них должна была сидеть богиня [434, с. 110 и фиг. 116]. На монете из Библа уже III в. до н. э. изображен храм Астарты с коническим бетилом. Яйцевидный бетил нахо дился и внутри модели храма Астарты из Сидона [413, с. 63, рис. 3 и табл. 11]. Поэтому внолне возможно, что и в Карфагене в храме Астарты сохранялся прежний символ богини в виде бетила, хотя, вообще-то, богиню воспринимали уже в женском 174 образе.


Размеры карфагенских святилищ были самые разные. Чаео- ni ' iiim в тофете, как уже упоминалось, размером была всего it один квадратный метр. Но были и довольно большие храмы. Дмниан ( Lib . 130) рассказывает, что в 146 г . до п. э. в храме шьчуна собралось почти 50 тыс. человек, последние защитники гибнущего Карфагена. В какой бы тесноте эта масса людей ни ниходилась, только святилище значительных размеров могло их тч'Х нместить. В этом же храме накануне 111 Пунической войны собирался карфагенский сенат (Арр. Lib . XLl , 22; XLII , 24). Амииан, описывая этот расположенный в Бирсе храм, говорит, ¦им он стоял на высокой террасе, на которую вела лестница it (10 ступеней.

пил и довольно богаты. Но словим Лшчиянд; храм Эшмуна был «¦имым знаменитым и роскошным из храмов Карфагена^О его uonvrcTBO можно судить по тому, что уступающий ему храм Ггшефа имел целлу, покрытую золотом, стоимостью несколько тысяч талантов, а внутри — статую бога, также позолоченную lApp . Lib . 127). Храм Астарты на Мелите был украшен многочисленными изделиями из слоновой кости и необыкновенными < липовыми бивнями ( Cic . in Verr . II , 4, 46; Val . Max . I , 1, extr . 2). Персонал храма, по-видимому, объединялся в корпорацию. Ни главе ее стоял верховный^жрец ( rb khnm ) или верховная ирмца { rb khnt ). 'Вх^рла м . гыо жр е цы «н-жрдцы принадлежали

- имсшим слоям пунической аристократии.ЧНапример, верхов-
IIIH ! жрица Батбаал была дочерью сенатора Химильката и женой
¦ \ффета Химильката, у которого отец, дед и прадед также были

- уффетами ( KAI , 95) .(^Принадлежа к знати, такие люди могли
|Ш1Шмать и светские должности, в том числе высшую — суф-
фета.; Одновременно суффетами и верховными жрецами были
ГишПн! и его отец Абдмелькарт ( KAI , 93). Должность верхов
ного жреца могла если не юридически, то в ряде случаев практи
чески, передаваться по наследству. Так, например, такой пост
передал Баалшиллек своему сыну Шафату, а тот, в свою оче
редь. --- сыну Азрубаалу (КАЛ, 81). Так, уже упомянутый

уффет и верховный жрец Г аннон был сыном суффета и верхов-

н>| о жреца Абдмелькарта ( KAI , 93). (Подобное совмещение

^№Ч^кояЖ"^^гскби^Шжно&^5й свидетельствует, ка-н-кажетея;

1'ом, что жречество не составляло отдельную касту и жреческие

">н;1шпюсти были частью граждапских^Это же обстоятельство

мщирит и о том, что жрецы не приносили обета безбрачия.

Кппгчпо, эти положепия нельзя безоговорочно распространять

nil iicox жрецов. Мы знаем, что жрецы Мелькарта в Гадесе

имели «непорочное ложе» и даже видом своим отличались от

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Карфагенской части сицилии

Постепенно под воздействием римского искусства пуническое вытесняется
О стремлении киренских властей ие допустить торговлю
Рассматривая внешнеторговые связи карфагена

сайт копирайтеров Евгений