Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

относилась та сохранившаяся до периода христианства поэзия, Которую Иероним (Ер. 97) называл «бесстыдной». Здесь могли описываться различные обряды, связанные с культом Астарты или Тиннит — Целестис, отличающиеся, с точки зрения христи-ниекого автора, своим «бесстыдством» ".

С некоторыми натяжками к религиозной литературе можно отмести ряд пунических надписей, и в первую очередь жертвенные тарифы. В них ясно и четко перечисляются различные виды жертв и плата, следуемая жрецам за совершение жертвоприношении. Стиль их отличается простотой и лишен каких-лпГнг украшений. Ясность и утомляющая стандартность вообще характерны для пунической эпиграфики. Объясняется ли это особенностями нуничес-кого мышления или целями такой «литературы»? Скорее всего последним. Но и первую возможность 1И'.н|>зя полностью не учитывать. Определенный рационализм, сочетающийся с древними нелепыми суевериями, характерен для Карфагена особенно в IV — II вв. до н. э. Достаточно вспомнить сохранение до носледних дней человеческих жертвоприношений и в то же время существование светской историографии и философии, как и умелое унравление делами державы.

* * *

Падение Карфагена не нривело к уничтожению пунической культуры, в том числе словесности. Передача ну индийским царям карфагенских библиотек стимулировала развитие местной культуры. Недаром многие сведения о содержании «пунических книг» ночерпиуты из нроизведений Гиемпсала и Юбы. Ми и сами нунийцы нродолжали существовать. Еще очень долго и Африке звучал их язык. Даже в V в. н. э. пуническая речь оставалась живой, а вместе с ней и нунический фольклор. Гииионский епискон Августин приводит даже известную в его иремн пуническую поговорку о чуме, любящей монеты ( Sermo 1(17, 4). Сохранились и исторические предания. Под влиянием победившего христианства они трансформировались: восноми-мпиия о ханаанейском происхождении соединились с библейскими повествованиями, и в VI в. н. э. византийский историк Проконий в своем сочинении «О вандальской войне» (11,10) списывает нроисхождение африканских финикийцев с беглецами от Иисуса Навина [469а, с. 423—426]. Конечно, от всей в гное время, видимо, довольно богатой литературы Карфагена сохранились только остатки, но и по ним можно судить, какого уровня достигли карфагеняне до роковой даты — 146 г . до н. э.

11 Впрочем, не исключено, что в последнем случае речь шла, как предпо-.'шжил М. Шницер, уже о чисто светской эротической поэзии [495, с. 144]. 215


I Падение Карфагена в 146 г. до н. э. не принесло полной гибели пунического искусства. Нв-т-оверя—е—нредедн*##и«~его существования--в.. таки-х- -городах,—*ак Утика лл.и -Хадрумет, KQTOpbie жили еще : мыш:а.-веков и в которых долго сохранялись старые традиции, надо отметить, что после гибели Карфагена м'ногие пунийцы, среди которых были и художники, бежали в другие районы Африки, унося с собой навыки и умения, свой стиль искусства^ И это неопуническое искусство во многом продолжает старТ5ё"7 пуническое. Об этом, например, свидетельствуют статуи, найденные в святилище в Тиниссуте на мысе Бон и относящиеся к I в. н. э. Это выполненные из обошженно^ глины изображения Баал-Хаммона, сидящего на троне; богини, кормящей грудью младенца; богини с львиной головой [42, ил. 23—26; 196, табл. 35, 61]. Особенно выразительна последняя: прекрасно выполненное в лучших греческих традициях туловище увенчивается головой льва с мощной гривой, так же как и у египетской богини Сохмет. Но «лицо» исполнено чисто человеческого выражения напряженности и силы, а туловище, в свою очередь, охватывается графически выполненными голубиными крыльями, подобно фигуре на мраморном саркофаге. Если бы это произведение было создано раньше, мы, не колеблясь, отнесли бы его к грецизирующему направлению пунического искусства. Можно еще раз упомянуть и мавзолеи нумидийской знати, созданные пуническими архитекторами и отражающие греко-нунические и грецизирующие формы пунической архитектуры. Традиционное направление отразилось в стелах, в том числе в тех, которые нам столь много дали для понимания пунического представления о мироздании (см. выше) ^Постепенно под воздействием римского искусства пуническое вытесняется, хотя его следы остаются в Африке еще очень долгое время.

ВДИ — Вестник древней истории. М.

Вестник ЛГУ-— Вестник Ленинградского государственного университета. Л .

ABSA — The Annual of British School at Athens. L.

Achil. Tat. — Achillaei Tatii de Leucippa et Cleitophonte.

AEArq — Archivo Espanol dc Arqueologia. Madrid.

Ael. Var. hist. — Claudii Aeliani Varia historica.

Act. Plac. phil. — Aetii Placita philosophonim.

AJA — American Journal of Archaeology, Princeton.

AJPh — American Journal of Philology. Baltimore.

Annali — Instiluto orientate di Napoli. Annali. Napoli.

Aniiali di Pisa -- Annali della Sciiola Siiperiore normale di Pisa, claase di lettere e filosofia. Pisa.

Apollod. — Apollodori bihliotheca.

App. Hannib. — Appiani Bellum Hannibalicnm.

App. Hisp. — Appiani Bcllnm Hiapaniensc.

App. Lib. — Appiani Bellum Libycum.

App. Samn. — Appiani Bellum Samnicum.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Посредническая торговля занимала значительное место в экономике карфагена
Мифолог

Другие прозвища
Идущие от площади к бирсе

сайт копирайтеров Евгений