Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

числе Селинунтом, и осадил Лилибей. Однако первыми успе­хами военное счастье Дионисия и ограничилось. Вскоре кар­фагеняне одержали победу над сйракузским флотом у Эрикса. Л вслед за этим тиран умер, и его наследник Дионисий-младший поспешил заключить мир, восстановивший существо­вавшее до войны положение ( Diod . XV , 73; XVI , 5; hist . XX , 5, 10-14; Polyaen . V , 9; Plut . Dion . 6; 14) 14 .

Пока шли все эти войны в Сицилии, внутреннее положение Карфагена было далеко не стабильно. Покоренное население ненавидело карфагенян. Полиэн ( V , 10, 1; 3) рассказывает о войне Гимилькона с ливийцами. Ливийцы захватили какой-то город и даже нодошли к самим стенам Карфагена, заняв его предместья. Лишь с помощью хитрости, если верить Полиэну, карфагенскому полководцу удалось подавить это восстание. Ав­тор не датировал события. Однако, как мы увидим ниже, после поражения в 396 г. до н. э. Гимилькон покончил самоубийством, так что восстание ливийцев, о котором идет речь, должно было иметь место до этого времени. Скорее всего это могло произойти между 405 и 398 гг. до н. э., когда вернувшийся из Сицилии Гимилькон занимал первенствующее положение в Карфагене (ср. ^375, стб. 1641, 1643]).

В 396 г. до н. э. внутреннее положение в Карфагенской державе резко обострилось. Разгром пунической армии и по­стыдный мир не могли не вызвать соответствующие отклики. Видимо, вновь развернулась борьба внутри правящей группи­ровки. Все источники единогласны в том, что по возвращении из Сицилии Гимилькон должен-был покончить с собой ( Diod . XIV , 76, 4; lust . XIX , 3, 12; Oros . IV , 6, 15). В Карфагене распространилось мнение, что несчастья преследуют пунийцев из-за разрушения храма Коры и Деметры в Сицилии, и, чтобы воздействовать на религиозные чувства, в Карфагене Tii . Li введен культ этих богинь. Об этом акте мы еще будем говорить в других главах, а пока отметим, что храмы в Сицилии были разрушены воинами Гимилькона (или Ганнибала), так что установление нового культа было нвно направлено против Магонидов. После этого мы уже не встречаем Магонидов во главе Карфагенской державы: второе возвышение Магонидов оказа­лось недолговечным.

Поражение 396 г. до н. э. имело и более грозные послед­ствия: новое восстание в Африке. Подчиненные ливийцы уви­дели в карфагенском поражении удобный случай вернуть себе свободу. К ним присоединились и рабы. Было создано огромное

14 О карфагено-сиракузских пойнах этого времени в советской литературе
гм. [1)3, с. 34-35, 42-43, 47-49, 73-78, 81-83]. 57


войско из 200 тыс. человек, которое нанесло карфагенской ар­мии несколько поражений и захватило город Ту нет вблизи самого Карфагена. Пунийцы потеряли свои африканские владения и были заперты в городе. Это вызвало волнения среди граждан. Во многой именно с целью их успокоить и был введен культ Коры и Деметры. Карфагенское правительство приняло энергичные меры: оно доставило продовольствие из Сардинии, снарядило новые корабли и, не решаясь, по-види­мому, вступить в открытое сражение с повстанцами, сумело лишить их продуктов. У восставших не было единого командо­вания, они действовали разрозненно. Некоторых предводителей карфагенские правители сумели подкупить. И восстание было подавлено ( Diod . XIV , 77).

Новое восстание вспыхнуло в 379 г. до н. э., когда Карфаген был ослаблен необычно жестокой эпидемией, унесшей большое число граждан. Этим воспользовались не только ливийцы, но и жители Сардинии. Таким образом, Карфаген лишился почти всех источников продовольствия, что, видимо, еще больше обострило положение. В самом городе разразилась граждан­ская война: начались беспорядки, вооруженные схватки между гражданами. Перед нами несомненный социальный конфликт внутри карфагенского гражданского коллектива, хотя мы, к со­жалению, не знаем ни подробностей событий, ни требований, ни целей тех или иных грунп. Диодор говорит только, что граждане, «сражаясь друг против друга, как против врагов, од­них убили, а других ранили». Правительство прибегло к испы­танному средству: были принесены жертвы богам, чем, видимо, было успокоено общественное мнение. Другие подробности внутренних волнений неизвестны, но мы знаем, что только после успокоения в самом Карфагене правительство смогло сравнительно быстро подавить восстание и ливийцев, и сар­динцев ( Diod . XV , 24).

Карфагенскую олигархию но-прежнему раздирало личное соперничество. Магониды больше к власти не возвращались. Но на устранении этой фамилии раздоры не прекратились, Когда па первый план начал выходить Г аннон, против него выступил некий Суниат (может быть, правильнее Суийатон), которого Юстин ( XX , 5, 12) называет «самым могущественным н это время из пунийцев». По-видимому, до возвышения Ганнона именно он занимал первое место в карфагенском правительстве. Не добившись, однако, успеха в соперничестве с Ганнопом, он пошел на прямое предательство, вступив в сношения с Дио­нисием и выдан ему военные планы. Ва это предательство он был осужден, И после этого, вероятно, именно Ганнон стано-58 вится самым влиятельным человеком в Карфагене.


Мы видим, таким образом, что карфагенское общество раз­рывали острые социальные и политические конфликты. Рабы листу пали против рабовладельцев, ливийцы и сардинцы — против карфагенских поработителей, а отдельные группы граж­дан — друг против друга (хотя у нас нет данных, можно пред­положить, что это какие-то группы «плебса» выступили против олигархии), пунические аристократы соперничали друг, с дру­гом. Целый клубок противоречий раздирал Карфаген. Однако пока аристократии удавалось прочно удерживать власть в своих руках. Этому способствовала активная внешняя политика карфагенского правительства.

По-видимому, вскоре после всех этих событий карфагеняне начали новое наступление в Испании. Если на рубеже VI —

V вв. до н. э. или в начале V в. до н. э. под их властью оказалась
юго-западная часть страны, то теперь они распространяют
свое господство и на юго-восточную. Об этом свидетельствуют
археологические данные, показавшие резкое уменьшение грече-
г.ной керамики в этом районе и увеличение пунического им­
порта [128, с. 72-74, 80—81; 513, с. 119]. Нам неизвестны
события, связанные с подчинением Юго-Восточной Испании,
но, видимо, это едва ли могло пройти мирно. Во всяком случае,
археология показывает, что некоторые иберийские поселения
этой зоны были разрушены именно в середине IV в. до н. э.
[283, с. 45]. Захват этого района или по крайней мере установле­
ние над ним прочного карфагенского контроля были признаны
11 римско-карфагенским договором, заключенным в 348 г.
до н. э. ( Polyb . Ill , 24, 1; Liv . VII ,- 27, 2; Diod . XVI , 69, 1) , s .

Этот договор свидетельствует о дальнейшем территориаль­ном расширении Карфагенской державы по сравнению с концом

VI в. до н. э. Кроме территорий, признанных карфагенскими
В первом договоре, т. е. в Ливии «по ту сторону Прекрасного
Мыса», в Сардинии и карфагенской части Сицилии, теперь
запретными для римской торговли и колонизации объявляются
районы Тартесса и Мастии, т. е. юга и юго-востока Пиреней­
ского полуострова (в Сицилии по-прежнему римская торговля
разрешается); среди карфагенских подданных, хотя формально
и равноправных с карфагенянами, появляются утикийцы
и «тирийцы», под которыми, вероятно, надо подразумевать
тирских колонистов на юге Испании [99, с. 34—36, 37].

Договор 348 г. до н. э. обращает на себя внимание еще и тем, что в пем запрещается всякая римская торговля в Африке (Ливии) и Сардинии, в то время как в 509 г. до н. э. эта торговля здесь еще разрешалась, хотя и на определенных

,,г> Диодор датирует договор 344 г. до н.э.


условиях [519, т. I , с. 348—349]. Это с несомненностью говорит об укреплении карфагенской власти над местными племенами. В Африке такое усиление связано с именем того же Ганнона, который закончил войну с Дионисием и получил, видимо за африканские победы, прозвище Великого ( Trog . pro ]. XX ).

Позже Ганнон вновь появляется в Сицилии. В греческой части острова положение снова осложнилось. Власть Дионисия-младшего оказалась непрочной. Тирана сверг его родственник Дион, который сам, в свою очередь, пал жертвой заговора. Наступила полоса ностоянпых смут и смены тирапов. В этих условиях претендентом на пост нравителя вновь выступил Дионисий, Его соперник Гикет пошел па союз с карфагеня­нами ( Diod . XVI , 67, 1; Pint . Tim . 7). Карфагеняне отправили на помощь Гикету армию во главе с Ганноном. Ганнон захватил Эптеллу, населенную кампанскими паемниками Дионисия-стар­шего, и двинулся на Сиракузы. Город был охвачен граждан­ской войной: часть его оказалась нод властью Гикета, часть — Дионисил. Карфагеняне вмешались в эту войну на стороне нерього и захватили порт. Казалось, что еще немного и власть полностью окажется в руках Гикета и стоящих за ним кар-фагеняп. Однако на помощь сиракузянам из их метрополии Коринфа было отправлено войско во главе с Тимолеонтом. Ганнон, вероятно, не сумел помешать высадке Тимолеонта в Сицилии и поэтому был отозван в Африку. Его преемник Магов вступил в войну с Тимолеонтом, однако нотернел пора­жение и очистил сиракузскую гавань ( Diod . XVI , 67—69; 73; Pint . Tim . 9-13, 16-21).

Такой оборот дел в Сицилии вызвал, очевидно, напряжение в Карфагене. Этим решил воспользоваться Ганнон и, отомстив тем, кто его отстранил, снова захватить власть. Под предло­гом свадьбы дочери он задумал собрать в своем доме всех сена­торов „и уничтожить их. Одновременно под тем же предлогом он решил устроить для всего народа пир, чтобы, видимо, затем сообщить собравшимся о совершенном перевороте. Од­нако карфагенские правители, как рассказывает Юстин, раз­гадали хитрость. Увидев крушение своих замыслов, Ганнон удалился из города и, вооружив 20 тыс. рабов ' , захватил какую-то креностъ. Он призвал ливийцев (афров) и царя мавров выступить против карфагенского правительства. Мы не знаем последствий этого акта. Известно лишь, что мятеж не удался, Ганнон был схвачен и после жестоких мучений убит вместе

ls С. Гзелль полагает, что столько рабов не могло быть даже у такого бога­того человека, как Ганнон, так что, видимо, к нему примкнули и другие рабы ВО [313, т. И, с. 247, прим. 2].


со всеми родственниками ( lust . XXI , 4, 1—8). Только один сын Ганнона, Гисгон, уже известный военными талантами, избежал смерти, но был изгнан из Карфагена ( Diod . XVI , 81).

Однако очень скоро поворот дел в Сицилии заставил карфа­генян обратиться к Гисгону. Магон, командовавший пуниче­скими силами, как уже говорилось, покинул Сиракузы. Вскоре Тимолеонт захватил Энтеллу и подошел к Лилибею, и карфаген­ское правительство послало в Сицилию новую армию во главе с Гасд рубал ом и Гамилькаром. Однако эта армия потер­пела сокрушительное поражение на реке Кримисс, причем в сра­жении, ио словам Плутарха, пало семь тысяч наемников и три тысячи карфагенских граждан. В этих условиях правительству пришлось обратиться к сыну Ганнона. Он не только был возвращен из изгнания, но и назначен командующим с не­ограниченными полномочиями. Гисгон вступил в союз с Гикетом н тираном Катаны Мамерком, и союзники разбили отдельные отряды армии Тимолеонта. Это, видимо, нозлолило карфаге­нянам вступить в переговоры с греками и добиться сравнительно выгодных условий мира. В 339 г. до н. э. был заключен мир с Тимолеонтом, по которому Карфаген отказывался от союза с сицилийскими тиранами, ио зато сохранял свои старые владе­ния к западу от реки Галик { Diod . XVI , 73; 78—82; Pint . Tim . 25—30; Polyaen . V , 11).

После этих событий семья Ганнонидов надолго остается одной из ведущих в Карфагене [498, с. 552]. Так, сын Гисгоиа Гамилькар в конце ! V в. до н. э. командует войсками в Сицилии ( Diod . XIX , 106, 2; XX , 15-16; 29-30; 33; lust . XXII , 3, 6), причем Диодор ( XX , 33, 2) называет его «царем»; следо­вательно, он занимал высшую государственную должность. Ото не означает, что Ганнониды обладали неограниченной властью, как это было с Магонидами во время их первого .возвышения. Судя но всему, власть прочно удерживала пра­вящая олигархия, среди которой видную роль играли Ганно­ниды [313, т. II , с. 249].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Изготовление пурпура было известно в финикии уже в середине ii тысячелетии до н
Этот договор был заключен во нремя консульства крута
Она была в первую оче редь богиней плодородия
О значении рабского труда в земледелии говорит
В самой сицилии воевали с халкидскими городами

сайт копирайтеров Евгений