Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Представления о мире

Им одной такой стеле, имеющей пунический вид, обнаружены рельефы, выполненные также в пунической манере. Наверху изображен бог с молниями в руках, ниже — полумесяц, две I и щетки, символизирующие утреннюю и вечернюю звезду, < плице в виде человеческото лица с лучами. Полумесяц, в свою п'И'редь, увенчипает антропоморфный «знак Тиннит» с человеческой головой и руками, держащими рог изобилия с виноградной гроздью и плод граната. Еще ниже — фигуры людей и нтиц, > и сомом низу — фронтон храма, внутри которого изображена шчккая голова [196, с. 78]. Перед нами — мир нунических "ожсетв [160, с. 481. Антрономорфный «знак Тиннит» и полу-чещц надо, по-видимому, понимать как символ и изображение I иииит — Целсстис. Солнце представляет солнечного бога Баал-Химмона. А в божестве, помещенном пад ними, видимо, изоб- I ' limi ' H Ваал-Шамим, владыка небес, господствующий над миром иоде и и богов. Богиня во фронтоне храма — хтоническое ¦ рожество, может быть, та африканская Церера, культ которой распространялся в римской Африке, или богиня земли (возможно, оба эти образа в конечном счете слились в один). Между небесными богами и земной богиней располагался мир людей. Сохранение в римской Африке основных положений пунической религии позволяет использовать изображения на тех же стелах для попытки реконструировать пунические представлении п мироздании. Так, в верхней части одной из стел изображена человеческая душа, пересекающая небеспый океан на дельфине, а нод ним, по обе стороны от «дерева жизни», располагаются птицы, символизируй атмосферу [196, табл. 80]. Неимение воды, которые душа должна преодолеть верхом на птице pi чи па дельфине, имеются в верхней части и других стел [160, • Н2 -83; 191, с. 32—33]. И эти представления — наследство пунической эпохи. На известной стеле с изображением жреца, иисуидего ребенка ( IV в. до и. з.), над ним помещен фриз из трех розеток и орнамент из ов и завитков. Розетки могли представ-ЛМТ1. звезды, а орнамент — находящиеся выше их волны. Еще Интересное то, что помещено над фризом. Там мы видим солнечную розетку (вероятно, Баал-Хаммона) и лунный диск Тиннит, н но бокам — дпух дельфинов, символизирующих верхние воды |7И, с. 2Г), рис. 6]. Может быть, не случайно на одной стеле III в. дм п. ;». над кадуцеем и двумя «знаками Тиннит» появляется корабль [191, СЬ-915]. Подобный корабль, на который челове-чегкан душа должна была подняться по мистической лестнице и который перевозит эту душу, видимо, тоже через небесный имени, изображен на стене гробницы конца VI — начала V в. 169


до н. э. недалеко от Карфагена [266, с. 52—55 и рис. на с. 52]. Очевидно, в небесных водах, находящихся выше видимого мира, или, что скорое всего, над ними и обитали некоторые небесные боже'ства, в том числе Тиннит и Баал-Хаммон. И уже ниже располагался мир с его светилами, воздухом, землей и водами.

По-нидимому, существовало представление и о подземном море. Подземный океан нредстает на щитке кольца VII — VI вв. до и. э.: под кораблем бога изображены растения, растущие вниз, символизируя нодземныЙ мир, противоположный земному [287, с. 132, ил. XLV ]. Таким образом, существующая вселенная •располагалась для карфагенян между двумя океанами, небесным и подземным, которые могли сливаться и но которым мог путешествовать корабль солнечного бога [266, с. 52].

Это — старое представление, принесенное финикийцами из метрополии. Достаточно вспомнить библейское онисание творения мира, когда бог отделил воду над твердью от воды под твердью, после чего верхняя вода стала небом, нижняя — морями, а находящаяся между ними твердь— сушей, землей ( Gen . I , 6-11).

Макробий ( Saturn . I , 9, 12) пишет, что финикийцы в своих святилищах выставляют изображение змеи, свернувшейся в круг и ножирающей собственный хвост, чтобы ноказать, добавляет римский автор, что мир нитается самий собой и возвращается к самому себе. Это сообщение Макробия перекликается с финикийской теогонией и космогонией, переданной Филоном ( FUG , III , fr II , 1), согласно которой первоначальный дух, не имевший предков, нолюбил свои собственные начала и, соединившись с самим собой, произвел некое илистое начало, из которого уже произошло все. Возможно, что филоновский дух и был представлен в виде макробиевского змея. Известна роль змея в религии не только финикийцев, но и многих других народов Ближнего Востока. «Преодоление» первоначального змея было, видимо, необходимо для создания нынешнего мира. Так, убийство змея Левиафана упомянуто в одном из нсалмов ( LXXIV , 13—15) среди других космогонических деяний бога [23, с. 62]. В религиозных представлениях пунийцев змея, как уже говорилось, была тесно связана с образом Эшмуна, чей храм был одним из самых почитаемых в Карфагене. Змеи стояли на страже храмов, охраняя заброшенные и забытые ( Prosper . Aquit . de рг. Ill , 38). Поэтому неудивительно представление о мире, может быть сливающееся с идеей первоначального духа, как о гигантском мировом змее или, возможно, как об окруженном змеем. Учитывая роль змей в культе Эшмуна, можно думать, что изображение, подобное описанному Макробием, 170 находилось в храме Эшмуна на Бирсе.


Дна представления о мире внолне могли сочетаться. Одной n : i функций змей в финикийской религии было то, что они служили символом водного потока [140, с. 325—338]. Подобное представление мы находим и в Библии: Левиафан, о космогонической роли которого только что говорилось, связывается с моркнм чудовищем ( Ies . XXVII , 1). В таком случае можно говорит!., что одним из аснектов свернувшегося в кольцо змея и финикийских храмах был символ океанского потока, заключающего в своем кольце видимую вселенную.

Святилища и жрецы

11 пуническом мире существовали различные виды святилищ. Наиболее древними, яронсхождение которых 1иа до т - «<со>*«от *о, искать -в—м етрополии? ' были пещерные! В Финикии подобное пещерное святилище было обнаруженов Васте, между Тиром и Сидмном [239, т. II , с. 160]. На крайнем занаде финикийского мири, в Испании, существовала пещера, посвященная Венере Морской ( Av . or . mar . 314—316), т. е. Астарте. Уже упоминалось о гроте Эс'Куйрам на Питиуссе, где находился центр почитания Тиннит. В Сицилии, недалеко от Панорма, была найдена нещера Гротта Реджина, также бывшая важным культо- HitiM центром: в ней, в частности, обнаружены следы ноклоне-нин не только финикийским богам, но и египетской Исиде Ш'1, т. 1, с. 170; 418, с. 50; 461, с. 547-554].

|Другим видом святилищ, тоже,. ^и^щмй,^*оводьйв--древнити, пыли святилища на открытом воздухе] Такое святилище, по-ви-шмому, располагалось на горе Джебель-Бу-Корнеин на проти-иииоложном от Карфагена берегу Тунисского залива в виду uiMoro города и было посвящено^ Баал-Хаммону) [320, с. 87, it ' i |. Оно, вероятно, было подобно тому, какое находилось на горе Кар мел в Палестине, где, по словам Тацита ( Hist . 11, 78), не Пыли храма, а стоял только алтарь, у которого жрец совершал жерпншриношения. Псевдо-Скялак (112) и Птолемей ( IV , 3, 6) i шюрнт об алтарях «Посейдона», стоящих на морском берегу, I шм'.точиую границу Карфагенской державы отмечали и «ал-мфи Филенов», воздвигнутые, по словам Саллюстия { lug . 79, 10), в честь героических братьев, пожертвовавших жизнью pii ди родины. Вероятнее всего, это также были святилища иид открытым небом.

J Разновидностью таких святилищ были так называемые то-Фнть|] <)то слово встречается в Библии ( II Reg . 23, 10; Jer . VII , Ч), где оно обозначает «место сожжения детей». Теперь оно i шло условным термином, обозначающим подобные святилища, 171


которые открыты не только в Карфагене, но и в Хадрумете, Мотии, финикийских городах Сардинии [286, с. 35—38; 414; т. J , с. 162, 187-188, 197, 204; 434, с. 152, 155, 197, 215; 498, с. 589].*[Карфагенский тофет представлял собой закрытый двор, внутри которого была небольшая часовенка размером всего в один квадратный метр с собственным двориком, к которому вел лабиринт загородок. В таких святилищах приносили в жертву божеству грудных детей ^м^-нци^Ц-т-о^ ф е нш» к оторых хораы-илн й-этом- же- двере-в-стгециа-льныж урна-х^тев-д-которыми С1*иы*я-»е*у—гтетгьт; -Такие тофеты стали неотъемлемой частью пунических городов, они существовали, пока была жива пуническая цивилизация. IB самом Карфагене (как и в Мотии) тофет исчез с гибелью города, в других городах — под влиянием романизации. Располагались тофеты, как правило, на краю города, рядом с городскими стенами [413, с. 175; 414, с. 151]. В Карфагене оп находился на морском берегу, рядом с портом, видимо, на месте высадки первых колонистов.

В Карфагене тофет появился не сразу. Нижний слой святи
лища, датируемый приблизительно до 700 г . до н. э., еще не со
держит следов человеческих жертвоприношений [372, с. 320].
В других занаднофиникийских городах тофет также возникает
уже после основания города: в Мотии и Сульцисе — в VII в.
до н. э., т. е. вскоре после ноявлепия карфагенского тофета,
в Хадрумете и Норе — в VI в., Монте-Сираи — в V в. до н. э.
[286, с. 35; 414, т. I , с. 162, 189, 204]. Во всех тофетах обна
ружено несколько слоев, по типология святилища остается
почти неизменной. Только в Карфагене часовенка была разру
шена еще до взятия города римлянами, и поверх, нее возник
новый слой тофета. Возможно, что тофет в таком виде, в каком
мы его знаем, возник на Западе и, может быть, именно в Карфа
гену. .
] Существовали в Карфагене и настоящие храмылФиникий-

ским обозначением храма было bt — «дом», так как он рассматривался в первую очередь как жилище бога. По надписям известны храмы Решефа ( CIS , 251) ( Эшмуна) ( CIS , 252, 4834-4827), Цидтиннит ( CIS , 247-249), "Милькастарта ( CIS , 250, 2785. 4839, 5657), Хатормаскар ( CIS , 253, 4884), Астарты ( CIS , 263, 5683), Мелькарта ( CIS , 5575), Каал-Цафона ( KAI , 69). Литературные памятники упоминают храмы/ Баал-Хаммонау-Крона ( Hanoni periplus 1), Решефа — Аполлона (Арр. Lib . 127),{Эшмуна — Асклепия^(Арр. Lib . 130).

Существенной частью храмового комплекса был открытый

двор, окруженный стеной; важнейшее место во дворе занимал

алтарь. Здесь же могло расти священное дерево. В глубине двора

172 поднималось само здание, которое состояло обычно из трех ча-


чертах, [ llepi

i 'гей: вестибюля, собственно целлы и недоступного для верующих помещения, которое в Библии именуется святая святых. .(тот тип храма идет из метрополии, где подобные святилища широко распространены, и самым известным является храм и Иерусалиме, построенный тирским архитектором [114, с. 29]. И храмовом помещении могло быть две или три целлы, если |Д1ч ь отмечался культ нескольких близких богов, как, например, I иииит и Астарты (КЛ1, 81). Храмы поднимались на подиумах или террасах, на которые вели лестницы. Хотя храмы Карфагена разрушены столь основательно, что невозможно даже выяснить и ч планы, находки в других местах пунического мира, многочис-'ичтые стелы, изображающие храмы, и находимые в могилах и юфете модели храмов позволяют не только увидеть их в общих но и проследить их эволюцию. фвоначально карфагеняне строили храмовые здания по i i й'петскому образцу, хотя и несколько упрощенно^Такие храмы поднимались па цоколе, фасад украшался пилястрами, наверху i iiimi карниз вогнутого профиля, антаблемент был украшен изображением крылатого диска и фризом из уреев.(_Самые фгипие образцы, изображающие такие храмы, восходят k ~ V 1 I в. .и> м. :>. [159, с. 21-38; 191, с. 2-3; 204, с. 37-39; 378, с. 96-101 |. В VI в. до н. э. в храмах начинают появляться колонны, инк и в финикийских святилищах; ^некоторые из них имеют тничпо восточные лотосовидные кттители, но уже в это время начинают спорадически появляться и дорические, по-видимому, под влиянием сицилийских греков [191, с. 8].1С конца V в. in и. :>. все больше распространяются эллинские орнаментальные мотивы, вытесняя египетские, которые в конце IV в. до н. э. полностью исчезают^ Храмы украшаются портиками, фасады . нибжаются треугольными фроптопами с акротериями. Колонны

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прозвища могли быть самыми разнообразными
Получаемые от эксплуатации рудников
В которых различие в произношении гласных было очень важно для определения смысла
Главным образом нер-венцев
В водах южного побережья сицилии

сайт копирайтеров Евгений