Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Б 201 г. до н. э. был заключен мир. По его условиям, кар­фагеняне должны были заплатить огромную контрибуцию, выдать весь свой военный флот, лишиться всех своих внеафри-канских владений, а в самой Африке признать независимость Пумидии и вернуть нумидийскому царю владения его предков. Последняя статья своим парочито неопределенным характером ел

оставляла римлянам постоянную возможность вмешиваться в африканские дела, тем более что условиями того же договора карфагенянам вообще запрещалось вести какую-либо войну без разрешения Рима. II Пуническая война, таким образом, не только лишила Карфаген положения великой державы, но и значительно ограничила его суверенитет.

Последние 55 лет существования Карфагенской республики были довольно своеобразным периодом ее истории. В эконо­мическом отношении Карфаген скоро возродился. Во II в. до н. э. он остается не только важнейшим торговым центром, но и значи­тельным нроизводителем зерна и масла [50, с. 321 — 322, 329]. Недаром столь испугался Катоп, увидев в 253 г. до п. э. много­людный и богатый город (Арр. bib . 69; Plut . Cato Maior . 26). Политически же Карфаген фактически находился иод протек­торатом Рима, причем последний занимал но отношению к нему, как правило, враждебную нозицию, всячески покро­вительствуя нумидийскому царю Масиниссе, иостененно захва­тывающему аемли карфагенян. В этих условиях в Карфагене не могла не возобновиться политическая борьба. Уже вскоре носле окончания второй войны с Римом, в 195 г. до н. э., Ганнибал, встав во главе государства, попытался провести реформы, кото­рые ликвидировали бы всевластие олигархии и стали основой для нодготовки к новой войне ( Liv . XXXIII , 46 — 47). Однако, объединившись, римляне и карфагенские олигархи заставили Ганнибала бежать на Восток, не довершив начатого дела ( Liv . XXXIII , 47). К середине века внутриполитическая жизнк Карфагена определялась борьбой трех «партий»: нроримской, пронумидийской и демократической, стремящейся к восстановлению карфагенского могущества (Арр. Lib . 69). Победа последней дала римлянам новод к началу новой войны.

В 149 г. до н. э. началась III Пуническая война. Кар­фагеняне оказали римлянам героическое сопротивление. Однако силы были неравны. В 146 г. до и. э., после трехлетней осады римские солдаты ворвались в Карфаген. Развернулись ожесто­ченные уличные бои. Сражения разгорались на улицах и мостках, переброшенных через улицы, у стен домов и на их крыщах. Последний оплот защитников города — храм Эш-муна — римляне взять не смогли, его подожгли сами осаж­денные, предпочитавшие смерть в огне рабству. Большая часть карфагенян иогибла, 500 тыс. выживших были обращены в раб­ство. Сам Карфаген был разрушен до основания, и это место было вспахано и засеяно солью в знак вечного проклятия (Арр. Lib . 74-135; Polyb . XXXVIil , 2; XXXIX , 5, 1). Территория Карфагенской республики была превращена в римскую 68 провинцию Африку, центром которой стала Утика.

К. Маркс называл финикийцев торговым народом но преимуществу, подчеркивая роль торговли в экономической жизни финикийского мира [2, с. 89; 3, с. 39—40, 167—1681. И сама финикийская колонизация, как мы видели, была во многом (хотя и не исключительно) обусловлена торговой деятельностью тирийцев. Эта отрасль хозяйства играла видную роль и в Карфагене. Хотя Карфаген был основан оппозиционной группой тир-ской знати, его основание совпало с общим направлением торговых интересов Тира, и он с самого начала развивался в нервую очередь как центр посреднической торговли. И только гораздо позже в его экономике значительную роль стало играть сельское хозяйство. Французские исследователи Ж. и К. Шарль-Пикар образно назвали Карфаген в первый период его истории кораблем, стоящим па якоре у берега Африки [204, с. 169 J .

Рассматривая внешнеторговые связи Карфагена, надо прежде всего сказать о торговле с метрополией. В классической литературе некоторые намеки па тирско-карфагепскую торговлю относятся только ко II в. до н. э. Так, бежавший из Карфагена Ганнибал встретил на о-ве Керкина финикийскиеторговые корабли, явно направляющиеся в Карфаген ( Liv . XXXIII , 48): в противном случае ему не нужно было предпринимать меры предосторожности, чтобы моряки не сообщили о встрече с ним карфагенским властям. Двумя годами позже, уже находясь в Сирии, он отправил в Карфаген некоего Аристона для переговоров со своими сторонниками ( Liv . XXXIV , 61). Но словам Аппиана ( Syr . 8), Аристон был купцом: видимо, в таком качестве он мог без подозрений прибыть в Карфаген и встретиться там с нужными людьми. Некоторые финикийцы из Сидона и Арвада упоминаются в пупических надписях [313, т. IV , с. 171], но нет доказательств, что они занимались торговлей.

Несколько больше может дать археология. Как уже говорилось, самые ранние слои карфагенского святилища и некрополей

дают керамику, подобную финикийской, а также маски и амулеты. Можно предполагать, что многие такие предметы были привезены из Финикии, Однако сходство финикийских и карфагенских изделий в то время столь велико, что отделить их невозможно [215, с. 324 — 421]. Положение меняется в начале VII в. до и. э., когда карфагенские сосуды стали принимать оригинальный вид. Среди керамики этого времени уже можно выделить некоторые изделия мастерских метрополии. Но, ножалуй, еще Польше о торговых связях с Финикией свидетельствуют такие нещи, как ассирийские цилиндры и нечать с древнееврейской надписью [215, с. 452-453; 121, с. 11-15].

И все же экономические связи Карфагена и его метрополии Гнили, как кажется, не очень значительными. Может быть, это надо объяснить самостоятельностью Карфагена, которая была характерна для него в отличие от остальных тирских колоний. По главное, пожалуй, в том, что Тир установил прямые связи I ' основными месторождениями металлов в Западном Средиземноморье, прежде всего с Иснанией (Таршишем), и мало нуждался в Карфагене (ср. [356, с. 24, 29]), чья торговля в значительной степени была посреднической. Положение могло измениться в эллинистическую эпоху, когда экономическое и тем Гюлее политическое значение Тира унало. К тому же Карфаген и это время связывается с общей экономической системой эллинистического мира. Возможно, этим объясняется появление указаний на карфагено-тирскую торговлю.

Контакты Карфагена с Египтом были установлены довольно рано. Первые свидетельства египетского имнорта (скарабеи н амулеты) ноявляются в Карфагене уже в нервом слое святилища Тиннит, т. е. в VIII в. до н. э. Позже в некрополях и святилищах Карфагена появляются и другие предметы египетского производства. К амулетам и скарабеям добавляются различные сосуды, датируемые в целом 620—560 гг. до п. э., а также намят-пики прикладного искусства и культа, нанример погребальная статуэтка фараона Нехо II и др. [129, с. 25-45; 510, с. 23-28]. Кообще VII — VI вв. до н. э. надо, видимо, считать временем расцвета карфагено-егинетской торговли [8, с. 266; 510, с. 28]. И позже она не прерывается [293, с. 193—194; 371, с. 96 — 102], хотя, может быть, приобретает меньший размах, так как торговые интересы Карфагена сосредоточиваются в других районах.

Колее тесные связи возобновляются после прихода к власти и Кгипте Птолемеев [204, с. 182]. Об этом, в частности, говорит попытка карфагенян нолучить у Птолемея II заем в две тысячи талантов (Арр. Sic . 1). И хотя эта попытка оказалась безуспешной, она, как отметил в свое время С. Гзелль, свидетельствует о предыдущих хороших отношениях [313, т. TV , с. 166]. Свиде- 71


тельством торговли Карфагена с эллинистическим Египтом являются находки египетских изделий, как, например, александрийских ваз и египетско-эллипистических ламп, в карфа-гепских некрополях III — II вв. до п. э. [196, с. 53]. Возможно, для александрийцев Карфагеп вообще становится символом западных богатств или по крайней мере главным посредником между металлическими богатствами Запада и Восточным Средиземноморьем [500, с. 89---90] 1 . О карфагено-египетских контактах говорит и такой факт, как распространение в Карфагене некоторых египетских мод, например ношение парика [204, с. 142], и то, что какие-то карфагеняне вырезали свои имена на спине сфинкса в мемфисском Сераиейоне [196, с. 53].

По-видимому, от своих соотечественников из метрополии пунийцы унаследовали и связи с греками. Характер финикийского и карфагенского экснорта таков (см. ниже), что археологические следы его трудноразличимы. Поэтому археология говорит нам больше о греческом импорте в Карфагене. Импортные изделия довольно широко представлены в карфагенских могилах, начиная с сосудов, датируемых концом VIII в. до н. э. Основная масса ввозимых изделий падает на VII — первую половину VI в. до н. э. [175, с. 11-37; 487, с. 494-496].

Несомненно, в это время существуют нрямые контакты Карфагена с Эгейским бассейном. Об этом свидетельствует нрсжде всего большое количество коринфских вещей, находимых в Карфагене, нричсм присутствуют такие изделия, какие не встречаются в Этрурии [175, с. 38]. Среди греческих государств ведущую роль в торговле с Карфагеном играл, но-видимому, Корипф. Позже вместо него или наряду с ним значительное место н западной греческой торговле стал занимать Самос, и через него, видимо, нроникают на Запад, в том числе в Карфагеп, лаконскис сосуды [223, с. 153—154]. Едва ли случайно, что именно самосец Колей, по Геродоту [ IV , 152], открыл для греков Тартесс в Испании во второй ноловине VII в. до п. э.

V век до н. э., как уже отмечалось, не принес с собой перерыва в торговле с греками. Это доказывается находкой фрагмента дорической колонны на Бирсе, датируемой 480—447 гг. до н. э., ваз и терракот, обнаруженных в могилах V в. до н. э. [272, с. 88—89; 512, с. 154]. Об этом же говорят результаты археологических исследований в Эбесе, Панорме, Мотии и, что особенно важно, в Керкуане, где обнаружено большое количество атти-

1 Об этом, видимо, свидетельствует тот факт, что александрийские иудеи, переводя Библию на греческий язык, в книгах Исайи и Иезекиила заменяли «Тарташ» на «Карфаген». Это, конечно, объясняется и тем, что в Александрии существовала версия библейского текста, отличная от той, которая станет канонической.


ческих изделий V в. до н. э., в том числе краснофигурной керамики [406, с 499-500; 361, с. 327].

О карфагено-афинской торговле недвусмысленно свидетельствует литературная традиция. Особенно интересен в этом отношении фрагмент из комедии Гермиппа, нисателя V в. до н. э., современника Перикла ( Alh . I , 28а): среди товаров, припивающих в Пирей, названы слоновая кость из Ливии и ткани и пестрые подушки из Карфагена (ср. [48, с. 97]). Может быть, об этом же свидетельствует и ксевдоксенофонтова «Афинская иолитин» (П, 7), которая упоминает торговлю с Ливией . Экономические связи с Афинами, возможно, хотя бы частично дали основание для попыток заключить политический союз с афинским государством, о чем говорилось в главе II . К концу V в. до н. э. карфагеняне были, видимо, довольно привычным пилением в Афинах, если Еврипид в трагедии «Финикиянки» изобразил именно хор карфагенских женщин [57, с. 122 —

И позже карфагеняне были известны в Афинах. Плавт сам указывал, что его комедия «Пуниец» явилась переложением греческой пьесы «Карфагенянин» (Роеп. 53). К сожалению, он не назвал автора, но обычно полагают, что это был либо Алексид, комедиограф IV 7 в. до н. э., либо знаменитый Менандр [313, т. IV , с. 152]. Правда, действие плавтовской комедии происходит в это-л и иском Калидоне, но это может быть такой же поэтической условностью, как и итальянская Верона у Шекспира. Во всяком случае, фигура карфагенского купца афинскому зрителю была нино знакома. Надписи, найденные в Афинах ( IG , II , 325; 3054; Sylloge 3 321), упоминают карфагенян, в том числе карфагенских послов. Один из карфагенян умер в этом городе; полагают, что он занимался в Афинах торговлей [313, т. IV , с. 153].

Карфагеняне были связаны и с другими греческими полисами. Интересна в этом отношении надпись из Фив, датируемая .'((И/63 г. до н. э. ( Sylloge 3 179), в которой ироксеном и «благодетелем» беотийцев провозглашается карфагенянин Нобас (нидимо, Ганнибал) сын Гасдрубала; ему предоставляется право иладеть недвижимостью, свобода от налогов и право убежища на земле и на море и в случае войны. Нам неизвестны причины издания такого акта; можно только думать, что карфагенянин оказал какую-то очень важную услугу фиванскому нолису —

г Считают, что произведение было написано в 425 г . до н. э. [39, с. 351]. Однако существует мнение, что «Афинская нолнтия» могла принадлежать и самому Ксенофонту [92, с. 253]. И в таном случае нельзя его сведения безоговорочно относить к V д. до п. э.

*' 1'ааумеется, надо учитывать и политические обстоятельства: трагедии |"н.1ла написана тогда, когда назревал союз между Афинами и Карфагеном. 73

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Были среди торговцев такие
Это святилище
Вероятно
Ее население
Граждане карфагена делились на две группы

сайт копирайтеров Евгений