Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Свержение Магонидов нривело к значительным изменениям в государственном строе Карфагена. Видимо, в это время из состава сенаторов был выделен совет ста или ста четырех для надзора за полководцами ( hist . XX , 2, 5 — 6; Arist . Pol . II , 8, 1273а) [106, с. 100]. Это свидетельствует о том, что сам сенат состоял из большего числа членов и существовал при Магонидах. Возможно, он и был создан нри нереходе власти от Малха к Магону. Видимо, после свержения Магонидов создается должность суффетов, высших магистратов республики, осуществлявших исполнительную власть [106, с. 101; 498, с. 574—575). Тогда карфагенская «конституция» и приобретает тот вид, о каком говорил Аристотель и о каком можно судить также по разрозненным упоминаниям таких авторов, как Юстин, Полибий, Ливии и другие, и по надписям.

Отметим, не вдаваясь в подробности, основные черты этой «конституции». Высшей властью в Карфагене считалось народное собрание. Однако созывалось оно только при возникновении разногласий внутри советов и магистратов. Поэтому реально оно осуществляло власть только в период кризисов, как, например, после норажений в войнах с римлянами. Практически власть сосредоточивалась в руках советов, которых, возможно, было два: один, более широкий по своему составу, его можно назвать на римский манер сенатом, другой — более узкий, состоявший из ста или ста четырех членов. Не исключено, что последний был только частью нервого, своего рода его постоянным органом. Какую-то важную, хотя нам еще неясную, роль играли так называемые пентархии, комиссии, состоящие из пяти человек, кооптирующие своих членов, которые непонятно каким образом удерживали власть и носле срока своего нребывания в комиссиях.

Высшей иснолнительной властью были суффеты, которых, как отмечает Непот ( Hannib . VII , 4), каждый год было двое ' 2 .

12 Это название происходит от глагола spt («судить») и означает «судья». Однако уже во 11 тысячелетии до и. э. это слово приобрело более общее значение главы (или представителя) политической власти. Такое значение этот термин имел в Эбле, Мари, Угаритс [433, с. 50-51; 465, с. 1 — 2, 14; 498, с. 570—571 J . И Тире после свержения царей в VI в. до н. э. власть на какое-то время перешла к таким выборным суффетам ( los Contra App . 1,21). Такими, не столько судьями, сколько военными и политическими предводителями, были и израиль-102 ские «судьи» до возникновения монархии.


На эту должность избирались представители разных родов, но, как показывают надписи, нередко случалось, что суффетами становились члены одной семьи. Были в Карфагене и другие магистраты, в том числе те, кого латинские авторы называли квесторами, т. е. казначеями 13 . Низшими должностными лицами Пмли нисцы. Несмотря на сравнительную скромность этой должности, сами писцы гордились ею, они уноминали ее в посвятительных надписях, отмечая даже, если этот ноит занимал отец. Как кажется, и это подчеркивает Аристотель ( Pol . II , <Ч, 1273а; III , 1, 1275 b ), в Карфагене не было четких разграничений полномочий магистратов в судебной сфере: судом занимались различные должностные лица, и это могло дать повод Ливию ( XXXIII , 46) говорить о «сословии судей», господствующем в Карфагене. Можно отметить, что карфагеняне старались разделить политическую и военную власть: первая принадлежала суффетам, а вторая — полководцам. Правда, в случае необходимости суффеты могли возглавить и армию, но это случалось довольно редко, а носле 300 г . до н. э. такого случая не наблюдалось [245, стб. 647]. На высшие посты в государстве, it том числе в совет или советы, избирали с учетом имущественного ценза, что резко сокращало число лиц,реально донущенных к власти.

Такое государственное устройство существовало в Карфагене довольно долго. Даже острая политическая борьба, развернувшаяся между I и II Пуническими войнами, шла в рамках существующих политических институтов. Правда, Гасдрубал как будто стремился захватить царскую власть ( Polyb . Ill , 8, 2), но до открытого выступления дело не дошло. Реально в это время политический строй республики, с одной стороны, резко демократизировался, а с другой — усилилось значение военачальников. Однако юридических изменений в устройстве государства не произошло.

Последняя, насколько нам известно, реформа политического устройства Карфагена относится к 195 г . до н. э., когда ставший суффетом Ганнибал провел через народное собрание постановление, согласно которому «судьи» могли избираться только ни один год и не имели нрава переизбираться два года нодряд ( l . iv . ХХХШ, 46). Это резко ограничило власть олигархии и усилило демократические элементы карфагенской «конституции». После этого и стала возможной та политическая обста-

''' И. Гусе [338, с. 217—232] пытается доказать, что титул гЬ («вели
кий») и означает «квестор». Это едва ли приемлемо. Скорее всего гЬ означает
"•шин совета». Также едва ли можно принять другое утверждение В. Гусса —
и тм, что в Карфагене было не два, а четыре суффета [337, С- 427—433]. Это
и|нггшюречит недвусмысленному указанию Непота. 103


новка, которая сложилась в Карфагене накануне и во время III Пунической войны, когда массы приобрели решающее значение в жизни государства и на гребне массовых движений к власти стали приходить демагоги тина Гасдрубала ( App . Lib . Ill ; ср. Polyb . XXXVIII , 2, 7-12). Само появление таких демагогов отражало кризис карфагенского социального и политического строя. Ход истории не позволил узнать, как этот кризис мог быть преодолен: в результате III Пунической войны Карфаген был разрушен и карфагенское государство перестало существовать.

Во время этой войны карфагеняне оказали героическое сопротивление римлянам. Это долгое сопротивление ноказало не только горячее стремление карфагенян сохранить свободу, но и наличие у них военных традиций и воинского умения. Со времени военной реформы Магона ( Inst . XIX , 1, 1) в пунической армии широко использовались наемники. Кроме них к военной службе привлекались ливийские, а во время II Пунической войны и иснанские подданные Карфагена ( Diod . XIII , 54, 1; Liv . XXIII , 29, 4 и др.), а также вспомогательные части союзных и вассальных царьков (например, Diod . XX , 38, 1). Однако все это не означает, что карфагенские граждане не привлекались к военной службе. В рассказах Диодора о войнах в Сицилии постоянно упоминаются сражающиеся граждане Карфагена ( XI , 1, 5; XIII , 44, 8; 80, 3; XIV , 75, 2-4 и т. д.). Воевали карфагеняне и в Африке, как, нанример, при вторжении Агафокла ( Diod . XX , 17, 2). Из них формировался «священный отряд» ( Diod . XVI , 80, 4; XX , 10, 6; 11, 1; 12, 3). Воевали они и в других формированиях, служили и во флоте. Иначе трудно ноннть ту горячую речь, с какой, но Полибию ( I , 27, 1), обратились к морякам карфагенские стратеги неред битвой нри Эк-номе, нризыван спасти родину [398, т. П, с. 135—136].

Карфагеняне, служившие в армии, играли во время походов и политическую роль, как свидетельствует договор Ганнибала с Филиппом V , в котором среди контрагентов македонского царя упоминаются «все карфагеняне, воюющие вместе» с Ганнибалом ( Polyb . VII , 9, 1; 4). Видимо, они выполняли роль походного народного собрания, утверждавшего клятву своего высшего магистрата и сенаторов [45, с. 210]. Возможно, именно они именовались «народом лагеря» {' m mhnt ), от имени которого выпускались некоторые монеты во время войн в Сицилии [323, с. 737-739].

Из представителей карфагенской аристократии состоял, как

правило, начальствующий состав пунической армии, хотя

в этом нравиле могли быть исключения, как во время I Пуниче-

104 ской войны, когда верховное командование на какое-то время


было доверено наемнику — спартанцу Ксантипну ( Polyb . I , 32). Но подобные исключения только подтверждают правило. \\ принципе карфагенская олигархия, вынужденная отдавать в руки полководцев такую опасную силу, как армия, к тому же в значительной степени состоящую из наемников, связанных не с государством, а только с командиром, боялась тиранических поползновений стратегов, контролировала их, посылая своих представителей для контроля за ними, жестоко наказывала их в случае малейшей нровинности, часто ставила во главе армии двух равноправных командиров, ненавидящих друт друга 1204, с. 205-206; 313, т. II , с. 421-422; 398, т. II , с. 69-72]. Мы видим, таким образом, что карфагенские граждане Пыли представлены на всех ступенях вооруженных сил реснуб-лики: от рядовых бойцов до командующих. Это существепно дополняет наши знания о политической структуре Карфагена, так как в древности поенная служба была неразрывно евнзана с политическим статусом.

Карфагенский полис и Карфагенская держава

Подводя итог рассмотревию социальной и политической струк
туры Карфагена, необходимо отметить следующие моменты.
Карфаген нредставлял собой гражданскую общину, не под
чиняющуюся какой-либо верховной власти вне ее самой. Рядом
с общинным сектором экономики не отмечено никакого другого
гектора. Граждане владели землями па территории хоры именно
как граждане Карфагена. Основной эксплуатируемой силой
были захваченные на войне или купленные рабы, а также
зависимые ливийцы. Нет сведений об эксплуатации сограждан
(намек на нее, правда, может содержатьси в жертвоприношении
уЫ, но это всего лишь единственный намек). Хотя внутри
гражданского коллектива фактически существовали две
группы — «могущественные» и «малые», но >ее вместе они
противостояли негражданам, в том числе разлита^ш_категориям
полузависимого, зависимого и рабского населетгаГв принципе
нпрхшшой властью обладал народ Карфагена, который осу
ществлял ее через народное собрание, и официально любой
гражданин мог быть избран в советы или магистратом, если
он обладал «достоинством» и, главное, богатством. Граждан
могли привлекать к военной службе. Политическим строем
Карфагена, за исключением краткого начального периода, была
регпублика^Все эти черты в той или иной степени отмечаются
гопрсменньгаи советскими историками как признаки нолиса
liili , г. 4-15; 94, с. 3-7; 95, с. 7-10; 87, с. 18-41]. 105


Итак, можно говорить о том, что Карфаген представлял собой полис, т. е. ту форму социально-экономической и политической организации рабовладельческого общества, которая и определила собой античный путь его развития. Это, внрочем, чувствовал уже Аристотель, который выделил Карфаген из общей массы «варварских» государств и использовал примеры из его государственного устройства, а иногда и истории наряду с нримерами из жизни греческих полисов в теоретическом сочинении о полисе — «Политике».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Карфагенская торговля охватывала обширные районы от северо-западной африки до причерноморья
О борьбе со спартанцем 37 дориэем в западной части сицилии элимы из эгесты названы равноправными
Сумели утвердиться на западе сицилии
Важен сам шпсебе факт - уществования в карфагене философов-пифагорейцев

сайт копирайтеров Евгений