Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

геогр, jkoh, ист, филол, иностр яз, аспирантура, ФПК преподавателей вузов, ок 90 кафедр, ряд НИИ и и -и лабораторий, ВЦ, астрономии обсерватория (осн в 1808), ботанич сад (1804), неск музеев, науч б-ка (ев 3 млн ед хранения) Издает сб-ки науч трудов, в т ч межведомственные, у ч и метод лит-ру В 1994/95 у ч г. обучалось ев 12 тыс студентов В ун-те занято ев 2,2 тыс преподавателей и науч сотрудников, в т ч ев 70 деров наук и профессоров, ев 670 канд наук и доцентов С 1918 ун-т подготовил ок 70 тыс специалистов

Лит Харьковский гос ун т им А М Горького за 150 лет, Хар, 1955, Харьковский гос ун-т, 1805—1980, Хар, 1980 И E Тарапов

 

ХВАТЦЕВ Михаил Ефимович (28 12 1883, Дотнува, ныне Литва, - 11 1 1977, Ленинград), дефектолог, один из основоположников логопедии в СССР, дер пед наук (1965), проф (1954) Окончил Петерб учительский ин-т (1908) и ист -филол отделение Петерб ун-та (1918) Пед деятельность начал в 1903, в 1935—64 зав кафедрой сурдопедагогики и логопедии Ленингр гос пед ин-та им А И Герцена Труды по логопедии и сурдопедагогике, гл обр по обучению глухих детей произношению Автор первых уч пособий по логопедии для студентов

С о ч Логопедия, M, 19595, Недостатки речи у школьников, M, 19594, Логопедии работа с детьми дошк возраста, M, 19612, Особенности психологии глухого школьника, М, 1961 (совм с С Н Шебалиным), Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей Книга для родителей, М, 1962, Как самому избавиться от картавости, М, 1964

Лит M E Хватцев (К 90-летию со дня рождения), «Дефектология», 1974 J * 2, M E Хватцев (К 100-летию со дня рождения), там же, 1984, № 1 Г Л Зайцева

 

ХВОСТОВ Владимир Михайлович [11(24) 6 1905, Казань, - 93 1972, Москва], историк и обществ деятель, акад АН СССР (1964), один из членов-учредителей (1967) и первый през АПН СССР (1967—71), дер ист наук (1938), проф (1939) Окончил Казанский пед ин-т (1926) Пед деятельность начал в 1925 учителем ср школы и рабфака в Казани С 1927 преподавал в вузах Смоленска и Москвы (с 1934 в МГУ) В 1945—57 работал в МИД СССР нач Архивного управления, чл Коллегии (1948—53) Чрезвычайный и полномочный посланник 1-го класса В 1945—46 директор Высш дишюматич школы МИД СССР, в 1946—54 руководитель кафедры междунар отношений АОН при ЦК КПСС, в 1959—67 директор Ин-та истории АН СССР В 1944—45 и 1957—59 - в аппарате ЦК КПСС

Исследовал проблемы истории нового времени и междунар отношений Участвовал в подготовке многотомных изданий «История дипломатии», т 1—2 (Гос пр СССР, 1942 и 1946, 2-й том переиздан в 1963), «История внеш политики СССР» (ч 1—2, 1966—71, соред), а также учебников и уч пособий для вузов по новой истории (1939, 1960), учебника «Новая

история» для 9-го кл ср школы (1945), выдержавшего 17 изд, в 1962 и 1969 переработанного и игравшего роль стабильного, и др

Был избран членом АН ряда стран Лит Поспелов II Н, Сказ кин С Д, Осто я-О веяный И Д Академик В M Хвостов, «Новая и новейшая история», 1970 .№ 5, В M Хвостов [Некролог], СП, 1972, № 5, Памяти первого през АПН СССР В M Хвостова, там же, 1975, № 9

С Г Степанов

 

ХЕДЕР (от иврит «хедер» - комната), базовая нач школа в традиц евр ашке-назской системе образования (см также Иешива, Талмуд-Тора) В отличие от Талмуд-Торы, X - частная школа, принадлежащая учителю-меламеду (от иврит «меламед» - обучающий) X возник между 14—16 вв в Центр Европе (Германии, Австрии, Чехии), затем получил развитие в Польше, где стал осн формой евр нач религ школы Обучались мальчики, на 1-й ступени - от 3—5 до 9—10 лет, на 2-й ступени - до 13 лет (в евр традиции - возраст совершеннолетия и совершения конфирмации) Перед поступлением в X мальчик проходил через спец «проводы» в синагоге, когда в присутствии будущего меламеда, отца и родственников-мужчин раввин или хазан (кантор) читали ему вслух 10 заповедей На следующий день отец и мать вели его в дом к меламеду, мальчику показывали буквы евр алфавита и кормили медом и сладостями, чтобы показать, насколько сладко учение Торы Обычно ученики занимались в тех же комнатах, где жила семья меламеда, к-рая должна была кормить детей и следить за ними По утрам сам меламед или его помощник (бахелфер) приводил детей, а поздно вечером разводил их по домам Дети занимались летом по 8—10 ч в день, зимой по 12 ч Это создавало особые тесные отношения между меламеда-ми, их семьями и жителями местечка Сами меламеды, как правило, не имели спец образования и относились к беднейшим слоям евр населения Нар фольклор рисует образ меламеда как непутевого неудачника, живущего в тесноте и грязи, всегда окруженного толпой кричащих и шалящих детей Вместе с тем меламед - гл хранитель ортодоксальной евр традиции, ответственный за формирование традиц евр мировосприятия у подрастающего поколения - одной из осн заповедей Талмуд-Торы В X 1-й ступени дети сначала учили алфавит, затем др -евр огласовки, соединяли буквы и огласовки в слог и переходили к чтению на иврите в его ашкеназском изводе Освоившие чтение изучали недельные отрывки Торы, или Пятикнижия Моисеева, с комментариями др -евр толкователя Раши Каждый отрывок надлежало переводить на идиш и заучивать с присущей ему речитативной мелодией Дети разного возраста и уровня подготовки занимались вместе пока одни усваивали новый материал, другие вслух повторяли старый Этот метод обучения посредством громкого повторения заучивае-

мого текста вслух назывался «хазерн» (на идише - «повторять») В процессе обучения Торе дети усваивали осн традиц тексты - гл молитвы, фольклор, а также навыки поведения в религ быту В X 2-й ступени, до к-рой доходили не все ученики, начинали учить простейшие части Талмуда с комментариями Раши и др толкователя Ибн-Эзры После освоения религ заповедей (мицвы) обучение в X кончалось Те, кто не обладал достаточными средствами, чтобы платить меламеду, посылал своих детей в общинную Талмуд-Тору Она часто была лучше организована, чем X, и размещалась в более просторных помещениях, но бесплатное обучение снижало ее престиж, поэтому большинство евр детей училось в X у меламедов После окончания X можно было продолжить образование в иешиве

Все муж население у евреев-ашкена-зов было охвачено обучением в X или Талмуд-Торе Рус пр-во в 19 в видело в X и меламедах осн носителей и распространителей традиц евр образа жизни и иудаизма и стремилось заменить ее офиц, т и казенными, евр уч-щами В 1844 в Рос империи было выявлено ев 2,7 тыс X 1-й ступени, ев 2,5 тыс X 2-й ступени, ев 10 тыс меламедов и ок 70 тыс учеников В 1846—49 меламедам предписывалась сдача экзаменов не только по грамматике иврита и евр дисциплинам, но и по рус и нем языкам, к-рых большинство из них не знало В 1855 МНП поставило условие получения лицензии для меламедов - окончание общего или казенного евр уч-ща, но давало отсрочку введения закона в силу на 20 лет Предполагалось, что начиная с 1869 новые свидетельства будут выдаваться только тем, кто будет иметь офиц аттестат, а старые преподаватели за это время отойдут от практики Однако X стали переходить на нелегальное положение, отказывались от регистрации Только в 1893 был официально признан статус меламеда как нар учителя В 1894 в Рос империи было уже ев 13,6 тыс X, ев 12,7 тыс меламедов и ев 200 тыс учеников, в т ч 10 тыс девочек Для обучения девочек в кон 19 в создавались обновленные X

После запрещения в 1918 организов религ воспитания детей до 18 лет X в течение 10 лет существовали на полулегальном положении Они окончательно прекратили свое существование в связи с распадом местечкового уклада жизни с кон 20-х гг, а затем в связи с нацистским геноцидом во время 2-й мировой войны

В странах Воет Европы X существовали вплоть до 2-й мировой войны После 1945 подобие X сохраняется только в ультраортодоксальной среде в США, Израиле и нек-рых странах Зал Европы Его формы гораздо более приближены к нормам обычной школы, чем традиц X Воет Европы M А Членов «ХЕД СТАРТ» (англ Head Start - успешный старт), программа компенса-

538

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Основ образования в рф с учётом социально-экон
Образования

Программам переписей населения

сайт копирайтеров Евгений