Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

оси мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т д), но не гарантирует творческого развития способностей Эта цель достигается др методами обучения, напр исследовательским методом

Лит Махмутов М И, Проблемное обучение, М, 1975, Лернер И Я Дидактические основы методов обучения, М, 1981, Дидактика средней школы, M, 19822

И Я Лернер

 

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ, направление в рус психологии нач 20 в Создателем и признанным лидером ее был В М Бехтерев («Основы рефлексологии», 1920) Становление рефлексологич учения происходило под влиянием идей И М Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии P отразила эволюцию воззрений Бехтерева от попыток найти способы точного, строго науч исследования психики к отказу от изучения ее как, якобы, неподдающейся объективному рассмотрению, и замене психики как предмета психологии ее внеш проявлениями Такое изменение было своеобразной реакцией на господствовавшие в мировой психол науке кон 19 — нач 20 вв интроспекционистские взгляды на природу психического и способы ее изучения Бехтерев был одним из наиб последовательных их критиков Стремясь преодолеть дуализм в соотношении психич и физиол явлений с позиций последоват материалистич монизма, он пришел к выводу о существовании единого нервно-психич процесса Соответственно осн единицей анализа нервно-психич деятельности становился рефлекс, определяемый как «жизненный атом», элементарный акт поведения, универсальный динамич механизм, лежащий в основе всех реакций человека Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации Исходя из этого, задачи P он видел в изучении актов поведения личности (т с всех ее рефлексов) в их опосредованное™ внеш раздражителями и внутр нервно-психич процессами в организме Психология как наука заменялась P Расчистив путь для развития объективного подхода к изучению психич явлений, Б в то же время не сумел противопоставить интроспекцио-нистским идеям новый взгляд на природу психики Отказавшись от субъективного ее понимания, он одновременно отказался от изучения психики и сознания вообще и обратился к исследованию поведения

P задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетич P, коллективная P, индивидуальная P и т д), связанное с естествознанием и обществоведением Комплексная стратегия исследования поведения отразилась в структуре созданных Бехтеревым науч учреждений — Психоневрологич ин-та, Ин-та мозга и психич деятельности P оказала

250

существенное воздействие на смежные с ней области знания, в т ч педагогику и пед психологию Центром генетич P был первый в России Педологич ин-т (осн Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематич изучения ребенка как регистрации всех его рефлексов В ин-те был собран разнообразный материал об особенностях психич развития ребенка, разработаны методы его объективного изучения В рамках коллективной Р. впервые в отеч науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общно-стей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида

Как науч направление P прекратила свое существование в нач 30-х гг В ходе развернувшейся после смерти Бехтерева рефлексологич дискуссии критич оценке была подвергнута механистич трактовка психики и заложены основы ее интерпретации с позиций диалектич материализма В А Кольцова РЕФЛЕКСЫ, см Высшая нервная деятельность

РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА, см Новое воспитание РЕФОРМАЦИЯ, широкое религ -социальное движение 2-й пол 14 — сер 17 вв в Европе, направленное на кардинальное изменение изживших себя тра-диц форм религ и церк жизни P — один из важнейших ист -культурных процессов, определявших динамику обществ развития в мире Рассматриваемая в целом, P имеет сложную структуру, типологич, хронологич и региональную специфику Разработка идеологии P связана с именами Дж Уиклифа, Я Гуса, М Лютера, У Цвингли, Ж Кальвина и их окружения

В центре всех реформац. доктрин находится тезис о том, что «вне церкви нет спасения», и в соответствии с этим — принципиальный вопрос- «Что есть церковь9» Согласно офиц католич теологии, церковь представляет собой непременного посредника в деле искупления и спасения, институт, включающий в себя, прежде всего, духовенство во главе с римской курией, иерархич структуру приобщения человека к Богу Иерархия клира рассматривала себя абс авторитетом в вопросах вероучения, литургич практики, этики, демонстрируя теокра-тич тенденцию и в полит сфере Мирянам при этом отводилась пассивная роль; индивид оставался лишь объектом деятельности церкви, к-рый мог быть уверен в индивид спасении души при условии беспрекословного послушания и исполнения норм формального благочестия (обрядоверия)

Идеологи P выдвинули принципиально иную антиавторитарную концепцию церкви, устраняющую противопоставление духовенства и мирян Всеми реформац учениями принимается теория о предестинации (предопределении), согласно к-рой подлинную «духовную»

церковь образует мистическое, «невидимое» объединение «истинных христиан», предопределённых Богом к спасению. Глава этого объединения — не папа римский, а непосредственно Иисус Христос. Избранным не дано знать о своём предназначении, и в земной жизни они принадлежат к «видимой» церкви. Гл. критерием избранности у реформаторов выступает «истинная вера», т.е. глубокая, искренняя, индивидуальная набожность; её источник — исключительно «закон Божий», данный в Священном Писании. Евангельские принципы рассматриваются как основа индивидуальной этики, а также поднимаются на уровень абс. нормы; в соответствии с ней должна быть преобразована «видимая церковь», т.е. христ. общество. С этим связаны ревизия церк. традиции и её соответствия евангельской норме, утверждение необходимости проповеди Слова Божьего, права и обязанности верующих читать и изучать Писание, что потребовало перевода Библии на живые нар. языки. Констатируя упадок институциональной церкви, реформаторы пришли к убеждению в неспособности её к самореформе. Поэтому гл. роль в преобразовании религ. жизни отводилась отказу духовенства от светских функций, подчинению его контролю гос-ва, включению мирян в церк. управление.

Эти принципы отразились и в новом представлении о человеке. В новой антропологии сочетались мистицизм и рационализм, фатализм и активизм. С одной стороны, утверждалась абс. греховность человеческой природы, неспособность индивида самостоятельно достичь спасения, необходимость веры в личную богоизбранность и искупительную жертву Христа, с другой — провозглашался принцип «действенной веры», согласно к-рому личное спасение — задача самого христианина. Человек, сознательно усваивая нормы евангельской этики, способен сам организовывать рационально свою жизнь, чтобы практич. деятельностью в миру систематически испытывать свою избранность.

Библия абсолютизировалась как единств, источник откровения; соответственно решительно утверждалась тщетность человеческого познания. В этом плане реформац. мысль — отход назад по сравнению со схоластикой, располагавшей более оптимистич. гносеологич. установками. Если необходимое знание раз и навсегда дано в Писании, то вся последующая культурная традиция (в т. ч. философия, ун-ты, школы) рассматривалась как «измышление», препятствующее познанию Христа. Нач. период Р. во мн. странах сопровождался упадком школ и ун-тов, хотя это было вызвано не только теоретич. представлениями о бесполезности образования, но и общей дестабилизацией обстановки в условиях обострения религ.-полит, конфликтов.

Одновременно Р. утверждала принцип интеллектуальной и моральной автономии личности. Постулат индивидуальной

веры предполагает пробуждение разума в человеке, т. к. вера сама по себе не заключает в себе никакого ручательства истинности. Библия нуждается в понимании, а для правильного понимания требуется размышление, т.е. деятельность личного разума. Реформац. мышление, т. о., логически переходило к рационализму, признанию человеческого интеллекта законополагающим во всех областях. Идеология Р. вела к освобождению и науч. поиска, приобретавшего значение богопознания.

Мировоззрению реформаторов присуща дидактич. направленность: нравств. долг людей, познавших истину, — нести её другим. Отсюда — акцентирование роли проповеди в религ. жизни. Учитывались и практич. потребности реформац. движений в 15—17 вв. Первонач. планы универсальной реформы зап. христианства реально привели к церк. расколу Европы, к образованию новых (протестантских) конфессий. Задачи их утверждения в религ.-полит. борьбе с католицизмом и преодоления внутр. опасности (дробления на секты и вульгаризации доктрины на уровне массового сознания) требовали создания не только особой церк. организации и социально-полит, институтов, но и новой системы образования, своих школ и ун-тов. В отд. странах этот процесс имел свою специфику.

В Чехии до нач. Р. (15 в.) существовала плотная сеть гор. латинских школ (партикулярных). В ходе гуситской революции большинство их пришло в упадок, а сохранившиеся функционировали в качестве низших чеш. школ. Во 2-й пол. 15 — нач. 16 вв. на территориях, контролировавшихся утраквистами (утраквизм

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Москва 95 совещание учителей-отличников гор

Выполнение правил личной гигиены приучать ребенка к соблюдению p д необходимо с первого года его жизни это

Единице деятельности введено с

сайт копирайтеров Евгений