Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

К сер. 17 в. трансформировался тра-диц. жанр поучения отца к сыну: в «Беседе отца с сыном о женской злобе» назидание сочетается с занимательными сюжетными рассказами, «беседа» приобретает характер диалога-спора.

С сер. 17 в. У. л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях: в 1641—96 восемь раз издавался Пролог, выпущены «Маргарит», «Поучения Ефрема Сири-на». Печатались новые переводы творений отцов церкви. Епифаний Славинец-кий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских») был и создателем мн. учительных и торжественных «слов» (сохранилось 48). Как и его современник Симеон Полоцкий, Епифаний ориентируется на зап.-европ. традиции, проникавшие в Россию. Учительные слова Епифа-ния Славинецкого и Симеона Полоцкого связаны с развитием барочных идей («жизнь есть сон», «помни о смерти»), использованием образов антич. мифоло-

483

гии, условностью форм, с постановкой филос. проблем.

Свои «слова» и поучения Симеон Полоцкий объединил в сб-ки «Обед душевный», включивший 109 морали-стич. «слов» (изд. в 1681), и «Вечеря душевная» (содержит 78 панегириков и 29 поучений на разные случаи; изд. в 1683). Оба сб-ка построены по календарному принципу. Цель их создания - «польза народная», общее благо. Идеалом представлен мудрый, просвещённый правитель, пекущийся о благе подданных, их защитник и покровитель. Себя писатель считает врачом общества, предлагающим читателям «горькую», «горячую» пищу для их же блага. Критерий деятельности человека - «общественная польза». Успехи гос-ва автор рассматривает в тесной связи с образованностью общества.

Барочные традиции У. л. получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева, помогавшего своему учителю в работе над сб-ками, и Кариони Истомина.

Приверженцем греч., византийской, традиции, противостоявшей лат. образованности, был Евфимий Чудовский, произведения к-рого отличает простота изложения. Таково, напр., «Слово о милости» (70-е гг. 17 в.), где проповедник обратил внимание общества на положение нищих и бездомных, призвал людей к милосердию, состраданию к нуждам бедняков, действенной им помощи. Однако в то же время он обличает тунеядцев-попрошаек, праздных гуляк. Устранить бедность может только единение всего общества, «общесложение», утверждает Евфимий.

Развитию У. л. в 17 в. способствовало также издание сочинений Петра Скарги, «Меч духовный» (1666) и «Трубы словес проповедных» (1674) Лазаря Барановича, появление риторик Макария, Иоанникия Галятовского, А. X. Белобоцкого и др.

Важную роль в развитии У. л. на рубеже 17—18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своём творчестве рус. православную культурную традицию с зап.-европ. учёностью. Частью его лит. наследия явились проповеди, в к-рых он осуждал невежество и пьянство, увещевал раскольников, прославлял просветит, деятельность Петра Великого, упрекая его в то же время за вспыльчивость и нек-рые др. личные свойства, наставлял паству на путь кротости и терпения. Гл. труд Димитрия Ростовского - «Минеи-Четьи» (1684—1705, многократно переиздавались), основу к-рых составили «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария, дополненные из зап.-европ. источников. С учительными целями были написаны также драмы «Рождественская» и «Успенская» (см. Школьный театр).

В нач. 18 в. У. л. приобрела новые качества гражд. полит, речи, что ярко проявилось в творчестве Феофана Про-коповича и отчасти Стефана Яворского.

Публ.: Памятники др.-рус. церк.-учительной лит-ры, под ред. А. И. Пономарева, в. I- *, СПБ, 1894—98; Молдован А. М., «Слово о законе и благодати» Илариона, К., 1984; Красноречие в Др. Руси (XI-XVII вв.) Сост., вступ. ст. Т. В. Черторицкой, М., 1987; Памятники лит-ры Др. Руси. Сост. и ред. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, XII-XVII вв., [кн. 1—7], М., 1980-«9.

Лит.: Ж м а к и и В., Митрополит Даниил и его сочинения, М., 1881; Петухов Е., Серапион Владимирский, рус. проповедник XIII в., СПБ, 1888; Еремин И П, Лит наследие Кирилла Туровского, ТОДРЛ, 1955, т. 11; его же, Иосиф Волоцкий как писатель, в его кн.: Лит-ра Др. Руси (этюды и характеристики), М. - Л, 1966; А д p и а -нова-Перетц В. П., Человек в учительной лит-ре Др Руси, ТОДРЛ, 1972, т. 27; С и и и ц ы и а Н. В., Максим Грек в России, М., 1977; Рус. старопечатная лит-ра (XVI - первая четв. XVIII в.), М., 1978; Симеон Полоцкий и его книгоиздат. деятельность, М., 1980; Творогов О. В., Др.-рус. четьи сборники XII-XIV вв., ТОДРЛ, 1988—93, т. 41, 44, 47; Елеонская А. С., Рус. ораторская проза в лит. процессе XVII в., М., 1990.

В. В. Кусков.

 

УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в России. Первыми проф. орг-циями учителей и воспитателей были ссудно-сберегательные кассы и об-ва взаимной помощи, появившиеся в 60-х гг. 19 в. Такие об-ва были организованы в Одессе (1866), в Москве (1870) - Об-во воспитательниц и учительниц, в Рязани (1882) - Об-во пособия учащим в нач. уч-щах и ряд др. К 1894 было 15 об-в, каждое из к-рых имело свои программу деятельности и устав (9 из них состояли при Ведомстве Мин-ва внутр. дел и 6 - при МНП). В дек. 1902 - янв. 1903 состоялся 1-й Всерос. съезд представителей об-в вспомоществования лицам учительского звания; к тому времени подобных орг-ций насчитывалось ок. 70. 5 июля 1894 был принят «нормальный» (типовой) устав, к-рый строго ограничивал рамки деятельности об-в взаимного вспомоществования учителей исключительно сферой материальной взаимопомощи. Стремление учителей включить в уставные задачи об-в культурно-образоват. работу среди педагогов, защиту их прав не получило офиц. поддержки. Лишь нек-рые об-ва взаимопомощи учителей, имевшие собств. уставы, утверждённые ещё до введения типового, пользовались более широкими правами (Об-во взаимного вспомоществования учителям и учительницам Нижегородской губ., Петерб. пед. об-во взаимной помощи, осн. в 1893).

Одной из форм проф. объединения учителей были обществ.-пед. собрания, к-рые могли создаваться после 1894 с целью совместного проведения досуга их членов. Многообразием направлений отличалась деятельность Петерб. обществ, собрания педагогов (осн. Пед. об-вом взаимопомощи в 1893), а также Моск. пед. собрания (1902), к-рое после закрытия Пед. об-ва при Моск. ун-те взяло на себя ряд его функций, напр, организацию психол. лаборатории и проведение эксперим.-пед. исследований.

Деятельность учительских об-в значительно активизировалась и приобрела новые формы и содержание в период 1905—07. Возникли новые союзы, с полит, направленностью: Всерос. союз учителей и деятелей по нар. образованию (см. в ст. Всероссийский учительский союз), Всерос. союз учителей и деятелей ср. школы, Социал-демокр. союз деятелей по шк. и внешк. образованию, Ака-демич. союз, объединивший деятелей науки и преподавателей высш. школы, корпорации гор. учителей Москвы и Петербурга, Федерация нац. и терр. союзов учителей и др. деятелей по нар. образованию и др. Вопросы полит, ориентации и определения платформы учительского союза, дискуссии о том, быть ему чисто проф. или проф.-полит, орг-цией, занимали одно из центр, мест на съездах Всерос. союза учителей, созывавшихся в 1905—07.

Всерос. союз учителей и деятелей ср. школы занимался гл. обр. конкретными вопросами шк. реформы, реорганизации ср. школы на основах автономии и демократизации. Обсуждались цели и принципы школы нового типа, ступени обучения и их образоват. содержание, вопросы организации шк. управления и участия общественности в шк. деле.

Новый этап в своём развитии переживали в это время об-ва взаимопомощи. Нек-рые из них, превратившись в «благотворительные кассы» и «канцелярии по выдаче пособий», сделались непопулярными среди учительства, другие слились с возникшими на местах ячейками учительских союзов. Часть этих об-в активизировала свою деятельность, начав явочным порядком осуществлять то, что не допускалось прежде тесными рамками «нормального» устава.

После прекращения деятельности учительских союзов (1907) об-ва взаимопомощи вновь стали центрами проф. объединения учителей. Многие из этих об-в проводили работу по улучшению условий труда и быта своих членов, организации их отдыха и лечения, а также по повышению проф. уровня учителей, устраивая съезды, курсы, выставки, организуя снабжение педагогов пособиями и лит-рой, лекции, экскурсии, открывая учительские библиотеки и читальни.

В 1910-х гг. среди членов об-в взаимопомощи учителей большую популярность завоевала идея создания учительских домов - постоянных учреждений, концентрирующих в себе всю работу об-в, их организац. и просветит, мероприятия. К кон. 1913, когда был созван 2-й съезд им. К. Д. Ушинского представителей этих об-в, учительские дома уже имели Вологодское, Вятское, Нижегородское, Рязанское, Чердынское, Ярославское и нек-рые др. об-ва. Наиб, крупным из подобных учреждений был Моск. учительский дом (открыт в 1911), построенный по проекту А. У. Зеленко Об-вом взаимной помощи при учительском ин-те при участии др. учительских организаций, приславших свои взносы на

494

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных
Обучения
4-536летней средней школы введены 2 цикла обучения по 6 лет каждый эти нововведения положили начало
К-рая будто бы обязательно должна присутствовать в фильме
Участник дискуссий по проблемам развития образования в ссср

сайт копирайтеров Евгений