Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Теория У. широко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Узнадзе развил представление об У. как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определённом направлении действий, что является основой его целесообразной избират. активности. Для эксперим. исследования У. предложен т. н. метод фиксации, разл. варианты к-рого применяются при анализе развития психики в филогенезе и онтогенезе, познават. процессов, личности и общения. Выявлены разл. свойства (возбудимость, динамичность - статичность,

лабильность - стабильность, иррадиация - генерализация) и виды У. (диффузная, дифференцированная, фиксированная). Сочетания отд. свойств У. образуют разл. типы У. Теория У. выступает в качестве конкретно-науч. методологии для разл. отраслей психологии, в т. ч. возрастной психологии.

У. обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством её стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет и негативную сторону - У. может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в дет. возрасте в соответствии с законами формирования и изменения У. у человека возникает определённое отношение к осн. жизненным ценностям, разл. видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования У., становится возможным охарактеризовать мн. психич.и личностные особенности человека. Управление У. является важной практич. проблемой и составляет одну из задач воспитания.

Лит.: Узнадзе Д. Н., Эксперим. основы психологии установки, в его кн.: Психол. иссл., М., 1966; Прангишвили А. С., Проблема установки на совр. уровне ее разработки груз, психол. школой, в кн.: Психол. иссл., поев. 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе, Тб., 1973; его же, Учение и установка, в его кн.: Психол. очерки, Тб., 1975; Асмолов А. Г., Деятельность и установка, М., 1979; Надирашвили Ш. А., Установка и деятельность, Тб., 1987.

Ш. А. Надирашвили.

 

УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, входит в Иркутскую обл. Рос. Федерации. Пл. 22,4 тыс. км2. Население 142 тыс. чел., в т. ч. 36% - буряты (1994). Центр - пос. Усть-Ордынский.

Первые уч. заведения (Балаганское, Идинское и др. уч-ща) созданы по уставу 1804. В 40-х гг. 19 в. для усть-ордынских бурят действовали 4 приходских уч-ща. Сеть сельских нач. уч. заведений не была стабильной, тем не менее в 60-х гг. 19 в. буряты могли учиться почти в 20 школах. Значит, роль в привлечении бурят, детей к шк. обучению сыграли выпускник Петерб. ун-та И. И. Пирожков, питомцы Балаганского уч-ща Ф. Жербаков, Н. Алексеев и др. В 1875 стали открываться миссионерские школы (10 в 1880), появились частные уч. заведения. В большинстве уч. заведений преподавание шло на рус. языке. В нач. 20 в. работали 5 двухклассных, 20 инородческих уч-щ.

После установления сов. власти (1920) началось создание регулярной сети уч. заведений; развернулась ликвидация неграмотности. В Усть-Ордынском районе Бурят-Монг. АССР (с 1923) действовало св. 140 школ I ступени, 5 школ II ступени (всего ок. 6 тыс. уч-ся). В Иркутске и Улан-Удэ началось издание сов. учебников для бурят, школ, в разработке к-рых участвовали Г. Цыбиков, В. Барадин и др.

В нач. 30-х гг. введено всеобщее нач. обучение. Его распространение осложня-

476

лось нерешённостью вопроса о родном языке усть-ордынских бурят и сменой графим, основ письменности. В 1932 открылось Боханское пед. уч-ще. В Усть-Ордынском нац. округе (с 1937) после перевода письменности (1939) на рус., графич. основу сложились условия для постулат, развития школы с преподаванием на бурят, языке: действовало св. 160 нач., 16 семилетних и 4 средние школы (ок. 20 тыс. уч-ся). Стали развиваться дошк. учреждения.

В кон. 50-х гг. введено всеобщее семилетнее обучение, в нач. 60-х гг. - всеобщее восьмилетнее. Всего работало ок. 300 общеобразоват. школ (св. 26 тыс. уч-ся). В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Преподавание на бурят, языке осуществлялось в более чем 100 школах авт. округа (с 1978), но охватывало практически только период нач. обучения. В 70-х гг. начался постепенный перевод обучения на рус. язык; бурятский считался самостоят, предметом. Изучение истории, культуры, нар. творчества бурят стало носить эпизодич. характер. Сократился выпуск уч. лит-ры.

С 1988 все учащиеся-буряты получили возможность изучения родного яз. и лит-ры в течение всего курса ср. школы. Началась разработка обновлённых уч. планов и программ, новых учебников. В нач. 90-х гг. введён факультативный интегрированный курс «История и иск-во Бурятии».

В 1996 в 163 дошк. учреждениях (в т. ч. 136 дет. садах) насчитывалось св. 8 тыс. воспитанников (38% детей соответствующего возраста). В 1995/96 уч. г. в 248 общеобразоват. школах (79 средних, 19 базовых, 150 нач.) обучалось 29 тыс. чел. Преподавание на бурят, языке ведётся в 102 школах, всего на бурят, языке обучалось св. 7 тыс. чел. По вечерней форме учится св. 500 чел. В школах занято 2,7 тыс. учителей (св. 62% с высш. образованием). Среди внешкольных учреждений округа 5 Домов дет. творчества, 7 муз. школ, 3 худож. школы, 7 ДЮСШ; имеются станции юных техников, юных туристов, юных экологов, дет. конно-спорт. школа. Действуют 3 СПТУ, 2 филиала СПТУ.

Учителей высш. квалификации готовят пед. ин-ты Иркутска, Улан-Удэ и Иркутский ун-т (бурят, отделение); средней квалификации - Боханское педучилище. В округе работают выпускники др. вузов и ср. спец. уч. заведений Рос. Федерации. Для учителей с 1990 работает окружной ин-т повышения квалификации. Л. Ф. Мантраков. УСЫНОВЛЕНИЕ (удочерение), способ замены родителей (одного из них), форма устройства ребёнка в др. семью. У. - юрид. акт особого рода, совершаемый местными органами управления в соответствии с требованиями Семейного кодекса Рос. Федерации. В результате между усыновителями и усыновляемыми возникают права и обязанности, тождественные родственным.

В глубокой древности У. позволяло сохранять численность людей в общине, сила к-рой определялась количеством членов в ней. Постепенно стремление общины иметь «большую семью» стало распространяться и на чужих детей. Их принимали в общину, чтобы они при отсутствии своих детей могли бы в будущем заменить умерших людей.

В Др. Руси У. совершалось разл. образом: через обряд т.н. фиктивного рождения, через фактич. приём усыновляемого в семью; с помощью особого «договорного акта» между усыновителем и усыновляемым и др. Среди всех правил У. долгое время оставалось неизменным требование, согласно к-рому нельзя усыновлять своих незаконных детей.

Законодательство об У. стало активно развиваться лишь с нач. 19 в. Оно носило ярко выраженный сословный характер: лица одного сословия (дворяне, купцы и др.) могли усыновлять детей, принадлежавших к тому же сословию. У. с древнейших времён существовало не только для сохранения и продолжения родовой фамилии, но и в целях приобретения ребёнком новой семьи. По мере законо-дат. оформления У. его стали понимать как способ установления родительской власти, как признание «юрид. положения законных детей». С кон. 19 в. У. регламентировалось помимо законов Рос. империи множеством правил. Процедура У. была очень сложной и находилась в ведении суда. Наследств, права усыновляемого неск. ограничивались, но он мог наследовать имущество после своих кровных родителей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С х-ву воспитание в опере содействует эстетич развитию детей
Нек-рые станичные школы были преобразованы в 2-классные
Эмиграции
Всерос съезд общества долой неграмотность 19- 24 янв 1926
Автор первого пособия по обучению

сайт копирайтеров Евгений