Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

325
шека Больцеровича означали такой же решительный перелом в жизни страны, как тот, который произошел в России в 1991 - 1992гг.с приходом к власти Бориса Ельцина и началом реформ Егора Гайдара. Думается, что применительно к Польше вывод о решительном переломе во всех секторах экономики был бы несколько односторонним.
В нашей стране действительно явно прослеживается существование двух эпох. Первая характеризовалась властью коммунистов при полном господстве административной системы в экономике, вторая - рыночным хозяйствованием. В Польше, напротив, власть коммунистов (ПОРП - Польской объединенной рабочей партии) в определенной степени сочеталась с частнособственническими и рыночными началами (правда, в иной форме, нежели в Венгрии и Югославии). Политический тоталитаризм, декларации о построении социализма, практическое участие в работе СЭВ и организации Варшавского договора довольно сильно маскировали реальное положение вещей, которое не было столь однозначным, как хотелось бы советским лидерам. Поэтому истоки польских проблем 80-х и успехов 90-х гг. надо искать в более раннем периоде истории страны.
В первый период развития послевоенной Польши события в целом развивались по советскому сценарию. В 1946 г. был принят закон о национализации предприятий. В сельском хозяйстве, где национализация не проводилось, после того как была осуществлена очередная аграрная реформа и крестьяне получили дополнительные земельные наделы, государство взяло курс на коллективизацию.

Первоначально польское правительство включало в себя представителей не только коммунистов и социалистов, но также наследников старого государства во главе с С. Миколайчиком - бывшим главой эмигрантского правительства в Лондоне.
Левые силы имели поддержку меньшей части общества, однако в ходе проведения аграрной реформы и национализации
промышленности их социальная база в известной степени должна была расшириться [228- c- 455]. Это само по себе уже подрывало. Позиции правых и центристов, а кроме того, после выборов января 1947 г., которые готовились в условиях жестоких

326

репрессий, а итоги их вероятно были сфальсифицированы левые партии (позднее объединившиеся в ПОРП) оказались хозяевами положения.
Однако с самого начала процесс распространения социалистических форм хозяйствования потребовал достижения определенных компромиссов. В Польше возникла смешанная экономика, основанная на сочетании различных форм собственности и в известной мере напоминающая наш НЭП
.
Причина этого состояла в том, что местные коммунисты опиравшиеся в немалой степени на советские штыки, не могли считаться такими же безусловными победителями в войне с фашизмом, какими являлись после гражданской войны коммунисты в России или даже коммунисты в Венгрии. В Польше имелось сильное некоммунистическое освободительное движение, заставившее относиться к себе с уважением еще до прихода Советской армии. И после установления просоветского режима в стране фактически продолжалась гражданская война.

Все это определило характер экономической системы. В наибольшей степени социалистические перемены в экономике коснулись крупных и средних предприятий (с числом работающих более 50 человек в одну смену), которые подлежали национализации. Однако на мелкие фирмы это условие не распространялось. Более того, всякий гражданин получал право создавать новое промышленное или торговое предприятие, поскольку сохранение частной собственности гарантировалось законом. Некоторые предприятия передавались кооперативам [103, с. 371].

Частный сектор постепенно правдами и неправдами вытеснялся из экономики. Например, с 1946 по 1949 г. число частных магазинов и ремесленников сократилось почти вдвое. Тем не менее их роль в хозяйственной жизни оставалась достаточно заметной. Ликвидации "нэпманов" как класса так и не произошло. На фоне всех многочисленных негативных перемен уцелел сектор экономики, сохранивший на протяжении последующих десятилетий рыночную культуру и традиции довоенной буржуазной Польши.
Позиции крестьянства в конце 40-х гг. даже окрепли благодаря аграрной реформе. Было создано 814 тыс. новых крес-

327
тьянских хозяйств, а 254,4 тыс. увеличили свои наделы [103, 397]. Крестьянство имело свою политическую партию, к мнению которой коммунисты не могли не прислушиваться из-за той большой роли, что еще недавно играл целый ряд ее представителей в национально-освободительном движении.
С 1950г. был взят курс на кооперирование крестьянства, методы которого явно позаимствовали у восточного соседа. Кулаков могли откровенно репрессировать, что же касается основной массы крестьянства, то с 1951 г. были введены обязательные поставки зерна государству (они составляли 85% товарной продукции индивидуальных хозяйств), а с 1952 г.- поставки мяса, молока и картофеля [103, с. 397]. Закупочные цены были ниже себестоимости, что приводило к разорению производителей.
Тем не менее быстро "дожать" крестьян оказалось невозможно. Процесс коллективизации шел в Польше значительно хуже, чем в свое время в СССР, и хуже, чем в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Кооперировать удалось лишь около 6% крестьянских хозяйств. Три четверти сельскохозяйственных земель оставалось в собственности частных владельцев. С учетом того факта, что аграрный сектор в Польше играл существенную роль, эта страна, наверное, не могла быть в полной мере отнесена к числу государств с административной экономикой. Но переоценивать качество аграрного частного сектора в Польше все же не стоит. Мелкое хозяйство, задавленное к тому же действиями чиновников, оставалось во многом менее эффективным, чем, скажем, коллективное хозяйство Венгрии, что создало серьезные проблемы Для Польши в 90-х гг.

Таким образом, к середине 50-х гг. ситуация в польской экономике была весьма противоречивой. Крупная и средняя промышленность стала социалистической, но сельское хозяйство, торговля, малые предприятия в промышленности и строиельстве продолжали функционировать на рыночной основе.
Возможно, постепенно польский частный сектор удалось бы "дожать", но тут подоспели события 1956 г.: с одной стороны антисталинские разоблачения в СССР, с другой - введение советских войск в Венгрию и подавление начавшихся там преобразований.

328
Неразбериха, царившая в недавно столь еще стабильном и грозном руководстве восточного соседа, а также кончина генерального секретаря ЦК ПОРП Болеслава Берута привели к возникновению в партийной элите группировки, настаивавшей на изменении подходов к управлению страной. Н. Хрущев осознал, что лишний международный конфликт ему совершенно ни к чему, а значит, с Польшей, где политическое противостояние не приняло столь острых, как в Венгрии форм, лучше мирно договориться.
Новый первый секретарь ЦК ПОРП Владислав Гомулка переживший недавние репрессии и стремившийся избежать возможных обострений внутриполитической обстановки, а также опереться на большую часть столь нестабильного польского общества, резко смягчил курс на вытеснение частного сектора из экономики, констатировав неэффективность работы многих кооперативов. Репрессии прекратились, обязательные поставки продовольствия были сокращены, а закупочные цены - повышены.

Льготы, предоставлявшиеся кооперативам, консервативного польского крестьянина не соблазняли. Крестьян попытались заманить в кооперацию через сельскохозяйственные кружки, члены которых сочетали индивидуальное хозяйство с совместной обработкой государственных земель, но безуспешно. Таким образом, либерализация аграрной политики решила судьбу сельского хозяйства в пользу частной собственности(1).

(1). Надо заметить, что сохранение частной собственности в сельском хозяйстве имело и обратную сторону. В польской деревне образовалась значительная скрытая безработица, которая не исчезла даже после того, как в 70-е гг. в городах начали реализовываться крупные индустриальные проекты, привлекавшие рабочую силу из сельской местности. Даже в 1988 г., накануне радикальных реформ, в польском сельском хозяйстве было сосредоточено 27,8% рабочей силы страны, что в четыре-пять раз превышало уровень, характерный для развитых европейских государств [414, с. 676]. Такое положение дел создало значительные трудности для развития экономики в 90-е гг. и усилило масштабы безработицы.

329

Впрочем на этом либеральные преобразования фактически завершились, поскольку венгерский образец (а точнее, то, к чему он привел в 1956 г.) никого в польском руководстве соблазнить не мог.
Имевшая место в 1958 г. попытка ввести рабочее самоуправление

на промышленных предприятиях (которая могла бы
приблизить польскую экономику к другому популярному в то время образцу - югославскому) провалилась(1). Концепция экономической реформы, предложенная созданным в 1956 г. Экономическим советом во главе с Оскаром Ланге и предусматривающая расширение самостоятельности предприятий при сохранении централизованного планирования, была отвергнута [228, с. 462].
В итоге, поскольку принудительное давление в пользу создания социалистических форм хозяйствования исчезло, ситуация сосуществования двух секторов экономики оказалась, по сути, замороженой на десятилетия. Польский НЭП прикрыть не удалось, но и серьезного развития частные формы хозяйствования в соседстве с доминирующими государственными получить не смогли.

Топтание на месте между рынком и административной системой сохранялось примерно четверть века, и это резко контрастировало с теми изменениями, которые осуществлялись в венгерской и югославской экономиках, проходивших через ряд реформ. Впрочем, "застойная" польская ситуация не слишком напоминала наш брежневский застой. За относительным внешним спокойствием кипела бурная жизнь. Общество менялось и пыталось понять, куда оно должно теперь двигаться.

С одной стороны, власть уже тогда реально пыталась осуществлять некоторые преобразования в области расширения

(1).В 1956 г., в трудный для страны момент, рабочие советы поддержали Гомулку, и тогда он вынужден был примириться с их существованием. Но впоследствии Гомулка принципиальным образом изменил свое отношение к ним. Рабочие советы были фактически лишены всех недолгое время
имевшихся у них прав и выстроены в единую, подчиненную Властям организацию [414, с. 672].

330
самостоятельности государственных предприятии, которые в СССР были свернуты в конце 60-х и возобновлены лишь в конце 80-х гг.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Непосредственно вызванных неограниченным выпуском ассигнат революционным государством
политологии Травин Д. Европейская модернизация 8 модернизации
Почти сорок лет шло накопление сил собственности система
Тем самым валенса открыл дорогу к примирению с игравшей на выборах стороной
Продемонстрированного наполеоном

сайт копирайтеров Евгений