Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4

Л.Б. КАМЕНЕВ

(18831936)

журналистика: Лев Борисович Каменев (Розенфельд)Лев Борисович Каменев (Розенфельд) приобщился к революционной работе в 1901 г. в Тифлисе, где в то время проживала его семья. В том же году поступил на юридический факультет Московского университета. За участие в студенческих волнениях в 1902 г. был арестован, исключен из университета без права восстановления и выслан в Тифлис. Здесь занялся пропагандистской работой. Вскоре уехал в Париж, где примкнул к "искровской" группе. В Париже состоялось его знакомство с В.И. Лениным. После II съезда РСДРП примкнул к большевикам. С конца 1905 г. – в Петербурге, в ближайшем общении с В.И. Лениным; сотрудничал в большевистских газетах "Новая жизнь", "Волна", "Вперед", "Эхо", "Пролетарий". В апреле 1908 г. был арестован, после освобождения уехал за границу. Вошел в состав редакции ЦО большевистской фракции – газеты "Пролетарий" и ЦО РСДРП – газеты "Социал-демократ". В 1914 г. был командирован в Петербург для руководства газетой "Правда" и большевистской фракцией в IV Государственной думе. Но вскоре, после разгрома "Правды", был арестован со всеми участниками нелегального совещания членов думской фракции с представителями большевистской партии. Был сослан в Ачинск. После Февральской революции редактировал "Правду", в своих статьях "Временное правительство и революционная социал-демократия", "Без тайной дипломатии" выступал за условную поддержку Временного правительства. На Апрельской (1917 г.) конференции РСДРП(б) выступил, по существу, против выдвинутого Лениным курса на социалистическую революцию, однако по настоянию Ленина был избран в новый состав ЦК. В октябре 1917 г. вместе с Г.Е. Зиновьевым опубликовал в формально внепартийной газете "Новая жизнь" письмо, в котором выражалось несогласие с курсом на вооруженное восстание. Ленин потребовал исключения из партии Каменева и Зиновьева, но его предложение не было поддержано большинством ЦК. После Октябрьской революции Л.Б. Каменев занимал ряд ответственных постов в партии и государстве. В ноябре 1917 г. – председатель ВЦИК, в 1918–1926 гг. – председатель Моссовета, в 1923–1926 гг. – зам. председателя Совета Народных Комиссаров; в 1922–1924 гг. – зам. председателя, в 1924–1926 гг. – председатель Совета Труда и Обороны. В 1923–1926 гг. был директором Института В.И. Ленина, затем – на дипломатической и административной работе. Член ЦК партии в 1919–1926 гг. (кандидат в 1926 г.). Член ВЦИК, ЦИК СССР. С конца 1925 г. – вместе с Г. Зиновьевым лидер "новой оппозиции"; затем – так наз. "объединенной оппозиции". Репрессирован.

СТАТЬИ Л.Б. КАМЕНЕВА

Временное Правительство и революционная социал-демократия

Без тайной дипломатии

Ревизия ленинизма

Звено на очереди

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И РЕВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ[1]

Временное Правительство, созданное революцией, гораздо умереннее тех сил, которые его породили. Создали революцию рабочие и крестьяне, одетые в крестьянские шинели. А формально власть перешла в руки не представителей революционного пролетариата и крестьянства, а в руки людей, выдвинутых либеральным движением класса собственников. Пролетариат и крестьянство и составленная из них армия будут считать начавшуюся революцию завершенной лишь тогда, когда она удовлетворит целиком и полно их требования, когда все остатки былого режима будут до основания вырваны, как в экономической, так и в политической области. Это полное удовлетворение требований рабочих, крестьян и армии возможно лишь тогда, когда вся полнота власти будет в их собственных руках. Поскольку революция будет расширяться и углубляться, она будет и идти к этому, к диктатуре пролетариата и крестьянства.

Наоборот, Временное Правительство, согласно с социальной природой тех слоев, из которых оно вышло, склонно было бы задержать развитие революции на ее первых шагах. Если они еще не делают этого, то потому, что у них нет сил для этого. Упираясь и против воли они принуждены под давлением революционного народа идти все вперед. И нам, революционерам социал-демократам, нет надобности даже говорить о том, что поскольку это Временное Правительство действительно борется с остатками старого режима, постольку ему обеспечена решительная поддержка революционного пролетариата. Всегда и всюду, где Временное Правительство, повинуясь голосу революционной демократии, представленной в Советах Рабочих и Солдатских Депутатов, столкнется с реакцией или контрреволюцией, революционный пролетариат должен быть готов к его поддержке.

Но это поддержка дела, а не лиц, поддержка не данного состава Временного Правительства, а тех объективно-революционных шагов, которые оно принуждено предпринимать и поскольку оно их предпринимает.

Поэтому наша поддержка ни в коей мере не должна связывать нам рук. Столь же решительно, как мы поддерживаем его в окончательной ликвидации старого режима, монархии, в осуществлении свобод и т.д., столь же решительно мы будем критиковать и разоблачать каждую непоследовательность Временного Правительства, каждое уклонение его в сторону от решительной борьбы, каждую попытку связать руки народу или притушить разгорающийся революционный пожар.

Мы призываем революционную демократию во главе с пролетариатом к самому неослабному контролю над всеми действиями власти как в центре, так и на местах.

Мы должны знать, что пути демократии и Временного Правительства разойдутся, что опомнившаяся буржуазия неизбежно попытается удержать революционное движение и не дать ему развиться до удовлетворения коренных нужд пролетариата и крестьянства. Мы должны быть настороже и наготове. Спокойно и хладнокровно взвешивая свои силы, мы должны всю свою энергию употребить на собрание, организацию и сплочение революционного пролетариата. Нам незачем подгонять события! Они и так развиваются с великолепной быстротой.

И именно поэтому было бы политической ошибкой сейчас ставить вопрос о смене Временного Правительства.

Движущие силы великой революции за нас; они разоблачат недостаточность и ограниченность всякой попытки решить задачи революции путем компромисса.

И только тогда, когда перед лицом демократии России исчерпает себя Временное Правительство либералов, станет перед ней, как вопрос практический, вопрос о переходе власти в ее собственные руки.

Лозунгом же момента остается: организация сил пролетариата, сплочение сил пролетариата, крестьянства и армии в Советах Депутатов, абсолютное недоверие ко всяким либеральным посулам, самый пристальный контроль над осуществлением наших требований, решительная поддержка каждого шага, ведущего к искоренению всех остатков царско-помещичьего режима.

Правда. 1917. 14 марта

в начало

БЕЗ ТАЙНОЙ ДИПЛОМАТИИ[2]

Война идет. Великая Русская Революция прервала ее. И никто не питает надежд, что она кончится завтра или послезавтра. Солдаты, крестьяне и рабочие России, пошедшие на войну по зову низвергнутого царя и лившие кровь под его знаменами, освободили себя, и царские знамена заменены знаменами революции. Но война будет продолжаться, ибо германская армия не последовала примеру армии русской и все еще повинуется своему императору, жадно стремящемуся к добыче на полях смерти.

Когда армия стоит против армии, самой нелепой политикой была бы та, которая предложила бы одной из них сложить оружие и разойтись по домам. Эта политика была бы не политикой мира, а политикой рабства, политикой, которую с негодованием отверг бы свободный народ. Нет, он будет стойко стоять на своем посту, на пулю отвечая пулей и на снаряд – снарядом. Это непреложно.

Революционный солдат и офицер, свергнувший иго царизма, не уйдет из окопа, чтобы очистить место германскому или австрийскому солдату и офицеру, не нашедшим еще мужества свергнуть иго своего собственного правительства. Мы не должны допустить никакой дезорганизации военных сил революции. Война должна быть закончена организованно, договором между свободными народами, а не подчинением воле соседа-завоевателя и империалиста.

Но освобожденный народ имеет право знать, за что он воюет, имеет право сам определить свои цели и задачи в не им затеянной войне. Он должен заявить открыто не только друзьям своим, но и врагам, что он не стремится ни к каким завоеваниям, ни к каким присоединениям чужих земель, что он предоставляет каждой национальности решить, как устроить свою судьбу.

Но мало того. Освобожденный народ должен открыто сказать всему миру, что в каждый момент он готов вступить в переговоры о прекращении войны. На условии отказа от аннексий и контрибуций и признания права наций на самоопределение в каждый данный момент мы должны быть готовы вступить в переговоры о ликвидации войны. Россия связана союзами с Англией, Францией и др. странами. Она не может действовать в вопросах мира помимо них. Но это значит только, что освобожденная от царского ига, революционная Россия должна прямо и открыто обратиться к своим союзникам с предложением пересмотреть вопрос об открытии мирных переговоров. Каков будет ответ союзников, мы не знаем, не знаем и того, каков будет ответ Германии, если предложение будет сделано.

Но мы знаем одно: только тогда народы, втянутые помимо своей воли в империалистскую войну, смогут дать себе ясный отчет в том, из-за чего ведется война. А когда миллионы солдат и рабочих во всех странах уяснят себе действительные цели правительств, втянувших их в кровавую бойню, это будет не только конец войне, но и решительный шаг к открытой борьбе против того строя насилия и эксплуатации, который создает все войны.

Не дезорганизация революционной и революционизирующейся армии и не бессодержательное "долой войну" – наш лозунг. Наш лозунг: давление на Временное Правительство с целью заставить его открыто, перед всей мировой демократией, немедленно выступить с попыткой склонить все воюющие страны к немедленному открытию переговоров о способах прекращения мировой войны.

1 | 2 | 3 | 4

сайт копирайтеров Евгений