Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3

Например у Н. Евреинова в той же работе «Театр для себя» читаем: «Анатомический театр (theatrum anatomicum), и эстрада престидижитатора (например, театр фокусов Роберта Гудепа – первый из увиденных в детстве Сарой Бернар театров), и нечто, служащее обозрению различного рода наказаний (например, известный «Theatrum poenarum» Доплера), и нечто, отвечающее астрономическому интересу (например, еще за полвека до Ньютона, в 1666 г., появилось сочинение под названием «Theatrum cometicum», где доказывалось, что за каждым появлением кометы следует столько же счастливых событий, сколько и бедствий, так что нет оснований бояться комет), и, наконец, кинематограф, кинетофон, кинема-натюр, представление марионеток, китайских теней и т.п.»[7].

Перфомансные роли в обществе игрались всегда. Пример – роль юродивого, шута. Юродивый не наказывался за своё поведение, поскольку считалось, что через него может говорить Бог. История знает многочисленные примеры, когда цари и короли с большей охотой прислушивались к советам своих шутов, чем к рекомендациям официальных советников.

Первым русским юродивым называют монаха Киево-Печерской лавры, умершего в 1090 г. Затем до XIV в. юродивые не фиксируются, а потом возникают русские «похабы». Они «днем бегают по городу в рубище или совсем голые; просят милостыню и потом раздают ее; их отовсюду гонят, мальчишки кидают в них камнями; иногда богатые люди заботятся о них, но юродивые не признают сытости и ухоженности: они рвут на себе чистую одежду, садятся в грязь и т.д.»[8].

Исследователь Ричард Шехнер предлагает четыре возможные перфомансные трансформации.

1-я трансформация:

Перфомансные коммуникации охватывают самые различные явления человеческой жизни – от поля сражения до рынка. Здесь ритуалы основываются на фиксированных моделях действий, предопределяющих поведение. Задача заключается в том, чтобы как можно более эффективно пройти через этап «встреча/обмен» в этап «действительность 2».

Однако в предыдущем случае нет возможности предопределить все моменты. Рынок (базар) – это место торга, шуток, распространения слухов. Поле битвы – место борьбы, демонстрации силы. Кроме того, на поле сражения идет соревнование цвета. Ведь война, с точки зрения стороннего наблюдателя, имеет сильный театральный элемент.

2-я трансформация:

В данном случае могут использоваться ритуалы. С их помощью вносятся изменения в статус участников (свадьба, инициация, шаманский ритуал и др.).

3-я трансформация:

Ритуалы, которые направлены на эффективность в одном контексте, могут восприниматься как развлечения в другом. Все новые, в том числе и политические, ритуалы конструируются, чтобы стать раззвлечением и, возможно, искусством.

4-я трансформация:

Съезды партий, съезды народных депутатов также протекают под сильным влиянием театральности. Обычно о такого рода массовых действиях специалисты пишут: «Выступления перед большой аудиторией должны напоминать вам театр»[9].

Приведем небезынтересный пример из отечественной политической жизни. На первом с начала горбачевской «перестройки» съезде народных депутатов избирался председатель Верховного Совета СССР. Раньше это происходило так: выдвигалась одна кандидатура, и все депутаты практически «единогласно» за нее голосовали. На этот раз произошло нечто необычное. Вдруг никому ранее не известный депутат А. Оболенский предложил свою собственную кандидатуру. Получив затем слово, он обосновал свою фронду тем, что хотел бы добиться на съезде возможности альтернативных выборов.

Кстати, подобные съезды как тип перфоманса интересны еще и тем, что их аудитория носит не однородный, а поляризованный характер. Каждый раз возникает разделение: голосующие «за» и голосующие «против» по тому или иному вопросу. Театральность как бы вносится внутрь зрительской массы.

Специалистами по коммуникациям выделяются четыре фазы прохождения перфомансных процедур:

1.         Нарушение нормированных отношений.

2.         Кризис, во время которого нарушение увеличивается.

3.         Восстановительное действие, которое может копировать и критиковать действия, приведшие к кризису.

4.         Реинтеграция (объединение разделенной социальной группы, а также признание или легитимизация раскола).

Базовая перфомансная стратегия включает сбор, перфоманс и расставание. Она содержит «драматическую» структуру, состоящую из четырех этапов.

Поскольку аудитория является обязательным элементом перфоманса, она также имеет свою классификацию. Главным основанием классификации служит включенность аудитории в ситуацию или её случайный характер.

Случайная аудитория – это люди, идущие на представления индивидуально или небольшими группами. Они публично рекламируются и открыты для всех.

Интегрированная аудитория – та, где люди приходят на представления или в силу необходимости, или потому, что событие для них является значимым. Такая аудитория, к примеру, включает родственников жениха и невесты – на свадьбе, племя – на обряде инициации, лиц высокого звания – на подиуме для инаугурации. Они заинтересованы в создании интегрированной аудитории для своей работы, а также для поддержки их начинаний[10].

Однако некоторые виды интегрированной аудитории могут выступать и против представления. К примеру, люди, пришедшие специально, чтобы сорвать запланированную акцию. Если случайная аудитория приходит по собственной воле, то интегрированную привлекает ритуал.

Одна из характерных черт церемонии – четкое разграничение участников и публики. От последней ожидается традиционный репертуар реагирования. По мнению исследователей, в частности, К. Бурке, «реакция аудитории является одной из составляющих частей церемонии. Без нее церемония становится бессмысленной»[11]. И далее: «Церемониальное пространство подчеркивает разницу между исполнителями и зрителями, четко изолируя сцену для перфоманса, ограниченную со всех сторон полицией и охраной, в отличие от места для реагирования, расширяющегося во все стороны».

Американская исследовательница Арт Борекка напрямую связывает политику и драматургию, подчеркивая возросшую роль масс-медиа в этом процессе. Она перечисляет целый ряд политических событий, обладающих перфомансными характеристиками. В их числе – Вьетнам как первая телевизионная война, национальные «драмы» типа Уотергейта и Иран-контрас, двойное президентство бывшего актера, война в Персидском заливе, где CNN стало полноправным участником[12].

Перфоманс – важная составляющая современной политической и экономической жизни. Мощный разъяснительный эффект, присущий перфомансу, позволяет понять живучесть ритуалов в нашей жизни.

В рамках Паблик рилейшнз, к примеру, ритуальность особенно ярко проявляется в так называемых презентациях. От успеха подготовки и проведения презентаций зависит многое – в том числе эффективность выполнения политических и экономических задач. Известен случай, когда неудачная презентация концерна «Газпром» в Лондоне привела к падению курса акций компании на западных рынках.

Так что постоянно возрастающий интерес специалистов к такому виду коммуникации, как перфоманс, вполне объясним. Думается, и дальше его роль в PR-области будет неизменно увеличиваться.

на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу

[1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.

[2] Марасинова Е.Н., Бромберг Д.Э. Культурная история жеста// История ментальностей, историческая антропология.: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. С. 127.

[3] Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания// Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 116.

1 | 2 | 3

сайт копирайтеров Евгений