Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3

Популярность указанной технологии объясняется прежде всего тем, что наиболее эффективный, «точечный» характер имеет асимметрическое информационное воздействие. К показу одного и того же события могут быть применены различные подходы. В этом, собственно, и состоит основная идея информационной асимметрии как технологии освещения событий в СМИ. На рисунке показано, с каких разнообразных позиций подаётся, например, война в Ираке.

Как правило, информационная асимметрия используется при формировании любого новостного блока. Причем именно асимметрией объясняется «тяга» СМИ к чрезвычайным ситуациям (войны, землетрясения и т.д.). С одной стороны, такие экстраординарные события спасают нашу память от перегрузки, «стирая», вытесняя из сознания прошлые сообщения. С другой – экстремальная ситуация – всегда проявление асимметричности, ибо не является прогнозируемой, а именно это и составляет сущность новостей, как таковых.

Интересно, что в освещении общественно-политических явлений также существует некоторая асимметрия. Она заключается в том, что один политик интерпретирует событие, а другой – нет. Сюда же примыкают попытки только позитивной или только негативной подачи того или иного факта (или личности политика). Подобная асимметрия обостряется в период предвыборной борьбы.

Под влиянием асимметрии подачи в аудитории возникает автоматизация восприятия информации. Это происходит потому, что исчезает информационная асимметрия к одному типу предвыборной интерпретации.

С. Лисовский в книге «Политическая реклама»[1] приводит пример отсутствия информационной асимметрии и одного типа интерпретации в период президентской кампании 1996 г. в России. Газета «Не дай бог» из номера в номер формировала крайне негативный образ Г. Зюганова и КПРФ. При этом в ней сложилась следующая постоянная система рубрик:

–          обязательная редакционная статья (заголовки типа: «В конце концов, посадят шурина», «Ты снова начальник, я снова дурак?», «С крестом или на кресте?», «Стряхни с ушей лапшу!»);

–          актуальный репортаж (из психбольницы с рассказом о традициях голосования «психов», репортаж с Измайловского рынка, репортаж о том, как коммунисты праздновали Первомай);

–          рубрика «Так было»;

–          рубрика «Отдай свой голос детям!»;

–          рубрика «Если бы Зюгановым был я», в которой в роли лидера КПРФ себя попробовали В. Новодворская, парапсихолог Ю. Лонго и др.;

–          рубрика «Звезды о красных», в которой против коммунистов выступали Л. Зыкина, А. Баталов, Э. Пьеха, Р. Быков, Марина Влади, герои бразильских и американских «мыльных опер» (Вероника Кастро, Виктория Руффо, Глория Пирши и жители Санта-Барбары);

–          рубрика «Читательский конкурс» (предлагались фотографии времен Л.И. Брежнева, с которых компьютерным способом были удалены фрагменты лозунгов). Задача читателей заключалась в восстановлении утерянных слов. Человек, раньше всех приславший правильный ответ, объявлялся победителем конкурса и награждался поездкой в Чехию, где воочию мог убедиться в том, «как хорошо жить без коммунистов»;

–          обзор писем, в том числе и откровенно ругательных. Авторы писем, люди якобы настроенные преимущественно прокоммунистически, не стесняясь в выражениях, «разоблачали сами себя»;

–          фотоматериалы, «наглядно» демонстрирующие жизнь при социализме (рабочие, монтирующие на стене огромный портрет Брежнева; очередь за водкой; провинциальный пьяница в ватнике и ушанке на центральной площади небольшого городка с обязательным памятником Ленину и т.д.).

Нельзя не отметить «замечательную» изобретательность редакционной команды, вот только эффективность их работы всё равно оказалась не на высоте.

Любой автоматизм восприятия мешает пользоваться методом информационной асимметрии. Особенностью продуманной подачи новостей является соответствующая их балансировка, которая и снимает автоматизм восприятия, увеличивая доверие к информационному источнику.

К примеру, 70% новостей Би-би-си – отображение событий, заранее запланированных. Технология их создания облегчена тем, что журналисты заранее размещаются в местах массового рождения информационных поводов (например, в парламенте)[2].

Информационная асимметрия формирует медиа-пространство любого государства. Официальные сообщения, как правило ожидаемы, предсказуемы и, следовательно, симметричны. Он попадают в новостные блоки СМИ в связи с принципиально асимметричной позицией противников утвердившейся власти, которая и задает приоритетность сообщений. Таким образом, в сфере политики асимметричность достигается на другом уровне, нежели при переходе на неполитическую событийную арену. СМИ как бы выступают в роли вторичных интерпретаторов. Первенствуют же здесь, безусловно, власти, которые и определяют оценку событий или личностей[3].

Итак, между реальным фактом и новостной интерпретацией СМИ существует разница. Информационная асимметрия базируется как раз на возможности освещения события, исходя из разных его аспектов. Так и рождаются различные виды новостей. Война, например, может подаваться с государственно-патриотических, или семейных, или пацифистских позиций. В первом случае будут сильнее официальные источники, во втором – неофициальные. Поэтому асимметричность и позволяет наносить «удары» в наиболее уязвимые точки восприятия.

Л.М. Замятин в книге «Горби и Мэгги» приводит интересно случай: М. Тэтчер в одной из бесед с М. Горбачевым резко сменила тон. Непредусмотренный вариант поведения оказал существенное влияние на собеседника. «Но, может быть, премьер просто переутомилась, утратила контроль над собой, оказалась в плену у эмоций? Нет, конечно. Позже помощник Тэтчер Пауэлл в доверительной форме сказал мне: “Наша леди разыграла беседу именно так, как и хотела ее разыграть”. Не сомневаюсь: если бы Тэтчер не была крупным политическим деятелем, она вполне могла бы стать актрисой. Впрочем, она таковой и была – в политике»[4].

Факт хорошо иллюстрирует использование метода информационной асимметрии в международной практике.

В политических игрищах также частенько задействуют асимметричные характеристики оппонента. Они становятся до некоторой степени «индикаторами» человека, позволяют прогнозировать его поведение, что крайне ценно в политической борьбе.

Информационная асимметрия широко используется и в пропагандистских целях. Обусловлено это тем, что в обществе постоянно существует противопоставление официальной и неофициальной идеологий. Когда же дело касается избирательных баталий, практически всегда возникает другой угол зрения на события, порождающий и иной тип информации. Последняя, само собою, принципиально асимметрична.

Вот, кстати, пример одной из провинциальных выборных кампаний. С самого начала там четко обозначилось политическое противостояние. С одной стороны – руководитель исполнительной власти, стремившийся провести в законодательный орган верных ему людей, с другой – местный «олигарх».

Экономическая ситуация в городе тоже была довольно острой. Практически весь бизнес контролировал «олигарх», а системообразующие предприятия – местная администрация. Если бы «олигарху» удалось протащить в законодательное собрание своих ставленников, он смог бы не только подмять администрацию города – негласно в его подчинении оказались бы и вышеуказанные системообразующие предприятия.

«Олигарх» пригласил столичных специалистов, которые действовали с большим размахом, денег не жалея. Были организованы невиданные на периферии рекламные мероприятия, велись передачи на местном и центральном телевидении, приехали бригады столичных артистов.

Что можно было этому противопоставить? Естественно, только работу по подготовке каждого кандидата к общению с избирателями. Основным инструментом кампании оппозиционной «олигарху» стороны и стали встречи с людьми. Изготовление информационных материалов свели до минимума, денег на это выделялось мало. Местное телевидение использовали редко. На встречах с населением кандидатам, конечно, задавали и вопросы об излишней скромности их кампании. На что они честно отвечали: «Мы же не воруем, и денег у нас нет!»

Столичные специалисты, привыкшие брать масштабом (заваливать соперника плакатами, «давить эфиром»), к подобному повороту оказались не готовы. Они не смогли вовремя отреагировать на нестандартные действия – и проиграли.

В данном случае скромность кампании была продуманным ходом и являла собой пример асимметричного информирования. В определенном смысле удалось удачно использовать и вполне понятную ненависть простых людей к «богачам».

Единственный способ борьбы с оппонентами в рамках метода информационной асимметрии – выдача аудитории как отрицательной, так и положительной информации в целях создания соответствующего иммунитета. При этом отрицательная информация должна идти с необходимыми контраргументами. Тогда появление ее со стороны противника уже не будет иметь серьезных последствий.

Информационная асимметрия предполагает исполнение некоторых требований в процессе создания новостей:

1.        Новость – оперативный элемент информационной асимметрии. Когда она становится общеизвестной, должна быть выбрана и новость следующего дня, поддерживающая асимметрию.

2.        Новость необходимо строить, исходя из информационной стратегии сегодняшнего дня (предвыборная гонка, освещение процесса самой гонки, а не ее деталей: программ депутатов и т.д.). Квинтэссенция стратегии: «Политика – ничто, гонка – все!».

Отсюда прямо вытекает необходимость наличия определённой конфликтности при интерпретации событий. Это связано с тем, что когда разговор идёт об экономических или политических проблемах, человек в них как бы отсутствует. А в освещении перипетий яркой, зрелищной гонки – присутствует личность со всеми её достоинствами и недостатками. Первый вариант – рациональный, второй – эмоциональный. Как известно, люди отдают предпочтение именно эмоционально окрашенной информации. И тогда вполне разумным выглядит третье требование:

1 | 2 | 3

сайт копирайтеров Евгений