Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2

Мы считаем, что журналистов, готовящих материалы на темы религии, не должно сковывать вероисповедание (или атеизм) руководителя телерадиокомпании. То обстоятельство, что владелец НТВ был в свое время председателем Всероссийского сионистского движения, а председатель компании «Московия» стал православным верующим, не означает, что руководимые ими компании должны придерживаться односторонних оценок конкретных проявлений того или иного верования.

История взаимоотношений различных религий и их сторонников в борьбе за овладение душами миллионов людей полна кровавых трагедий, хотя ни в одной религии божество не было олицетворением насилия, убийства, грабежа. От исторического опыта в информационной работе не уйти, поэтому нужны глубокие знания гносеологии и причин не только религиозных войн, но и, скажем, истории размежевания Русской православной церкви на российскую и зарубежную и т.п.

В работе с религиозными организациями нельзя оказывать предпочтение зарубежным конфессиям, сектам и общинам, поскольку нередко их проповедники игнорируют исторический опыт, традиции и интересы россиян в области духовной культуры.

Сама церковь, как организация, имеющая крепкую материальную, организационную и, конечно, идейную базу, не должна пользоваться слабостью и разобщенностью телевизионного и радиоинформационного поля, конкурентной борьбой компаний с целью ограничить свободу верующих и неверующих зрителей и слушателей в выборе литературы, фильмов и передач.

Постепенно журналисты все более осознают, что в современном обществе церковь и СМИ занимают в системе общественных отношений один сектор, одну нишу – между властью, государством, с одной стороны, и народом, человеком – с другой. Общественный прогресс, развитие интересов и запросов граждан во многом зависят от того, насколько религиозные иерархи и представители средств массовой информации дистанцированы от государства и власти, насколько близки они к чаяниям народа. Исторический опыт свидетельствует: чем сильнее преследовалась церковь властью, тем больше сострадало и верило ей население. Чем ближе церковь к власти, чем заметнее идет процесс ее огосударствления, тем скорее теряет она сострадание и доверие народа. Эти закономерности телевизионные журналисты должны учитывать не только в отражении социальной роли религии сегодня, но и в освещении деятельности различных конфессий, в разработке новых подходов к религиозной тематике.

Исторически и политически оправданно преимущественное внимание российских СМИ к православию. Духовные ценности, основанные на христианстве, должны стать не столько предметом отдельных телевизионных и радиопередач, сколько сутью многих программ. Особое внимание к православию объясняется, по крайней мере, несколькими причинами: во-первых, православная церковь имеет опыт объединения Российского государства; во-вторых, она внесла уникальный вклад в формирование языка, культуры, литературы, искусства русского народа. Наконец, церковь вдохновляла на защиту родины русских людей, соединяла их в полки ратные общей верой и чувством патриотизма в борьбе с врагом. Все эти исторические традиции во многом сказываются на мыслях и чувствах современников, имеют сегодня мощный нравственный заряд и не могут не учитываться журналистами.

Кроме того, необходимо помнить, что православие – не только русское национальное явление, равно как ислам – не только арабское или тюркское, а буддизм – не только индийское или китайское. Религия в своей основе не имеет национальной окраски, ибо, например, православная церковь – вселенская, проповедь ее обращена к каждому человеку и тем самым ко всему человечеству. Православие живет в различных культурно-этнических традициях – греческой, русской, сербской, грузинской, румынской и др. Православная церковь имеет отношение к формированию истории и культуры, письменности и языка мордовского, якутского, других народов – от Эфиопии до Аляски.

Мудрый ответ на вопрос, каково место православия в демократическом государстве, где существуют и другие конфессии, дает одно из определений Поместного собора Русской православной церкви 1917–1918 годов: «Православная Российская Церковь составляет часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве первенствующее среди других вероисповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения, как огромной исторической силе, создавшей Русское Государство».

Новая область вещания, основанная на ценностях религиозной духовной культуры, включает в себя изобразительное искусство, музыку, которые раньше были исключены из гражданской жизни как носители чуждой идеологии. Это мощный пласт истории, культуры, духовной жизни, появление которого в программах телевидения расширяет возможности духовного развития человека, обогащает его внутренний мир. При этом государственное телевидение должно соблюдать чувство меры и не становиться местом пропаганды религии, местом отправления религиозных обрядов, не впадать в крайности при освещении деятельности тех или иных конфессий без учета национальных, исторических и иных особенностей аудитории. Пока это не всегда удается.

Вероятно, на телевидении, как и в других областях нашей жизни, есть убежденные сторонники атеизма и люди старого мировоззрения, не знающие духовных корней своего народа и государства, исторически связанных с православием. Но главное, думается, все-таки в другом. У многих руководителей телекомпаний и журналистов нет четкого представления о роли религиозных конфессий в исторических судьбах России, в современной духовной жизни и культуре страны, отсутствуют элементарные знания об их философских и нравственно-эстетических основах, о практической деятельности церкви. У большинства творческих работников – сценаристов, режиссеров, операторов – нет опыта создания религиозных программ, а положительный опыт небольшого числа студий (например, Санкт-Петербурга, Владимира, Кирова, Сыктывкара и др.) не обобщается и не распространяется. Наконец, сами служители церкви, также не имеющие проповеднического опыта выступлений по телевидению, недостаточно активно участвуют в подготовке и ведении передач, которые поэтому нередко грешат серьезными ошибками и прямыми искажениями положений религиозных учений.

Телекомпании в историческом плане должны стать не только проводниками, но и реальными гарантами свободы граждан от насилия, манипуляций и произвола, гарантами свободы убеждений и совести каждого члена общества.

Для тележурналистики тема государственно-церковных отношений – новая область деятельности. Тем более настойчиво и терпеливо руководители и продюсеры должны искать новых авторов, режиссеров, журналистов, способных заполнить такую тонкую и важную для души нишу вещания, как духовное просвещение.

в оглавление << >> на следующую страницу

[1] Независимая газета. 1997. 24 апреля.

1 | 2

сайт копирайтеров Евгений