Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

После второй мировой войны принято считать четыре главных группы правовых систем: романо-германскую правовую систему, систему общего права, систему социалистического права, систему традиционного права. И все-таки, как ни значимы эти семьи и как ни широка сфера их распространения, ими не ограничивается весь современный юридический мир.

Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До XIII века существовали лишь ее элементы. Эти элементы носили характер обычного права. Римская империя знала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему, не имеющую аналогов в мире.

Лишь после «принятия» варварами христианства возникла необходимость сближения правовых систем. То есть сближение права варваров и римского права. В основном это было связано с возрождением Европы. Новое общество почувствовало необходимость новых регулирующих начал, так как право сильного, которым пользовались до этого момента (пользуются и сейчас) перестало удовлетворять общество.

Церковь одной из первых стала отличать право христианское от права цивильного или светского. Идея, что общество должно подчиняться законам, не ново. Римское право допускало это. Но возвращаться к римскому праву в тот момент было слишком революционным шагом.

Система традиционного права многообразна и на первый взгляд архаична, но средства массовой информации как внутри страны, так и при международном информационном обмене обязаны с нею считаться.

Переплетение права и религии – основная черта исламского права. Исламское право, по мнению части европейских юристов, не является отраслью науки. Исламское право – это одна из сторон религии. Это право устанавливает догмы и уточняет, что:

·         во-первых, мусульманин должен верить;

·         во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны.

Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нем отведено место и для понятия права. Исследователи исламского права полагали, что мусульманин не различает обязанностей перед богом и себе подобным. Но исламские правоведы с этим категорически не согласны. С одной стороны, признаются только определенные границы обязанностей (бог возлагает на каждого человека то, что он может нести), с другой – уточняется объем прав, признаваемых за гражданином. Отличие исламского права от иного заключается в том, что исламскими юристами не просто провозглашены моральные нормы, которые часто попираются европейцами, но и строго ими соблюдаются. Исходя из божественных откровений, была создана целая система очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один из дней на всей планете. Можно как угодно относиться к такой идее, но в душе каждого человека, независимо от его религиозных убеждений, живет такая надежда. Ислам по своей сущности – это религия закона.

Исламское право имеет четыре источника. Это, прежде всего Коран – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции (под традициями понимается образ жизни пророка Мухаммеда), связанные с посланцем аллаха; в третьих ижмаа, или единое соглашение признанных исламских ученых; и наконец – кияс, или суждение по аналогии.

Исламское право и народные традиции большое внимание уделяют информации во всех ее проявлениях. Так, еще в «достоверных хадисах», узаконенных в IX веке, содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы XI–XIII веков (Газали и др.) эти изображения считали тягчайшим грехом. Именно в этом кроется высочайшее искусство восточного орнамента и расцвет в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Магриба книжной миниатюры. Исламское право оказывало и оказывает мощное влияние на журналистику мусульманских стран[4].

Следующая система традиционного права – индусское право. Не следует путать: это не право Индии, так же как право мусульманское не то же самое, что право государства с мусульманским населением. Индусское право – это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Так же как ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, к определенному пониманию мира.

Цивилизация Индии отлична от христианской или исламской цивилизации. Для мусульман и евреев основным является принцип Священного писания, согласно которому все люди равны перед богом, по образу и подобию которого они созданы. Индуизм не знает этой фундаментальной концепции. Для него человек – просто абстракция. Имеются лишь люди, разделенные с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых «шастры». Имеются шастры трех видов, ибо мир покоится на трех основах, и поведение людей можно определить тремя силами: добродетелью, удовольствием, интересом. Одни шастры учат, как себя вести, чтобы быть угодным богу. Это наука дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть и искусству руководить. Артха – наука пользы и политики. Третьи шастры развивают науку удовольствий. Это наука – кама. Все три шастры легитимны и, естественно, требуется, чтобы люди соблюдали их. При этом каждый должен вести себя так, как это определено его касте или социальному положению.

Дхарма имеет приоритет, но это не означает, что она выражение индусской морали. Дхарма, скорее всего, простая модель, допускающая отклонения и требующая гибкости в духе реализма и терпимости, которые являются отличительной чертой индуизма. Дхарма основана на веровании, что существует всемирный порядок, вытекающий из природы вещей, необходимой для сохранения мира. Причем сами боги являются хранителями этого порядка. Дхарма говорит о поведении людей, не различая религиозные и юридические обязанности.

Более чем трехтысячелетнюю историю индийской литературы открывали религиозные гимны – веды, содержавшие зачатки лирики, эпоса и драмы. Но уже в те времена существовали правила их исполнения. Эти правила и были прообразом созданной впоследствии разветвленной системы «управляемой информации». Например, до сих пор в Индии существует и пользуется популярностью древний театр теней, использующий традиционные сюжеты индийского эпоса. Конечно, все прочие атрибуты «цивилизации» с ее цензурой и ухищренными способами давления нашли свое место в истории и современном состоянии СМИ Индии.

Особняком стоит китайское традиционное право. Концепция общественного строя, развивающаяся до XIX века вне какого-либо иностранного влияния, полностью отличается от западной. Ее фундаментальная идея – взаимодействие земли, неба и людей. Земля и небо подчинены неизменным законам, а люди – хозяева своих поступков, поэтому от того, как они ведут себя, зависит, будет ли в мире порядок.

Гармония, от которой зависит равновесие в мире и счастье людей, предстает в двух аспектах.

Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. Чтобы избежать эпидемии, неурожая, наводнения и землетрясения, следует учитывать расположение планет, время года. Правители должны подавать пример жизни в соответствии с естественным порядком, это их основная задача. Добродетель и мораль – более важные качества правителей, чем их практические познания.

Во-вторых, гармония необходима в отношениях людей друг с другом. В общественных отношениях на первом плане должны быть идея согласия, поиски консенсуса. Следует избегать осуждений, санкций, решений большинства. Несогласия должны растворяться, а не решаться. На первом плане должны стоять воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.

Вследствие таких взглядов китайцы в принципе отрицательно относятся к европейской идее права с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого – стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. Конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы.

Законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто повел бы себя антиобщественным образом. Однако речь не должна идти о буквальном следовании законам; при их исполнении и применении должна соблюдаться большая свобода усмотрения, а идеал в том, чтобы законы вообще не применялись и судебные решения не выносились. Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает при этом, что оно для варваров, для тех, кто не заботится о морали, для неисправимых преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация.

После образования КНР традиционное право уступило место социалистическому. Китайское право самое пристальное внимание уделяло и уделяет средствам массовой коммуникации и информации, регулируя существующие информационные потоки в соответствии с требованиями времени.

Японское право схоже с китайским, но имеет и существенные отличия. До 1853 года Япония не имела никакого контакта с Западом, в то время как отношения с Китаем занимали важное место в ее истории. Однако японский образ мысли отличается от китайского: он сохранил свою ярко выраженную оригинальность, связанную с историческим национальным развитием.

Первые памятники японского права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 году. В эту эпоху в Японии было введено своеобразное политико-этическое правило, предусматривающее, в частности, порядок периодического распределения принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на ранги. Каждый класс должен был выполнять в государстве строго определенную функцию. Обязанности каждого уточнялись в юридических сборниках, именуемых «рицу-рё». Составленные по китайскому образцу, эти сборники включают главным образом репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (рё). Они комментировались в школах права и управления в воспитательных целях. Сборники эти далеки от понятия субъективных прав, но они приближаются к тому, чтобы придать праву определенную значимость.

Ныне в Японии есть современное законодательство, которое роднит Страну Восходящего Солнца с правовыми системами Запада, в частности с романскими правовыми системами континентальной Европы. Начиная с 1872 года, была подготовлена целая серия кодексов, разработанных с помощью европейских юристов. Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс были приняты в 1882 году, законы о судоустройстве и Гражданско-процессуальный кодекс приняты в 1890 году. Самым сложным оказалось принятие Гражданского кодекса. Он был принят лишь в 1898 году. Далее под влиянием западного права были приняты и другие кодексы Японии[5].

Система общего права весьма отличается от права традиционного.

В истории английского права, которое является наиболее показательным, можно выделить четыре периода. Первый период – предшествовал нормандскому завоеванию 1066 года; второй – от 1066 года до установления династии Тюдоров (1485) – период установления общего права, когда оно утверждалось, преодолевая местные обычаи; третий период с 1485 года до 1832 года, – расцвет общего права, однако оно вынуждено было пойти на компромисс с дополнительной правовой системой, что нашло свое выражение в «нормах справедливости»; четвертый период – с 1832 года и до наших дней – когда общее право встретилось с невиданным развитием законодательства и должно было приспособиться к обществу, где постоянно усиливается значение государственной администрации.

С самого начала общее право сводилось к определенному числу процессуальных форм, в рамках которых можно получить решение, но никогда нельзя было точно знать, каким оно будет. Общее право медленно шло к выработке норм, определяющих права и обязанности каждого. Самое важное значение исторических факторов развития английского права выразилось в том, что их значение присутствует и в современном праве Англии. Назовем четыре важных аспекта английского права:

·         строгое соблюдение процесса,

·         определение категории права,

·         отсутствие деления общего и частного права,

·         невосприятие римского права.

Чем же отличается английское право от романских правовых систем?

Система романских правовых систем – это система относительно рациональная и логичная, так как она создана, если говорить об основополагающих принципах, трудами университетов и законодателей. Построение романо-германских правовых систем не совершенно с точки зрения чистой логики, однако очень много создано, чтобы упростить ее восприятие. Английское же право, напротив, создавалось без каких-то либо забот о логике, в рамках, которые были определены судебной процедурой.

Английское право в области СМИ сейчас весьма сложно и основано на общем праве, причем при анализе любого произведения во внимание принимается не только его буква, но и общий смысл, что весьма важно.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

сайт копирайтеров Евгений