Пиши и продавай! |
Личностный талант предполагает постоянно находящуюся в развитии динамику, корректировку поведения в соответствии с ситуацией, обмен информацией. В предыдущих главах уже говорилось, что журналисты по психофизике – родные братья актеров. Поэтому представляется уместным привести высказывание К. С. Станиславского, по определению которого личностно-психологический контакт – это «приспособления, это внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу при общении»[6]. Эти-то приспособления представляют собой своеобразное искусство оптимальных отношений, которые складываются между журналистом и его информатором. Здесь тоже необходима бдительность, так как есть свои мели, подводные течения, острые камни. Это, по утверждению 3. Фрейда, «желание быть великим», «желание выдвинуться» как со стороны журналиста, так и со стороны информатора, собеседника, то есть при формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу. Только ваша заинтересованность, чуткость к собеседнику, уважение помогут добиться должного равновесия при контактировании. Таким образом, высокий профессионализм журналиста является мощной посылкой для формирования личностно-психологического контакта. Из чего же складывается этот профессионализм? Частично эта проблема называлась в предыдущих главах. Теперь же рассмотрим ее с точки зрения контактирования. Составные профессионализма: ДИСКУРСИВНОЕ (ПОНЯТИЙНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ, ОПОСРЕДОВАННОЕ) И ИНТУИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Дискурсивное мышление работает в четко ограниченной области, когда необходимо что-то доказывать, и для этого собрана информация, логически доказуемая. В журналистике, фундамент которой факт, событийность, логика, дискурсивное мышление сопровождается словесными формулировками. Например, эпизоды из материала Дарьи Асламовой «Война без выстрелов». От предложенных мною денег баба Лида решительно отказалась: «Деньги? К чему они мне! Вон сколько этого добра под ногами валяется». И в самом деле, фальшивыми сторублевками, которые с такой легкостью шлепали в Грозном боевики, набит весь город. А старыми русскими трешками, пятерками и десятками растапливают буржуйки. «Это настоящие, – уверяла я ее, – на них можно купить хлеб». – «Я всю войну прожила без денег, обойдусь и сейчас». – «Но война закончилась», – твердила я и, всовывая в сухонькую ручку мятые купюры, услышала ответ, перевернувший мне душу: «Я буду вам должна». Баба Лида, миленькая! Это мы вам все должны! За вашу голодную старость. За смерть, что так настойчиво скребется в ваши двери. За жизнь, что вынуждает вас быть сильной в 74 года. За страх, что не дает вам спать по ночам. И будет об этом, а то я сейчас заплачу. Доверять в этом городе большого разбоя нельзя никому. Ни женщинам, ни детям. Чеченскому мальчонке вырезали аппендицит в русском госпитале. Хирург, восхищенный мужеством, с каким мальчик выносил боль, сказал ему: «Ты настоящий мужчина». «Разве я мужчина? – возразил тот. – Я еще не убил ни одной русской свиньи»[7]. Здесь в наличии – потрясающая логика факта, щемящая, берущая за душу. Вторая сторона интеллектуальных журналистских качеств – интуитивное мышление. В журналистской среде можно часто слышать: «У него интуиция от Бога!», «Он такое чутье на хорошую новость имеет!» Действительно, интуитивное мышление – это непосредственное знание в единстве со знаниями опосредованными, ранее приобретенными. 3. Фрейд определял интуицию как бессознательный принцип творчества. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результатов не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Д. И. Менделеев свое великое открытие – озарение периодической таблицей – охарактеризовал так: «Ну какой я гений? Трудился, трудился всю жизнь, трудился, искал, ну и нашел»[8]. Пример интуитивного мышления, обошедший все журналистские учебники и пособия, – это предсказание журналистом Эрнстом Генри гитлеровского плана захвата СССР «Барбаросса» и всех направлений его ударов. Об интеллектуальном потенциале и энциклопедических знаниях этого журналиста ходили легенды. Предчувствовать события в общественной жизни – это очень даже реально, так как знание будущего нерасторжимо связано со всей нашей жизнью. «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, – говорил когда-то мудрый Свифт, – большинство готовится жить позднее». Настоящее всегда и неизменно содержит в себе будущее. Даже обыденные, повседневные дела наши связаны с мыслями о будущем, со стремлением увидеть его – ПРЕДУГАДАТЬ! Интуитивное мышление – это обязательный элемент журналистского творчества, это вершина творческого процесса, «своеобразный гребень волны, где полно и целостностно, симультанно (одновременно) представлена как ретроспектива, так и перспектива поиска»[9]. Все это – дано или не дано. Из этого складывается индивидуальность и специфичность журналистской профессии. Именно эти качества позволяют журналистам быстро завоевывать доверие, вступать в тесный контакт любого уровня. Итак, главная цель создания личного контакта – получение полной и правдивой информации о той или иной ситуации, перенос этих отношений на проверку и уточнение данных. Другая цель контакта – помочь участнику общения. Но человек в процессе общения многомерен. И со стороны журналистов возникают другие проблемы: регуляция эмоционального состояния, оптимизация общения, прогнозирование результатов деятельности общения, повышение эффективности личностного контакта. Процесс формирования личностного контакта журналистов достаточно противоречив. Его основные этапы таковы: 1. Кто он, мой информатор? (определение личностных качеств). 2. Определение места встречи. 3. Создание благоприятной ситуативной установки для начала контакта. 4. Рефлексивное слушание. 5. Стабилизация ситуации к концу контакта. Итак, первый этап. Кто он, ваш информатор? Каковы его личностные качества? По возможности журналист должен собрать всю имеющуюся информацию о будущем собеседнике, характеризующую позицию информатора, а также продумать структуру вопросов, направленную на формирование и установление контакта, обеспечивающего получение полных, правдивых данных. Как ни прискорбно, но в журналистской практике сколько угодно примеров, демонстрирующих обратное. Газета «Московский комсомолец» (Дальневосточная вкладка) в августе прошлого года опубликовала статью «Умерла так умерла»[10], в которой рассказывалось о двух медицинских операциях, закончившихся трагично в одном из медицинских центров Владивостока. Автор всенародно предала огласке непроверенные факты, обвиняя во всем руководителя отделения. И что в итоге? Оболганный человек, сломанная судьба. Публикация была задумана с благородной целью – изобличить халатность, равнодушие, но журналист не проверил факты, не установил должный контакт с опрашиваемым, не выявил личностные качества обвиняемого. Понятия «гуманность», «тактичность» здесь напрочь отсутствовали. У А. П. Вяземского есть высказывание о том, что «о некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого, а потому слезы ближних не пробивают их, скользя по ним». Непромокаемое сердце есть свидетельство равнодушного отношения к людской беде, несчастью, суженного диапазона сочувствия им. И это не есть лучшие качества для журналиста. Второй этап – определение места встречи для получения информации. Это необходимо и оговаривать, и помнить. Третий этап – умение произвести первое впечатление и начать разговор. Помните, формирование первого впечатления происходит в период от 30 секунд до 4 минут. Первое впечатление – самое сильное и для журналиста и для информатора. Нельзя судить людей по одежке, но как утверждал Дориан Грей, «только ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном»[11]. Внешность давит на нас. Но все-таки полный контакт устанавливается после того, как собеседник начнет говорить. Психологи утверждают, что 55 процентов – это впечатления, которые мы производим на других людей. Они определяются тем, что они видят. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики и жестов, выражения лица, характера, зрительного контакта. 38 процентов – это впечатления, которые мы производим. Они определяются тем, что другие слышат. То есть тоном и высотой голоса, темпоритмом речи, использованием пауз, произношением и наличием акцента. |
|
|
|