Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

8. Опрашиваемый, каким он видит себя глазами журналиста[20].

Именно рефлексия позволяет оптимизировать процесс общения журналиста и опрашиваемого, интересы которых могут не совпадать.

Прогнозирование контакта с опрашиваемым включает в себя начало знакомства и места общения. Обязательным законом любого журналистского общения является предварительное оповещение вашего собеседника, будь это телефонный звонок, устная договоренность о встрече. И уже на этом этапе журналист должен задействовать свои потенциальные актерские возможности. Уместно вспомнить советы Дейла Карнеги.

Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!

А если в суматохе, вызванной наплывом посетителей...вы буде те не в состоянии одарить нас улыбкой, не разрешите ли вы нам попросить оставить одну из ваших?

Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

...Улыбайтесь![21]

Именно ваша доброжелательность поможет вам оперативно сформировать определенную линию вашего поведения. Конечно, в этом своеобразном этюде Д. Карнеги много эмоций, пафоса, да и журналистская работа предполагает не только позитивные, но и негативные ситуации для начала общения, но помнить о ее величестве улыбке все же стоит. Ведь именно улыбка Джульетты Мазины стала финалом феллиневского фильма «Ночи Кабирии». И этот финал-улыбка стал классическим в мировом кинематографе.

Журналист также вправе определять место общения. Благоприятный фон для формирования психологического контакта создает нейтральная территория, неформальная обстановка.

Журналист «Комсомолки» (ДВ приложение) Людмила Чеснокова по этому поводу замечает: «Неформальная обстановка – это тоже весьма проблематично. Кто-то любит общаться со своими героями дома, а я категорически против этого. В рабочих условиях мой визави – человек уважаемый, почитаемый, личностный и т.д., а в домашней обстановке родные и близкие его таким не воспринимают, он начинает суетиться, комплексовать. И психологический контакт, который уже возник, начинает распадаться как карточный домик. Поэтому задача журналиста – в официальной обстановке каким-то образом смягчить общение».

Но существует также ряд ситуаций контактного общения, о которых должен помнить журналист и прогнозировать их.

1. Журналист и участник беседы быстро входят в контакт, так как совпали цели опрашиваемого и журналиста. В этой ситуации участник беседы принимает все, он полностью доверяет журналисту, помогает рассказом о каких-то ярких фактах, событиях. Отношения с журналистом носят доброжелательный характер. Классический журналистский пример – уроки Анатолия Аграновского.

Да, нас окружает бездна умных людей. Мы еще порой удивляемся встрече с интересным человеком, а пора уже удивляться, когда журналист таковых не находит. Это вранье, что где-то есть простые люди, которые-де ничего интересного не могут рассказать. Нет таких. А если находятся, то это значит только то, что мы были скучными собеседниками, не сумели как следует выслушать собеседника[22].

Отчего это происходит? Да потому что долгие годы журналисты знали все наперед. Ни о каком психологическом контакте вообще речь не шла. Журналисту требовалось лишь подтвердить то или иное положение, цифру, факт. Лучшие журналисты все-таки стремились заглянуть герою в глаза... Но их было мало. А уж совсем мало было тех, кто шел за мыслью. А о мыслях героя можно было узнать только при условии тесного контакта. Ведь журналист так многое может! Обращаясь к чувствам, эмоциям своего героя, он может сформировать контакт и на этой почве. Но даже для контакта на образно-эмоциональной основе необходимо глубокое предварительное исследование ситуации, личности.

2. Опрашиваемый входит в контакт с журналистом, но их цели в общении полностью или частично не совпадают, журналист и его герой не находят точек соприкосновения. Чаще всего это происходит в так называемых «отрицательных» материалах. Внешне данные отношения не отличаются от вышеописанной ситуации, но внутренняя сторона может носить характер неприязни, даже конфликта. Журналисты эту ситуацию называют «говорение на разных языках», «игра в одни ворота». В отношениях опрашиваемого и журналиста присутствует скрытый конфликт. Причины этого конфликта самые разные, например, вашего героя чем-то и как-то обидело ваше издание или другой информационный канал. Здесь журналисту важно понять состояние своего собеседника, изменить направление беседы, и результат будет.

Журналистка Елена Масюк эту ситуацию характеризует так: «Мне всегда было интересно беседовать с преступниками и узнавать о них что-нибудь человеческое. Например, людоед в Казанской тюрьме рассказал мне о том, что он любит разводить рыбок и очень жалеет, что не может заниматься этим в тюрьме»[23].

В процессе общения журналист может трансформировать позицию опрашиваемого. И это позволит получать от него максимальный объем информации. А. Аграновский эту ситуацию поясняет так: «Я с собеседниками почти всегда спорю на самых разных уровнях и не помню случая, когда кто-либо был бы этим недоволен. Мне важно разрешить любое свое сомнение, тогда я смогу разрешить его и на газетной полосе»[24].

Рассматривая природу личностного контакта, можно отметить, что в теоретической литературе нет единого мнения относительно понятия личностного контакта и его сущности. Очевидно, лучше говорить не о контакте, который трактуют как взаимное проникновение, а о правильном подходе к собеседнику. Правильный подход является главным элементом личностного контакта. Но в современной журналистике развиваются совершенно новые тактические основы формирования личностного контакта, происходит трансформация его содержания и сферы его действия. Это особенно характерно для современной журналистики, метода «маски». Например, корреспондент «Комсомольской правды» Сергей Благодаров в торговых рядах торговал колбасой. В одну из милицейских облав его загребли с нераспроданной «краковской». «Все как положено – короткоствольные автоматы, пихания в бок, беседа – "Что, сука, очень языкастый?"... Узнав, что я корреспондент "Комсомолки", посмеялись и отпустили»[25]. Но главные контакты репортера с задержанными начинаются в специальном помещении, отведенном для разбирательств. Автор – уже свидетель этих контактов.

Наконец-то с опозданием на несколько часов прибывает молоденькая, но уже на всю жизнь мрачная судья О. Гурова. Настает момент сугубо торжественный. Вызывается первый посетитель – фронтовик в тяжелом от орденов и медалей пиджаке.

– Ранее судимы были?

– Нет, но у меня три инфаркта.

– На учете у психиатра состоите?

– Нет, но у меня...

– Ваши продукты конфискуются. На все накладывается штраф восемь тысяч рублей[26].

Введение в структуру репортажа такого диалога позволяет журналисту сделать более выпуклой ситуацию. Он показателен и в плане полного отсутствия психологического контакта. Представитель закона не чувствует боли ветерана. Такой сочный журналистский мазок позволяет журналисту, не делая никаких заключений, выносить суровый приговор ревностным служителям Фемиды.

Условия формирования личностного контакта с опрашиваемым характеризуются эмоциональной насыщенностью, динамичностью. Поэтому в содержании личностного контакта обязательно присутствуют такие элементы, как эмоциональное доверие, согласованность действий, готовность к общению.

Таким образом, личностный контакт – это основанное на взаимной диагностике личностных качеств участников журналистского общения взаимодействие журналиста и опрашиваемого, оптимальное получение наиболее полной информации Для журналистского материала.

А использование журналистского прогнозирования при подготовке к общению раскрывает перед журналистом ряд дополнительных возможностей. Журналист может оценивать неожиданную информацию с позиций перспективы ее использования при общении: строить рабочие гипотезы поведения того, с кем он общается, корректировать процесс общения, убирать конфликтные ситуации, оптимизировать решение вопросов, возникающих по ходу общения.

в начало

§ 3. Где контакты, там и факты!

Журналистская практика показывает, что в приемах межличностного общения огромное значение имеют исходные позиции общения, духовные ценности, которыми руководствуется журналист и опрашиваемый, манера взаимоотношений друг с другом и, конечно, «эффект мелочей», придающий общению личностный шарм. Какая-нибудь недооценка всего этого в общении, как правило, чревата не лучшими последствиями, потерей добрых отношений, разрывом контактов.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

сайт копирайтеров Евгений