Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Отношение многих исследователей к использованию множества шрифтов в газетах скорее отрицательное. «Чем соблазняться множеством шрифтов, которые появились одновременно с развитием настольных издательских систем, – советует A. Jute, – будет полезнее для большинства дизайнерских разработок сконцентрироваться на нескольких шрифтовых гарнитурах. Как несколько, так и две гарнитуры – одна с засечками, другая без них – будут достаточны, если представлены в широком разнообразии начертаний по насыщенности и плотности»[52]. Аналогичные рекомендации находим и у М. Картер: «Остановите выбор на едином шрифте для заголовков материалов, связанных с новостями. В вашем компьютере имеются разнообразные шрифты, и вам хочется использовать все из них. Не поддавайтесь соблазну и выберите один шрифт для всех заголовков новостей. Вы можете разнообразить внешний вид заголовков при одном шрифте, используя различные размеры, разные стили»[53]. Рекомендации по использованию одной гарнитуры неоднократно высказывали и отечественные ученые, подчеркивая, что оформительские возможности при этом не снижаются. Изменяя начертание, чередуя строчные и прописные буквы, используя различные размеры шрифтов, оформители располагают множеством вариантов в пределах одной гарнитуры.

Еще один вопрос, который необходимо разрешить оформителю, связан с выбором оптимальных шрифтовых гарнитур. Знакомство с рекомендациями ученых, а также изучение практики газетного дизайна позволяют обозначить принципиальный подход к выбору шрифтов для оформления газеты: при любом имеющемся шрифтовом изобилии разумный консерватизм обеспечит наилучший результат. В книге «Experimental Typograhpy» из серии «Working with Computer Type» R. Carter формулирует основные правила применения шрифтов для оформления текста, и первое из них гласит: выбирайте классические, проверенные временем шрифты. Автор приводит перечень наиболее популярных шрифтов, которые назвали более ста опрошенных известных дизайнеров. Эти шрифты (как рубленые, так и с засечками) может обнаружить сейчас любой оформитель среди шрифтов, установленных на его компьютере (многие из них имеют кириллические версии): Baskerville, Bembo, Bodoni, Caslon, Centaur, Franklin, Gothic, Frutiger, Futura, Garamond, Gill Sans, Goudy Old Style, Helvetica, News Gothic, Palatino, Perpetua, Sabon, Times New Roman, Univers[54].

Помимо тяготения к шрифтовому многообразию для современных оформителей характерно использование максимума возможностей, предоставляемых компьютерной технологией. Они включают в процесс активизации шрифта различные композиционные приемы, а также используют способы самостоятельной трансформации шрифта. «Нет ничего такого, – считает А. Киселев, – в приемах и способах оформления компьютерных газет, что не было бы доступно оформителям, использующим старую типографскую технику, не говоря уж об офсетных машинах и фотонаборных автоматах. «Оборки», «обтравки», «рваные» строчки, скошенные иллюстрации и прочие «новинки» давно известны газетчикам и типографам. Принципиальная разница состоит в том, что в докомпьютерных условиях их применение требовало в десятки и сотни раз больше временных и материальных затрат, чем при использовании электроники»[55]. Соглашаясь с авторитетным мнением, отметим, что новая технология не только облегчила выполнение тех или иных приемов, но и дала толчок для их развития, совершенствования, благодаря чему определенный прием или, точнее, его модификация в конечном счете уже начинает восприниматься как рожденный новой технологией. Даже в исследовательской литературе зачастую встречается перечисление лежащих на поверхности, самых доступных приемов, что дал компьютер: «Использование в производстве газет персональных компьютеров явилось огромным скачком в эволюции внешнего облика изданий и открыло большие перспективы перед газетным дизайном… Послушный командам компьютер манипулирует блоками текстовых и изобразительных материалов и оформительскими элементами, увеличивает или уменьшает кегль шрифтов, «разгоняет» буквы и изменяет интерлиньяж, устанавливает текстовой материал «на попа» и в угол, т.е. дает возможность газетному дизайнеру исполнить любые вариации на заданную тему»[56]. Поскольку в первую очередь перечисляется именно это, то данные приемы и начинают восприниматься как главное достоинство, данное компьютерной технологией, как характерные черты современного газетного дизайна.

Следует ли эти приемы, перечисленные выше, обозначать как «компьютерные»? В литературе встречается другой термин – «офсетные приемы», который появился после того, как стал использоваться фотонабор и монтаж пленок. Однако эти приемы стали позволительны благодаря не столько способу печати, сколько процессу верстки – монтажу пленочного материала с изображением текста, иллюстраций, вспомогательных графических элементов. После фотонабора текста и последующего монтажа пленок газета могла печататься и способом высокой печати, точно так же, как и после компьютерной верстки. Представляется, что следует говорить не об «офсетных» или «компьютерных» приемах, используемых в оформительской практике, а о приемах и параметрах традиционных и новационных (от лат. novatio – обновление, изменение)[57].

Рассмотрим некоторые оформительские приемы. Одни из них были популярны и при старой технологии, другие – в силу объективных причин – стали популярны при новой, компьютерной технологии. Выделим следующие группы:

Традиционные типографские параметры, задаваемые для шрифта:

·         гарнитура;

·         начертание (светлое, полужирное или жирное; прямое, курсивное или наклонное; нормальное, узкое или широкое);

·         кегль;

·         прописные и строчные буквы, их комбинация.

Новационные приемы при работе со шрифтом:

·         использование псевдоначертания (подчеркивание, перечеркивание, инверсное);

·         изменение ширины символа;

·         введение другого цвета (оттенка);

·         создание объема и других эффектов.

Выворотка (инверсное начертание) активно использовалась не только при фотонаборе, но и при традиционной, «горячей», технологии. Однако легкость применения выворотки при компьютерной технологии сделала этот прием особенно популярным, причем сейчас мы имеем дело не только с привычной, иначе говоря, традиционной, вывороткой – белые буквы на черном фоне, но и с новационной: белые буквы на сером (цветном) фоне; буквы светлого оттенка на более насыщенном фоне.

Разная ширина символов была представлена в шрифтовых гарнитурах и ранее: нормальное, узкое и широкое начертание. Отличие новационного приема заключается в том, что теперь оформитель самостоятельно по собственному желанию может изменить ширину символа, поступая так с любым начертанием – нормальным, узким или широким. Кроме того, оформитель теперь имеет возможность произвольно изменять не только ширину, но и высоту символов, вследствие чего, кстати, традиционное понятие кегля вообще теряет смысл: размер шрифта может устанавливаться визуально. Произвольное изменение ширины и высоты шрифта, выполненное непропорционально, ведет к искажению рисунка шрифта, однако это зачастую не смущает оформителей, и они используют предоставленную программой возможность.

Новационным приемом является введение серого цвета при черно-белой печати. Серым цветом при различных градациях черного можно выделить отдельную букву, слово, часть текста или весь текстовой блок.

Как известно, традиционная классификация шрифтов по такому признаку, как заполненность основных штрихов, различает шрифты оттененные (оттеночные), контурные и штрихованные. Оттененные в большинстве случаев имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой. В контурных основные штрихи букв образуют контур с просветом, а в штрихованных они заполнены штриховкой различного рисунка. Оттенки, контуры, штриховки – это все характерные черты шрифтов, отнесенных к группе шрифтов свободного стиля. При традиционной технологии оформитель имел дело с готовыми оттеночными, контурными или штрихованными шрифтами. При компьютерной технологии (и в этом новация) оформитель может сам, с помощью специальных графических программ, создавать тень для букв, полые (контурные) буквы, производить оконтуривание символов снаружи и внутри, изменять форму контуров, наполнять контуры букв градиентными и текстурными заливками[58].

Традиционное расположение строк – прежде всего заголовочных и всего текстового блока – строго по горизонтали. Иногда отдельные строки (заголовок, рубрики) размещались по вертикали, т.е. с поворотом на 90 градусов. Иное, нежели по горизонтали, расположение заголовков, а также текста стало очень популярно при компьютерной технологии. Можно выделить такие варианты новационного расположения текстовых строк и текстовых блоков в пространстве:

·         под определенным углом;

·         наклон букв в блоке на определенное количество градусов (при этом сам блок может оставаться расположенным по горизонтали);

·         направление строк по различным траекториям;

·         изменение контура текстового блока;

·         наложение блоков.

Наклон текста на определенное количество градусов при компьютерной технологии – это не применение традиционного наклонного начертания шрифта. При этом приеме одновременно наклоняются буквы на заданный градус, и на тот же градус наклоняется весь текстовой блок. Прием направления строк по различным траекториям применяется при компьютерной технологии для заголовочных строк, оформления рубрик, логотипов разделов, тематических страниц.

Изменение контура текстового блока было возможно и при «горячей» технологии, это достигалось, например, использованием такого приема, как оборка. В пособии «Оформление периодических изданий» традиционная оборка трактуется следующим образом: «Часть газетной или журнальной колонки, полосы, набранная на уменьшенный формат в связи с заверсткой в материал или полосу заголовка, клише, таблицы»[59]. Обычно оборка была прямоугольной формы, т.е. текст набирался на уменьшенный формат, но строки при этом были одинаковой длины. В «Настольной книге газетного дизайнера» Т. Харроуэра прием назван несколько иначе – обертка, модификация приема – скосом: «когда текст извивается в форме края соседствующей иллюстрации»[60]. Представляется, что суть этого модернизированного с помощью компьютерной технологии приема наиболее точно и более выразительно передает слово «обтекание». В компьютерной программе верстки PageMaker операция именно так и называется – «Обтекание текстом» («Text Wrap»), и текст действительно словно обтекает по краю хоть простого – прямоугольного, хоть овального или какого-либо иного, самого причудливого контура. Оно используется и для обтекания одного текстового блока другим, и для обтекания текстом иллюстрации, что смотрится наиболее эффектно, когда фотография дается «в обтравку» (так называемые силуэтные фотографии). Старый термин «оборка» может постепенно уйти из лексикона.

Интересный прием, легко выполняемый при компьютерной технологии, – работа со слоями, наложение. Обычно при наложении задействована иллюстрация. Возможны такие виды наложения: текст на фотографию, фотографию на текст, а также фотографию на фотографию. При этом довольно часто одному из элементов (например, тому, который накладывается, располагается в верхнем слое) задается определенный градус наклона. И наложение, и наклон дают ощущение динамики на полосе. При наложении также активно используются фоновые подложки.

Как известно, графические средства, по их отношению к содержанию, делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся шрифты и иллюстрации, поскольку они непосредственно выражают содержание, а к вспомогательным – те средства, которые не имеют конкретной смысловой нагрузки. Иначе их еще называют конструктивными средствами, помогающими «добиваться зрительной цельности, яркости и выразительности номера, обеспечивать наилучшие условия для восприятия публикуемой информации»[61]. Традиционно к вспомогательным графическим элементам относятся пробелы, линейки и украшения. При «горячей» технологии и черно-белой печати о фонах речь вообще не велась. Выворотка (черный фон) присутствовала как готовое клише. При печатании газеты в две краски возможно было получение фона для определенных частей газетной полосы с помощью применения специальной плашки – как однородной, так и виде какой-либо сетки. При фотонаборе и особенно при компьютерной технологии фоны стали, можно сказать, новым и активно используемым вспомогательным графическим элементом. В качестве фона используются однородные и неоднородные заливки. Однородные заливки – это фоны с различным процентом черного цвета, т.е. в результате получаются фоны в диапазоне от светло-серого до темно-серого цвета. При цветной печати фоны могут быть любого цвета. Неоднородные заливки – это иначе называемые градиентные заливки, где серый цвет (или любой другой) распределяется по-особому. Различают линейные, конические, радиальные и квадратные градиенты. Фоны используются в качестве подложек:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

сайт копирайтеров Евгений