Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Конечно, безоблачного неба над газетами, журналами и другой печатной периодикой нет.

Негативные тенденции в печатной прессе, наметившиеся еще во второй половине XX века, продолжают углубляться. По стародавней традиции чуть ли не первой достается от ее критиков газетной прессе. И, конечно, наипервейшим предметом все более грустных сетований является потребитель, читатель.

Так, было установлено, что из 60 часов времени, посвящаемых публикой в неделю всем медиа, чтение газет поглощает только 3 часа. Причем на весну 1993 года 115 млн. американцев читали лишь одну ежедневную газету, а 125 млн. – одну воскресную газету. Эти данные были оглашены на ежегодной конференции директоров газет в конце 1993 года, которая, надо сказать, в целом выразила оптимизм по поводу будущего печатной журналистики. Однако атмосфера была несколько омрачена сообщением о падении рекламных поступлений в газеты.

Руководители американских газет выразили свою озабоченность переживаемыми газетами трудностями. Были выделены следующие проблемы, стоящие перед ними как наиболее важные и, что еще важнее, имеющие долговременный характер.

§         Необходимость модернизации всего производства газеты, почти полного обновления типографского оборудования, требующая резкого увеличения как производственных расходов, так, естественно, и редакционных.

§         Стремительно меняющиеся вкусы нового электората, живущего в век видео, и его новые запросы, во многом формируемые им.

§         Новые, как никогда высокие требования к журналистскому творчеству, собственно к газетному журнализму как таковому, существующему ныне, в первую голову, как информирование.

Среди других затрагивался вопрос если не об утрате доверия читателей к газетам, то, по крайней мере, об очевидном падении его ко многим из них. Как заявил итальянскому журналу «Панорама» Джеймс Голдин, заместитель директора организации «За точность в средствах массовой информации», «американцы уже не читают так много газет, как раньше».

Действительно, по результатам опросов, проведенных Центром для народа и печати, 68% американцев не доверяют тому, как газеты преподносят информацию, в частности политическую информацию, так как многие газеты продолжают сохранять в глазах публики репутацию «цепных псов власти», хотя в то же время многие считают, что печать, несмотря ни на что, в определенной степени препятствует политическим деятелям принимать ошибочные решения.

Еще в 1990 году «Нью-Йорк тайме» отказались читать 50 тыс. ее постоянных читателей. Загнанная в угол падением интереса к ней со стороны молодежи, «Нью-Йорк таймс» не перестает делать многое для того, чтобы быть привлекательнее, живее и доступнее для этой категории читателей. А что касается читателей с высокой покупательной способностью, все в большем количестве перемещающихся для жительства из гигантского мегаполиса Нью-Йорка в более благоустроенные и экологически приятные пригороды, то эта газета старается помещать на своих страницах как можно больше всевозможной информации, так или иначе затрагивающей их интересы, не говоря уж о соответствующем ассортименте рекламы, сориентированной на данный потребительский адресат[4]. Интересно, что, проявляя оправданное «меркантильное» беспокойство по поводу «бракованных» новостей на американском телевидении и приносимого ими профессионального и морального ущерба, «Нью-Йорк таймс» запретила своим журналистам участвовать в телевизионных передачах.

Причины усугубляющегося разочарования американцев в газете многие деятели американской печати видят в своего рода «консерватизме» газетчиков, в сохранении их приверженности устаревшим методам газетной работы, в недостатке гибкости и мобильности, слабой адаптации к реалиям сегодняшней общественной жизни и выход видят в преодолении этих недостатков. Главный редактор «Нью-Йорк таймс» Макс Френкель так сказал об этом: «С тех пор как... я взял в свои руки бразды правления в газете, "Нью-Йорк таймс" делает упор скорее на материалы, анализирующие явления и события, чем на криминальную хронику и на сообщения о трагических происшествиях, скорее на статьи с социальной окраской, на приятные статьи... о тенденциях американского общества, нежели на сенсации. Какова цель? Привлечь более широкий и новый слой читателей, которые обеспечили бы газету рекламными объявлениями, стараясь в то же время не предавать славное наследие газеты, которая всегда была одной из лучших по качеству»[5].

По мнению многих, значительная доля вины за охлаждение массы читателей к газетам лежит на самих журналистах, особенно на молодых, в которых самонадеянность сочетается с некомпетентностью. Но отнюдь не только на них. Выступавший на указанной выше конференции директор «Лос-Анджелес таймс» львиную долю вины за происходящее в отношениях между читающей публикой и газетами возложил на журналистов, аккредитованных при Белом доме («пандитов»), и авторов редакционных статей («эдиториалистов»), самым непосредственным образом повинных в том, что, например, публикующаяся в газетах информация о президенте Клинтоне и комментарии к ней подрывают доверие аудитории к СМИ и особенно к печатной журналистике. «После почти безоговорочной поддержки Клинтона во время предвыборной компании они начали совершать резкие нападки на него практически сразу же после его появления в Белом доме, – говорили выступавшие на конференции. – Потом тон снова изменился. И хор сикофантов стал громогласно восхвалять его качества как государственного деятеля, его "мужество" и т.д. В чем должен быть приоритет газеты: в информировании или развлечении читателей или в том или другом одновременно?» – спрашивали себя выступавшие на конференции и оставляли этот вопрос, как и многие другие, о которых шла речь, без ответа.

Наряду со многими другими на упомянутой конференции всплывал и вопрос, вставший перед американской газетной печатью более чем полвека назад и неизменно остающийся в ее повестке дня как не теряющий своей актуальности. Речь идет о том, что читатель имеет выбор лишь тогда, когда ему прелагаются конкурирующие газеты. Однако уже много десятилетий назад было замечено, что американские газеты, по крайней мере, в своей массовидной, «усредненной» форме, стали все больше походить друг на друга, и этот процесс резко убыстрился к середине XX столетия. Это выразилось во все большей униформизации информации в первую очередь в газетах, не располагающих возможностями иметь своих собственных корреспондентов и поэтому получающих большую долю публикуемых новостей по каналам информационных агентств и пресс-синдикатов.

Как считает, например, Эдвин Дайамонд, «стремление аккомпанировать реакционной ориентации американских правящих кругов в области внешней политики еще не раз запятнает кредит доверия к "Нью-Йорк таймс" в глазах ее читателей»[6]. Превращение «Нью-Йорк тайме» во время войны в Заливе в некое подобие пропагандистского филиала западных армий вынудило требовательных читателей искать в газете «Лос Анджелес таймс» ту критическую реакцию на события, которую, по крайней мере в связи с этими событиями, утратила самая титулованная качественная газета Америки.

В то же время наиболее въедливыми экспертами ставится под сомнение святая святых американских медиа – постулат об их «объективности», которая находится во главе угла самой журналистской профессии с межвоенного двадцатилетия наряду с правдивостью и неподкупностью. Один из них, Т. Глассер, полагает, например, что само понятие «объективность» предполагает предвзятость «против того, что считается ролью прессы – четвертой власти и сторожевого пса демократии и противостоит самой идее ответственности»[7].

Э. Альтерман, выступая на указанной конференции, сказал, что «культ объективности выхолащивает политический текст». Однако, по его мнению, «тот серьезный политический анализ, который практиковал в течение стольких лет Уолтер Липпман и которого ныне придерживаются, пусть и в меньшей мере, Уильям Сафир, Билл Мойерс, Джордан Уилл, деградировал и, кажется, больше уже не интересует общественное мнение»[8].

Пожалуй, чаще всего критики американских масс-медиа сетуют на неадекватность видения американскими СМИ США международной жизни; на все более сокращающееся место, отводимое зарубежным новостям в американской периодической печати и непомерно большое внимание, уделяемое внутренним американским новостям, которые порой затмевают собой все остальное.

Естественно, продолжают оставаться актуальными такие проблемы печатных СМИ, как их «желтизна», сенсационность, зачастую недостоверность информации.

в начало

Радио

С момента изобретения радио этот вид связи и средство массовой информации непрерывно развивается и совершенствуется. Сейчас используются практически все диапазоны радиоволн, стали реальностью радиопередачи со стерео- и квадрозвучанием. Сверхминиатюризация и спутниковые ретрансляторы позволяют вести эфирные передачи из любого места планеты вне зависимости от наличия или отсутствия крупных передающих центров. Новые технические средства позволяют пересылать громадные объемы информации за считанные секунды.

Радиоприемник стал привычной вещью домашнего обихода. Он имеется почти в каждой семье, особенно в труднодоступных местностях. Активно развивается радиовещание в странах Азии и Африки, где оно стало основным средством массовой информации. Сегодня только в пользовании американцев находится около 500 миллионов радиоприемников, по пяти на каждую семью (179 миллионов из них в автомобилях). Американцы могут принимать более 10 тысяч радиостанций, большинство из которых местные.

Цифровая запись звука позволяет добиться высочайшего качества звучания. Появились новые средства записи и воспроизведения, скажем, лазерные диски. Новые технические средства делают возможной высококачественную связь высокой надежности с защитой от подслушивания. Можно вести радиопередачи из-под воды, из глубин мирового океана, укрывшись многометровой толщей льда и т.п. Стала реальностью связь с использованием лазерного луча и сверхдлинных радиоволн.

Отдаленные объекты, например высокогорные метеостанции, корабли и т.д., получили аппаратуру факсимильной связи, позволяющую принимать по радио выпуски газет с выводом их на печать. Возникли редакции, специализирующиеся на выпуске факсимильных газет. Идет перенос радиовещания в Интернет, что позволяет по сути дела любой станции осуществлять вещание на весь мир независимо от мощности передатчиков и несущей частоты.

Если говорить о государственном регулировании радиовещания, то оно осуществляется по ряду направлений, прежде всего размещением государственных заказов в исследовательские и промышленные компании. Такие заказы касаются, в основном, военной связи. В результате многие разработки являются секретными и в широкой практике радиовещания появляются через десятилетия после начала их применения для нужд армии, авиации и флота. Затем – в законодательном порядке. Существуют специальные органы, отвечающие за выдачу лицензий, распределение частот, контроль за радиовещанием. Кроме того, государство внимательнейшим образом следит за фундаментальными исследованиями в этой отрасли науки, что дает возможность оперативно реагировать на возникающие технические возможности.

Радио продолжает оставаться одним из самых оперативных средств информации, а во внешнеполитической пропаганде – одним из важнейших. Тем более с учетом особенностей региона, на который нацелено вещание. Так, в странах Африки и Арабского востока радио – основной канал информации[9].

Миниатюризация и сверхминиатюризация радиоприемных устройств делает их незаменимыми в дороге, при выполнении сложных работ, позволяет, не отрываясь от какого-либо дела, получать текущую информацию или просто слушать музыку. В связи с этим немаловажным становится вопрос о формате радиостанций.

Д.А. Подкорытов так характеризует форматы радиостанций[10].

Величинами, определяющими формат, являются: количество и пропорции музыки, новостей, рекламы, развлекательных программ и саморекламы, имидж канала, техническое оснащение студии, качество звука и изображения, работа ведущего, подготовка и сбыт вещания как товара радиостанции.

Для радио наиболее устоявшимися в мировой практике (прежде всего на Западе, а вслед за ним и в других технологически развитых странах) являются следующие форматы[11]:

1. AC (Adult Contemporary – современник взрослых).

Основную группу, к которой обращен этот формат, составляют радиослушатели в возрасте от 25 до 49 лет. На основании того, что эта группа располагает высокими доходами, она представляет особый интерес для рекламодателей. Кроме того, АС-формат особенно хорошо подходит для обращения к женской аудитории. Достаточно много русскоязычных коммерческих радиостанций успешно вещают в этом формате.

Принципиально различают две формы АС: Oldie based АС АС на базе старых мелодий. Радиостанции, которые играют вариацию мелодий из 1960–1980 годов, дополняя их современными мелодиями; Current based АС АС с основным упором на современные мелодии.

Субформатами относительно широко выполненного формата являются следующие.

Soft AC – Более мягкие и спокойные АС-мелодии. Большое количество лирических, «любовных», мелодичных композиций. Минимум «агрессивных» элементов программы.

Hot AC – Прогрессивные АС и консервативные CHR-мелодии. Более ритмичная музыка, чем в Soft AC; больше текущих хитов, удовлетворяющих общим требованиям формата. Но привязка к текущим Хит-парадам также не велика. Работа ведущего может быть обозначена как ненавязчивая и лаконичная. Она ограничивается такими стандартными элементами, как вводное и заключительное слово к музыкальным произведениям, объявление времени, идентификация, перекрестные замечания, ведение розыгрышей, призов и лотерей и пр. Парно ведущие обычно работают лишь в утренних шоу.

Здесь необходимо отметить, что существуют также радиостанции АС-формата, которые отдают равное предпочтение музыке и новостям. Наряду с новостями в :00 часто передаются специализированные информационные выпуски в :30. Для такого класса станций работа ведущего очень четко выдвинута на передний план. Из-за большого количества информационных элементов ведущие на таких станциях должны отличаться также сильными редакторскими способностями.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

сайт копирайтеров Евгений