Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

Космополитизм надо отличать от стилевых группировок людей, которые в целом признают общие законы и обычаи страны, но утверждают свою исключительность, сопротивляясь некоторым традициям и обычаям страны. Например, гомосексуалисты как движение, битники, стиляги и др. подобные. Разница между ними и космополитическими группами в том, что они противополагают себя не всем институтам общества. Стилевые группировки, напротив, стараются усовершенствовать существующие традиции.

Космополитизм противополагается патриотизму. «Вор в законе» или террорист говорит, что он не имеет отечества, верен только своей группе и ведет себя в соответствии с этим.

Другие общественно-культурные группировки развивают национализм. Эти идеологии и движения относятся к культуре народа. Их объединяет то, что они возникают не в результате миграций, а являются продуктом местного развития. Национализм противостоит миграции представителей других народов на свою территорию в любой форме.

Национализм противополагается интернационализму тем, что национализм занят развитием духовной и физической культуры своего народа. Характерная черта национализма состоит в поисках и укреплении духовных корней своего народа. Поскольку духовные корни любого народа отличаются от таких же у другого народа, то национализм, обращаясь к своим корням, устанавливает исключительность своего народа или культурно-родственных народов. В науке национализму помогает сравнительно-исторический метод, особенно широко представленный в лингвистике.

Характерной чертой национализма является отсутствие интереса к материальной культуре и убежденность в том, что и без материальной культуры, только силою духа и развитием духовной культуры, возможно преодоление любых трудностей социального развития. Национализм охотно делится достижениями своей духовной культуры с другими народами, но он обычно глух к заимствованиям из культур других народов. Национализм в своих крайних формах политической практики может не только проповедовать свою культуру, но и навязывать ее силой. Такая практика получила название империализма. Империализм есть навязывание силой, нередко путем завоеваний, своей культуры другим народам.

Греческая культура в империи Александра была распространена из Греции в Азию и Африку. Римская культура, вслед за греческой, навязывала своих богов и свои традиции всему Средиземноморью. Английская культура навязывалась Индии, русская – народам Кавказа и Средней Азии и др. Империализм надо отличать от колониализма, хотя внешне они могут быть сходны. Колониализм есть развитие культуры, а империализм – подавление чужой культуры. Но империализм как продолжение национализма всегда оставляет следы своей культуры и обогащает культуру стран, входивших или входящих в империю.

Границы между национализмом и империализмом подвижны и связаны с темпом и характером развития культуры и соотношением общественно-культурных группировок.

Загадка падения Западно-римской империи, в сравнении с продолжавшимся существованием Восточно-римской империи, должна, по-видимому, решаться не просто исходя из напора варваров с Севера и разложения нравов метрополии, но в связи с тем, что Галлия, Иберия, Британия и другие страны сами стали против метрополии, воспользовавшись благоприятной для этого обстановкой.

Интернационализм противополагается национализму (и империализму) тем, что видит в культурных заимствованиях источник развития своей национальной культуры. Интернационализм считает важным ассимилировать чужие культуры в тех пределах, когда они не противоречат моральным традициям своей культуры.

Так, навязывание феминизма, премиссионизма, сексуальной свободы исламским народам через массовую информацию американского стиля вызывает протест, доходящий до вооруженного сопротивления. Коммунистическая идеология оказалась непригодной афганцам по этим же причинам.

Сепаратизм как идеологическая доктрина и политическая практика основан не на культурном строительстве и образовании, а на владении культурой, прежде всего духовной, в анклаве. Считается, что построение своей духовной культуры и своего образования достаточно для благополучия населения анклава. Поэтому не полезно делиться с кем-либо благами своей материальной культуры. Вместе с этим сепаратизм может иметь антиимперскую направленность в области духовной культуры, прежде всего в области языка. Сепаратизм может быть окрашен в националистические цвета, но это необязательно.

Политическая доктрина сепаратизма состоит в политической суверенизации анклава, имеющей этнически преобладающий массив населения с определенными этническими особенностями, проявленными более или менее резко.

Сепаратизм в настоящее время проявляется повсеместно. Так, в Великобритании отмечена тенденция к политической суверенизации Шотландии и Уэльса, во Франции отделяется Корсика, в Бельгии к политической суверенизации стремятся фламандская и французские части, в Испании – баскская область, в Канаде – французская Канада. Подобные движения имеются на всех континентах. Даже в Китае отмечено появление литературы на диалектах.

Создание в СССР доктрины «Двух систем» было явлением сепаратизма. Это движение пошло дальше. Разошлись страны Варшавского блока, а затем республики СССР и республики Югославии. В Европе ранее разделилась Австрийская империя, в Азии разделились Индия и Пакистан, и обе страны суверенизировались от Великобритании.

На примере Австрийской империи и Коммон велф видно, что результатом сепаратистских движений было ослабление связей в области искусства, науки, религии и морали. Аналогичные процессы ослабления духовной культуры уже просматриваются на территории бывшего СССР. Это объясняется тем, что сепаратизм основан на дополнении культуры края до культуры страны.

Сепаратизм ярко проявлялся при создании США в конце XIX века, в современной Австралии, когда рвется пуповина культуры народа – источника населения края. Создаются не только свои, местные источники духовной культуры и образования, но они противополагаются культуре метрополии.

Сепаратизму противостоят объединительные тенденции в политике. Прочность англо-американского союза во многом основана на этих объединительных тенденциях. Отсюда, в плане духовной культуры, метрополия может управлять своими отделившимися анклавами. Особенно наглядно это видно в католицизме, где роль метрополии играет Ватикан.

Объединительные антисепаратистские тенденции ярко выражены в колониализме. Колониализм сейчас по преимуществу бранное слово. Однако колониализм есть массовое передвижение народа, его стремление на новые, не освоенные земли. К колониализму необходимо отнести все великие передвижения народов (арии, гунны, аланы, авары, вандалы, готы, славяне, тюрки, монголы, колонизация обеих Америк, заселение Австралии, Новой Зеландии, Океании, Аляски, Сибири и др. подобное). Без передвижения народов не было бы современного культурного и цивилизационного разнообразия, не было бы и современной мировой культуры.

Причины колониализма как идеи и как практики надо искать в культурной жизни тех народов, которые предпринимали массовые миграции. Истоком колониализма является стремление создать новую материальную культуру. Говоря о движениях конных тюрков, Л. Гумилев обратил внимание на перемены в природно-климатических условиях центральной и восточной Сибири, заставлявшие кочевников идти либо на юг в Китай, либо на запад в Восточную Европу. Причиной движения русских в Сибирь было её колониальное освоение. То же можно сказать и о колонизации Америк и колониальном движении европейцев в Африку, Азию и Океанию.

Однако кроме этих внешних причин, несомненно есть внутренние причины. Они, по-видимому, в каждом случае конкретны. Но есть нечто общее во всех этих движениях – недостаток приложения сил в экономике стран, откуда шли колонизаторские движения, некоторый экономический избыток населения, определяемый уровнем экономического развития и структуры семьи. Уровень развития материальной культуры делал эти территории трудоизбыточными.

Колониальное освоение территории сопровождалось развитием на них всех форм культуры и образования, которые включили в этот процесс и аборигенные культуры.

Другим проявлением итогов миграции населения является ксенофобия, характерная для землячеств. На основе не массовой, когда возникают анклавы, а индивидуальной миграции складывается этнически неоднородное население. Эта неоднородность проявляется в том, что этническое меньшинство живет диффузно среди этнического большинства.

При этом этническое меньшинство образует свое землячество. Единственным средством объединения людей в такое землячество является духовная культура, например, религия и традиции семей, вынесенные с исторической родины. Одновременно землячество становится приобщенным к материальной культуре этой местности и пользуется образованием, ассимилируя местную культуру при сохранении основных элементов своей духовной культуры.

На территории, где проживает землячество, складывается антагонизм между землячеством и основным населением. Этот антагонизм основан на чувстве подозрительности. Основное население предполагает, что землячество пользуется такими источниками культуры, которые недоступны основному населению, и потому землячество в чём-то сильнее и опаснее основного населения своими связями. В свою очередь, землячество, видя недоверие основного населения, принимает меры самосохранения, усиливая свою замкнутость в духовной культуре.

Антагонизм выливается в те или иные символические или физические действия с обеих сторон. Это явление называется ксенофобией. Ксенофобия имеет много разновидностей. Например, антисемитизм, гонения на цыган, индо-мусульманские беспорядки в Индии, сегрегация от черного населения и т.д.

Культура края характеризуется тем, что в крае есть своя духовная и материальная культура, но отсутствует своя школа физической культуры. Физическая культура в крае – национальная и та, которая относится к культуре страны, народа и профессии. Восполняя недостаток физической культуры, край стремится развить свои формы физической культуры, создать свои виды физической культуры и спорта.

В политической жизни это означает поддержку физической культуры со стороны правительства, состязательность с другими краями, массовый любительский спорт, отвечающий местным традициям и разделение населения на поклонников своего спорта (болельщики, «тифози» и др. подобные названия). Состязательность есть проявление конкуренции, которая перерастает в конкуренцию в инфраструктуре спорта, а через него в сферу экономической и образовательной деятельности.

Культура профессии возбуждает идеи профессиональной солидарности, а культура нового поколения возбуждает новые стилевые течения. Культура профессии основана на однородных формах физической и материальной культуры и предполагает рост этой культуры и втягивание в профессию людей. Это порождает профессиональную солидарность и кастовость.

Марксизм как идеология и политическая практика основан на обобщении профессиональных интересов и противопоставлении физического труда всем видам умственного труда. Учение марксизма о социально-экономических формациях предполагает наличие профессиональной солидарности на любой стадии развития общества: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты. Базис и надстройка, таким образом, всегда есть генеральное противостояние на основе профессиональной солидарности.

Развитие профсоюзного движения связано с объединением людей по профессиям, иначе – по месту в общественном разделении труда. В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда. Так строилась «тектоника Богданова», и это лежало в основе учебников политэкономии социализма (например, у Цаголова), где процветание общества зависело от баланса видов труда, эффективности производства и отвечающего этому распределения денег, а также покупательной способности населения.

Характерной чертой марксистского учения о профессиональной солидарности было утверждение о ведущей роли экономики по отношению к духовной культуре и об отсутствии исторического сложения всех видов культуры и их влияния на развитие общества. Это заменялось учением о базисе и надстройке. Надстройка не определяла базис, а влияла на него вслед за господствующими политическими и гражданскими установлениями.

Экономизм видел развитие общества как бессознательное развитие организма и тем отрицал мыслящую самоорганизацию общества, хотя, надо сказать, что уже у Маркса учение о прибавочной стоимости получило моральную оценку – основу революционных процессов.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

сайт копирайтеров Евгений