Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

Последней разновидностью или владельческим классом внутри общества является поколение. Известно, что каждое поколение отличается своей суммой особенностей поведения, а поскольку поведение строится на культуре, то отличается и своим отношением к культуре. Самым простым отношением нового поколения к культуре является усвоение культуры предшествующих поколений – обучение культуре и культурное воспитание. В процессе обучения новое поколение формирует свои оценки культуре предшествующих поколений. И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» описал разницу оценок наличной культуры у старшего и младшего поколений как отношение нигилизма к традиции.

Это описание отразило действительное состояние общества. Связь поколений в культуре не есть простая передача культурных навыков и знаний. Это всегда переоценка существующей культуры. Фактические примеры таких переоценок можно привести из истории любого общества. Более всего переоценка касается духовной культуры, но она распространяется также и на материальную культуру. Новое поколение всегда по-новому относится к культурной традиции. Не говоря об оценках литературы и искусства, новое поколение может иначе подойти к обработке почвы, применению сельскохозяйственных культур, изменяет отношение к породам животных, строениям, инструментам, технологиям, считая их как бы не своими и требующими реформ или замены.

Критика и переоценка традиции у нового поколения сопровождается обычно попытками изменить форму поступков, предполагая свою форму поступков, т.е. новый стиль, по меньшей мере, в поведении. Вслед за этим могут быть созданы и новые духовные произведения... и произведения новой техники, и новые технологии.

Единственное, что не подвергается переоценке, критике и пересозданию – это физическая культура. Она воспринимается, как правило, некритично. Новации в ней принадлежат старшему поколению – педагогам и тренерам. Младшее поколение, особенно дети, воспринимают обучение физической культуре с младенчества и до завершения возраста юности механически. Лень не может быть признана критикой самой физической культуры.

Физическая культура – начальный пункт и основа образования. Она навязывается старшим поколением младшему.

Образование – исходный пункт создания нового стиля, но творцами нового стиля являются представители младшего поколения. Революции совершаются молодыми, как правило, против старых. Старые представляют консерватизм поведения, стремление удержать и передать культурные нормы.

Примеры показывают, что культурная структура общества имеет типологический характер и рост культуры, ее исторические трансформации совершаются так, что границы этих классов сохраняются. Восемь классов, из которых два полных, где представлены все формы культуры, и шесть неполных, в которых представлены не все формы культуры, могут служить языком – эталоном для сравнения культуры разных обществ, для типологического изучения динамики культуры.

в начало

§ 6. Динамика культуры

С точки зрения типологии общества можно выделить три основных процесса:

1) изменение культурной структуры общества под влиянием миграций – формирование землячеств и анклавов;

2) изменение культурной структуры общества под влиянием только внутреннего развития – формирование культуры края и культуры поколений;

3) формирование культурной выделенности одной группы людей по отношению к другим группам – культура профессии и культура народа.

Таким образом, можно сформулировать три признака культурной динамики: миграция, внутреннее развитие, культурная выделенность[2].

Классы в реальной истории культуры постоянно изменяют свой состав. Эти изменения происходят в двух отношениях: люди присваивают себе культуру и культура ассимилирует людей. Это два разных отношения. Отношение присвоения есть прямое приобретение фактов культуры, например, вывоз музейных ценностей или архивов. Отношение ассимилирования дается через образование, когда благодаря образованию люди могут пользоваться наличными фактами культуры (правилами и прецедентами деятельности). Кроме этих двух отношений существует еще третье – основное отношение: формирование культуры путем отбора ее фактов из текущей деятельности за счет социального механизма оценки отбора для хранения и пользования, т.е. в конечном счете, создания фактов культуры.

Отношение людей к культуре по категориям выглядит следующим образом (см. таблицу).

Классы людей

Отбор

Присвоение

Ассимиляция

Культура края

+

Культура народа

+

Культура поколения

+

Культура профессии

+

+

Культура землячества

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

сайт копирайтеров Евгений