Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 + + Культура анклава + + — Люди, принадлежащие к культуре края, считают ее своей собственностью, конкретно собственностью духовной и материальной культуры. Это выражается в денежной оценке фактов культуры, начиная от земельного кадастра и кончая произведениями искусства. Люди, принадлежащие к культуре народа и расценивающие себя в этом качестве, занимаются созданием, сбором, отбором и кодификацией фактов культуры. Они оценивают факты культуры в их конкретном содержании, а не в денежном выражении, считая культуру бесценной. Люди, занятые ассимиляцией культуры (новое поколение), не отбирают и не присваивают фактов культуры, но обучаются им. Они заняты культуропользованием. Поэтому они предъявляют свои требования к хранению, классификации и кодификации фактов культуры. Между этими тремя категориями людей возникают типологические противоречия. Вот они: 1. Можно ли продать факт культуры? Лица, принадлежащие к культуре края, говорят на это «Да», а лица, принадлежащие к культуре народа и культуре поколения, возражают. Это противоречие возникает вокруг собственности на произведения культуры, которые обладают движимостью или туристической ценностью. 2. Люди, принадлежащие к культуре народа, бранят людей, принадлежащих к культуре края и культуре поколения, за невежество. Две последние категории бранят сторонников культуры народа за недоступность и небрежное хранение фактов культуры. 3. Лица, представляющие культуру поколений, формулируют принципы борьбы нового со старым («отцов и детей»). Все оставшиеся категории лиц упрекают младшее поколение в невежестве. Так формируются противоречия: 1) продажность – непродажность (культуры); 2) хранимость – нехранимость (культуры); 3) новое – старое (в культуре). Лица, принадлежащие к профессиям, землячествам и анклавам, формируют свою серию противоречий: 1. Культура профессии противопоставляется культуре землячеств и анклава как тайное – явному, секретное – несекретному. 2. Культура землячества противополагается культуре профессии и анклава по принципу: не создают новой культуры, паразитируют, не являются культуротворцами, тогда как лица, принадлежащие к культуре профессии и анклава, заявляют о себе как о творцах культуры. 3. Культура анклава противополагается остальным категориям по линии несамостоятельности в образовании, и, напротив, анклав хочет обрести свою самостоятельность в образовании и создании своей исключительной культуры. Так формируются противоречия: § общедоступное – секретное (в культуре); § культуротворчество – культурная бесплодность; § образованность и культурная исключительность – необразованность. Культурная основа этих противоречий становится явной тогда, когда рассматриваются верхняя и нижняя части таблицы порознь. Эта система оценок вытекает из распределения людей по группам, культура которых не обладает полнотой форм культуры. Суммируя эту систему оценок, получаем отношения людей к культуре и понимание культурной ценности, с одной стороны, и оценку личностей по их отношению к культуре – с другой. Получается, что эти оценочные категории вызваны характером, распределения форм культуры между людьми. Другой вывод состоит в том, что полнота форм культуры, представленная в культуре страны или антикультуре, ставит культуру вне оценок и, следовательно, делает ее незаметной и как бы несуществующей для обыденного сознания. Возникает то, что называется «забвением культуры». Оказывается, что «забвение культуры» характерно для благополучного общества (культура страны), в котором гармонично соединены все формы культуры. «Забвение культуры» – результат благополучия, который может вести к «культурному одичанию» членов общества в условиях объективно высокой культуры этого общества. Этим объясняется то, что руководство страной финансирует культуру по «остаточному принципу», скупо. Но все культурные группы внутри общества критикуют правительство за «остаточный принцип» и пополняют культурные ресурсы путем самодеятельности, за счет спонсоров, доброхотных даяний и коллекционеров. Рассматривая таблицу распределения людей по культурным классам: «отбор», «присвоение», «ассимиляция», убеждаемся в том, что верхняя половина таблицы представляет собой зеркальное отражение нижней. Каждая строчка верхней половины таблицы имеет аналог – одну из строчек нижней половины таблицы. Так, культура края имеет знак плюс в «присвоение», а культура профессии имеет в этом же столбце знак минус. Зато знаки плюс в столбцах «отбор» и «ассимиляция» восполняют соответствующие знаки минус в строке «Культура края». Получаются следующие пары строк: 1. Культура края – культура профессии. 2. Культура народа – культура землячества. 3. Культура поколения – культура анклава. |
|
|
|