Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20–30-е годы оказала газета. В.Н. Ружников характеризует эволюцию радиожанров, как процесс движения «от газетных жанров, через радиогазетные – к жанрам современной радиожурналистики»[11]. К этому следует добавить: определенное воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже – внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички). Развитие внестудийных передач, как отмечал Ю.А. Летунов, объяснялось не только поиском наиболее действенных форм и жанров вещания, поиском, который определялся внутренним законом развития радиожурналистики: «Внестудийные передачи были вызваны к жизни и общественно-политическими причинами, надо было добиться высокой оперативности и главное – максимальной убедительности передач»[12]. Предметом нашего рассмотрения не является художественное вещание, но оно также оказывало заметное влияние на документальную радиопублицистику. Таким образом, в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения. Наличие параллельного, родственного по природе канала коммуникации, работавшего на одну и ту же аудиторию – со своими средствами, способами отражения действительности, способствовало более активному использованию радиовещанием своих возможностей. Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются: O потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение; O функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций; O единым типом творчества – публицистическим; O функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием. Система жанров – подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества. Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся: O в сообщении фактов; O в оценке, анализе, интерпретации фактов, событий, явлений; O в изображении фактов, событий, явлений. Эти три основные задачи формируют и три группы жанров: ? информационные; ? аналитические; Z документально-художественные. По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так: Информационные жанры: w радиосообщение; w радиообзор печати; w радиоотчет; w информационная корреспонденция; w информационное радиоинтервью; w информационный радиорепортаж. Аналитические жанры: w аналитическое радиоинтервью; w аналитическая радиокорреспонденция; w аналитический радиорепортаж; w радиорецензия; w письмо; w радиобеседа; w радиокомментарий; w радиообозрение; |
|
|
|