Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

В конкретной программе происходит, как правило, внешнее сцепление жанров. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, от того, что наполняет программу.

Простейшие примеры. В выпусках новостей часто звучат актуальные сообщения, требующие детализации, оценки. Самый распространенный прием монтажа, обусловленный необходимостью развития фактического материала: информационное сообщение дополняется радиокорреспонденцией, небольшим комментарием, радиоинтервью с экспертом, кратко, но компетентно анализирующим происшедшее событие. В сложных в структурном отношении передачах сборного типа эти взаимосвязи разнообразнее и сложнее.

Публицистика как вид творчества соседствует с наукой и художественной литературой. Их сферы не только соприкасаются, но в определенной степени проникают друг в друга на своем «пограничье». Объективность, точность, документальность, к которой стремится журналистика в сообщении новостей, смыкается с научным изложением фактов. Жанры документально-художественные соприкасаются с художественной литературой. Поэтому очерк, фельетон – жанры пограничные. И степень их художественности, которая органично соединяется с документальной основой (образность выражения, показ типических, ярких фигур) зависит от степени таланта и мастерства автора.

Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художественных приемов. Композиция не только жанрообразующий элемент формы, структурирующий материал, но и способ отношения к материалу. В документально-художественных жанрах элементы художественности проявляются открыто – в использовании всего арсенала выразительных средств.

Уже отмечалось, какие изменения происходят с жанрами в современном эфире. Испытывает воздействие времени и вся система жанров. Среди главных особенностей ее модификации – преодоление письменных текстов и обращение к естественной разговорной речи. Еще в начале 30-х годов В. Шкловский, призывая к использованию живой речи, имеющей важные преимущества для слухового восприятия, писал: «...преодоление письменной речи – это одна из задач радио. Радио только восстанавливает настоящую речь. Нужно освободить слово от графики! Ведь та грамматика, тот синтаксис, которые созданы в речи – это условность. В живой речи ее не существует. В живой речи существует диалог и диалог с несуществующей фразой, которая держится на интонации. А мы пользуемся вот этими мертвыми, графическими, литературными фразами. Мне кажется, что на радио основной задачей является – бросить читать»[15].

Естественно, этот призыв не был услышан и не мог быть услышан в то время. И только в 90-е годы радио стало обретать естественность общения со слушателями с помощью живой импровизированной речи.

Да, радиожурналистика долгие годы была в основном «письменной», и это проявлялось в обращенности не к конкретному слушателю, а ко всей аудитории сразу или к ее значительным группам. Но дело не только в письменной основе жанров нашего прошлого радиовещания. Эти письменные тексты строились к тому же на жестко организованной политической основе. С переходом на свободный бесцензурный эфир во главу угла стало ставиться непосредственное общение со слушателями, иные задачи воздействия стали менять формы высказываний и содержание жанров.

Отход от прямого решения идеологических задач, пропагандистски-агитационно-организаторских функций вешания сказался на принципах внутренней организации текста, проявляющейся не только в содержании, что само собой разумеется, но и на иных лексических, грамматических, стилистических, тональных связях между его внутренними компонентами.

Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их нацеленность на непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» (грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий – когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.

Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляет собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития. Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Что объединяет жанры радиожурналистики в систему?

2.        Чем предопределяется деление жанров на три основные группы?

3.        Перечислите признаки жанров, входящих в информационную группу.

4.        В каких случаях журналист обращается к элементам анализа, работая над информационными жанрами?

5.        В чем состоят особенности аналитических радиожанров? Как используются в них факты?

6.        Как соотносится факт, анализ, художественное изображение в текстах документально-художественных жанров?

7.        Что такое разновидности жанра? Чем обусловлено деление жанра на разные виды?

8.        Проанализируйте программу передач крупной радиостанции (к примеру, «Радио России»), опубликованную в газете, с точки зрения жанрового наполнения. Обратите внимание на то, как она формируется, какие принципы положены в основу использования разных жанров в ее контексте?

в начало

в оглавление << >> на следующую страницу

[1] Цит. по: Каета Г., Хлыстун В. Гроза выходит на связь//Комсомольская правда. 1984. 14 марта. С. 4.

[2] Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. М., 1976. С. 19.

[3] Бахтин М.М. Проблемы текста. Опыт философского анализа//Вопросы литературы. 1976. № 10. С. 151.

[4] См.: Гегель. Соч.: В 14 т. М., 1956. Т. 3. С. 117.

[5] Цит. по: Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1966. С. 243.

[6] Гегель. Эстетика. М., 1968–1973. Т. 3. С. 318.

[7] См.: Словарь иностранных слов. М., 1987. С. 322.

[8] Шерель А.А. Организация эмоциональной среды радиосообщения//Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. М., 1981. С. 212–213.

[9] Краткая литературная энциклопедия. М., 1964. Т. 2. Ст. 914.

[10] Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Ст. 384.

[11] Ружников В.Н. От «Радиовестников РОСТА»... С. 10.

[12] Летунов Ю.А. О развитии документальной радиожурналистики. М., 1966. С. 59.

[13] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 360.

[14] Ученова В.В. Метод и жанр. Диалектика взаимодействия//Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 76.

[15] Шкловский В. Преодолеем письменную речь//Митинг миллионов. 1931. № 1(5). С. 23.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

сайт копирайтеров Евгений