Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Меньше

 

Трансфиртное кардинальное число (символ из теории множеств)

)

Символы родились, возникли как результат познания человеком окружающего мира, они пришли, по существу, через науку или через религию в ту пору, когда религиозные представления либо заменяли собой науку, либо целиком отождествлялись с ней. Символ, следовательно, концентрированная условная абстрактная форма отражения и фиксация научных (или религиозных) знаний человека при помощи сти лизованного знака. Чрезвычайно древнее существование символов, их историческое развитие и роль, которую они играли в качестве знаков, оповещавших другие народы о крупнейших национальных, религиозных или политиче ских движениях, сделали подавляющее большинство их всемирно известными. Те же символы, которые пришли через науку нового и новейшего времени, также полу чили всемирную известность, по крайней мере в научной среде и у образованных людей. И это далеко не слу чайное явление, оно лежит в самой природе символа - знака, ибо знак интернационально понятен даже на са мых ранних стадиях развития человека, когда еще нет языковых контактов и научное знание, переданное через знак, более доступно пониманию и запоминанию, чем знание, переданное через чужой язык.
Итак, символ — это условный знак. Однако в совре менном языке очень часто это понятие символа сме шивают с понятием символического изображения, кото рое для “краткости” также сплошь и рядом именуют “символом”. Но символическое изображение — это иное, особое понятие, которое является вовсе не абстракцией знания, а, наоборот, его  предельно ограниченной конкретизацией, поскольку каждое символическое изображение строго соответствует совершенно определенно му конкретному, единственному объекту, который оно символизирует. Так, например, Эйфелева башня является таким символическим изображением, которое символи зирует и может символизировать только Париж. Поэтому часто говорят, что Эйфелева башня — символ Парижа, так же как Белый дом — символ президентской власти или правительства США, а Капитолий — символ конгресса, законодательной власти США. В прессе, в устной речи, в политических выступлениях на митинге подобные формулировки нормальны, допустимы, ибо яс но, о каком “символе” идет речь. Но с научной точки зрения это неправильно, безграмотно, ибо здесь мы име ем дело не с символами, а с иным явлением — с символическими изображениями. В нашем словаре отражены только настоящие символы и, конечно, не может быть места для символических изображений, ибо сами они крайне эфемерны, исторически непостоянны и возни кают в языке как понятие — стихийно, спонтанно, по прихоти людей — и потому не всегда имеют междуна родное признание, одинаковое для всех стран и народов. Ведь в первые годы после ее создания Эйфелеву башню считали не символом, а позором  Парижа, ибо симво лами его были Нотр-Дам или Лувр. Точно так же и в будущем у Парижа может возникнуть иное символи ческое изображение, более отвечающее духу времени. Временность, непрочность 4 исторического существования — очень важная отличительная черта символиче ских изображений, резко отделяющая их от “вечных” символов.
Другим видом символов незнакового порядка, но подлинно символических и исторически прочных, “вечных” являются обозначения абстрактных понятий через какое-либо конкретное, свойства которого на столько хорошо известны, что ассоциация с ним дает возможность очень четко представить и символизируемое им абстрактное понятие, сделать его предельно нагляд ным, выразительным. Так, например, понятие несокрушимости, незыблемости, твердости легко сделать нагляд ным, если употребить сравнение “несокрушим, тверд, как скала”. В этом случае скала будет выступать в качестве символа несокрушимости, будет символизировать не сокрушимость как понятие. При этом подобный символ будет отличаться и международной известностью, будет , международно признан, ибо он отвечает в одинаковой ') степени представлениям всех народов о свойствах скалы, и в то же время он не сможет быть отнесен к области символических изображений, ибо изобразить скалу как конкретный, определенный, всеми узнаваемый объект просто невозможно (ведь любой художник всегда изоб­ разит скалу по-своему), так как не существует какого- либо стандарта или общепринятого эталона для подобно го изображения: скал много, они все разные, и каждый видит и представляет их по-своему, зато все едины в по нимании того, что скала имеет свойство исключитель­ ной твердости, незыблемости. Это значит, что имеются такие конкретные и известные объекты, которые не имеют изобразительного эталона, не могут быть узнаны при изображении. Именно такие объекты могут играть роль символов (если у них есть яркие свойства), но не могут быть эмблемами. Уже из этого мы можем понять, что эмблема — это такое изображение, такое понятие, которое в какой-то мере является противопо ложностью символу.

195. СИМВОЛИКА БИБЛЕЙСКАЯ — система симво лических понятий, принятая в Библии и перешедшая в большинство христианских конфессий частично в неиз менном виде, а частично с разными коррективами и дополнениями (см. Символика христианская). Библейская символика в силу ее исторического происхождения на базе древнееврейской символики, до полненной символическими понятиями других народов эллинистического Востока (ассирийцев, вавилонян, хал деев, хеттов, финикийцев, персов, греков и др.), отли чается крайней противоречивостью, многовариантностью, что, с одной стороны, делало ее понятной в период возникновения раннего христианства для всех народов Передней Азии и Римской империи, а с другой — не позволило ей стать национальной символикой ни для одного народа Европы, хотя она как библейская, религи озная внедрялась в сознание европейских народов ве ками. В то же время библейская символика, принятая и одобренная всеми христианскими церквами, оказала серьезное влияние на символические представления всех христианских народов мира и на символику многих политических, общественных и других организаций Ев ропы и Америки. Так, библейская символика повлияла на рыцарскую символику эпохи средневековья в Западной Европе, на символику масонства в XVIII веке, на симво лику сектантских религиозных движений в новое и но вейшее время.

В целом отличительными чертами библейской сим волики надо считать следующие:

Во-первых, по сравнению с любой национальной, этнической символикой она не народна, то есть не воз никла целиком на вековых наблюдениях определенного народа в его специфических хозяйственно-географиче ских и национально-общественных условиях, а  сконструирована “кабинетно” на основе субъективных мо ральных постулатов древнееврейских раввинов-жрецов, так, как это казалось им удобнее и правильнее с ре лигиозно-государственной точки зрения их времени. Вот почему библейская символика во многом чужда, искусственна для других народов. Это обстоятельство и предопределило затем попытки различной интерпретации Библии разными народами и объясняет широкое распро странение многочисленных сект и ересей. Во-вторых, библейская символика является резким разрывом с символикой более древней по сравнению с ней — языческой символикой первобытных народов. По­ этому она отвергала в основном символику вещей (кро ме небольшого числа священных предметов) и вводила символику знака, слова, изображения, символику образа, сравнения, метафоры и притчи, то есть не только от дельного слова или изречения, но и символику целого рассказа, ситуации, символической сцены. Из конкретных коллизий выводился, как правило, не их конкретный, прямой смысл, а переносный, “вы сокий”, теоретически - умозрительный, абстрактно-обоб щенный, абстрактно-моральный. В-третьих, значительным элементом библейской сим волики являются символика чисел и мистика числа, цифры. В-четвертых, в ряде случаев библейская символика крайне нелогична, абсурдна, непонятна для других народов и потому не может служить для них образцом, примером, хотя именно “поучающая” сторона — это корень, альфа и омега направленности библейской символики.

Все особые, уникальные, отличительные черты биб лейской  символики объясняются чрезвычайно узкой специфичностью природных и исторических условий Па лестины, уникальных даже в малоазийском  регионе. Так, например, в Библии указывается, что ручей — это символ неверных друзей (Иов. 6:15), и это звучит неубедительно и необъяснимо ни для одного народа в мире, кроме израильтян, которые под словом “ручей” издревле понимают сухое русло водотоков. Такие водо­токи в Палестине на короткое время появляются весной и затем внезапно исчезают и пересыхают в большую часть года, и для них внезапная изменчивость харак терна. То, что такие образы навязывались церковью в качестве “примерных” другим народам, жившим в иных условиях, было, разумеется, абсурдно. Но именно вера в абсурд и составляла один из главных постулатов христианства,  основу его господства над послушной, некритически мыслящей массой. Так, св. Августин гово рил: “Верю, потому что бессмысленно!” Не удивительно, что в первые века, когда христианская церковь еще не укрепилась и не получила государственной император ской поддержки, все вышеперечисленные  стороны библейской символики ставили ее носителей, в первую очередь евреев Палестины, в исключительное культурно- историческое положение по сравнению с окружавшими их народами, подчеркивали религиозно-духовное и куль турное превосходство евреев над остальными жителями Римской  империи, их “избранность” Богом. Отсюда, как известно, и соответствующая реакция других народов на иудейскую религию и символику, на ее абстрактный характер. Во-первых, народы, связанные веками с языче ской материальной культурой, не были восприимчивы к абстрактно-словесной символике. Во-вторых, им было не обходимо некое материальное подтверждение наличия божества: его идол, “портрет” (икона), амулет, мощи, реальные “чудеса”, любой конкретный, осязаемый и ви димый предмет. В-третьих, позиция  превосходства и третирования язычников, как “недочеловеков”, никому не могла быть симпатичной и вызывала, естественно, протест против евреев и навеянной ими библейской символики.
Христианство учло все эти негативные стороны библейской пропаганды позднее, использовав и старую Библию (Ветхий завет) и свое новое Евангелие (Новый завет) не для проповеди превосходства одних народов над другими, а для проповеди братства всех наро дов во Христе, то есть солидарности всех христиан независимо от их национальной принадлежности В таком контексте наднациональная библейская сим волика приобрела уже смысл наднационального, обще христианского объединительного идеологического “языка”, и в такой интерпретации ее отличия от национальной символики того или иного народа уже не звучали отпу гивающе и чуждо. Так христианство объединило всех христиан общим символом — крестом и распятием, создав и допустив одновременно его многочисленные национальные и копоративные, региональные модификации (см. Крест). Христианство внедряло затем веками основные посту латы библейской символики во все конфессии, оставив в то же время скульптурные изображения божества в католицизме, иконопись в православии, символические изображения и словесную символику в протестантизме и христианском сектантстве.
В наши дни библейская символика переживает свой новый морально-идейный ренессанс. Она возрождается в виде нравственно-воспитательного средства (издание “Детских Библий”, пересказов Евангелия и библейских притч для массового читателя) и в виде философско- политических доктрин; на основе библейской символики возникают политические течения, строятся различные политико-утопические проекты переустройства общества и совершенствования человека, возникают новые рели гиозные секты и мистические общественные органи зации и т. д. Все это вместе взятое отражает тот глубокий идейно-политический кризис общества, в котором ока залась наша страна на пороге 90-х годов.

196. СИМВОЛИКА МАСОНСКАЯ. Символика играет огромную роль в масонстве, в системе масонских пред ставлений и деятельности масонов как закрытой, тай ной корпорации. Начиная с акта приема в масоны новых членов и кончая масонскими инструкциями, указаниями на характер каких-то действий, в том числе и полити ческих, активно используется символика, а именно символика вещей, предметов. Масонство как политическая корпорация издавна стремится не пользоваться письменными документами, указаниями, инструкциями, приказами своим членам, а старается, не оставляя письменных и ясных следов своей деятельности, прибегать к символическим знакам, наме кам, понятным лишь посвященным, и, не доверяя свои идеи и замыслы перу, доверять их символам. Отсюда большое число разнообразных предметов, которым ма соны придают символическое значение и которые полу чают у них свою, масонскую, символическую трактовку. Именно поэтому масонская символика существует как самостоятельная символическая система, хотя многое в ней связано логически и исторически с общеевропей ской классической символикой. Масонская символика была тесно связана и с церковной символикой христи анства, но в то же время отклонялась от нее в интерпр тации ряда символов.

Вот каков сжатый перечень основных символических предметов и изображений в масонской символике.

А.  ПРЕДМЕТЫ ГОЛУБОГО МАСОНСТВА

1. Инструменты строительного ремесла:

В целом все они (в совокупности) символизировали святость труда. В их число входили:

а) циркуль (см.), раскрытый на 60°, — главный масонский знак голубого масонства; символ высшего разума, которым надо соразмерять свои действия; символ довольства своей долей, предназначенным кру гом действий, а также эмблема единения всех масонских кружков, лиц своего масонского круга; б) угольник (угломер, наугольник) —символ за кона и совести, эмблема части земного шара, освещен ной солнцем; в)  24-дюймовая масштабная линейка — масштаб для проверки того, соответствуют ли деяния масонов вечным истинам. 24 деления символизировали 24 часа суток; г) отвес (уровень, ватерпас)  символизировал ра венство всех масонов, невзирая на титулы и общественное положение; д) чертежная доска  символизировала планомерность в работе, власть личного  доброго примера, умения или мастерства; е)   молоток — символ инструмента, обрабатываю щего дикий камень, отсекающего ненужное, вредное, а в высоком смысле — символ совести, искры божьей в чело веке; ж)   лопаточка (мастерок) для штукатурных работ ,  для сглаживания неровностей кладки — символ строгости к себе и снисходительности к чужим слабос тям и ошибкам, которые следует терпеливо исправлять; знак Ma стера; з)    дикий, необработанный камень — символ грубой нравственности, хаоса; и) камень строгой кубической формы, полированный — символ обработанной нравственности, культуры.

2. Предметы света и тьмы в жизни человека, высоты духа и бренности человеческого существования (символы бессмертия и смерти):

а)   Библия  символизировала “свет во тьме”. Она лежала на алтаре (престоле), освещалась и была всегда раскрыта, что символизировало “отверзтое слово божье”, то есть открытое. Библия раскрывалась для голубых масонов всегда на первой главе Евангелия от Иоанна, для других масонских орденов, для высшего масонства (золото-розового и красного) — на тех местах, которые так или иначе отвечали духу и смыслу того или иного заседания (собрания) масонской ложи в данный момент; б)   жертвенник  внешне, формой и окраской (цветом), повторял древнееврейские жертвенники, сим волизировал необходимость жертвы во имя общества, отказа от “гордыни”, “преимуществ” и т. п.; в)   светильник, светильники. Употреблялись семисвечники, троесвечники, отдельные одинарные под свечники и свечи. Наиболее частым было употребление трех свечей, а также утроение трех по три, девяти по три и более, вплоть до девяти по девять, то есть до 81 све чи (самое большое число масонских свечей, зажигаемых в самых исключительных и торжественных случаях). (См. Символика чисел.) Свечи символизировали свет, яс ность, истину; г)   песочные часы  ставили вместе с Библией и черепом с костями на покрытый черным покрывалом стол. Они символизировали вечность времени и кратко временность и бренность человека и его существования; д)     ветвь акации могла быть либо изготовленной из золота, либо натуральной. Символизировала Солнце, жизненную силу, бессмертие (масоны смешивали ака цию с терновником; см. Тернии); е)   гроб   ж)  череп и кости (см.)  з)  скелет  

3.   Другие масонские предметы:

а)   обнаженный меч и шпаги символизирова ли  карающий закон: наказание предателей и защиту невинных; б)   круглые шляпы — символ вольности; в)   кафинские узлы — украшения, изготовленные из золотого шнура и игравшие роль талисманов; иногда они были унизаны жемчугом. Завязывались в виде бантов,  напоминавших вензеля. Эти “кафинские узлы”, иными словами, “генуэзские узлы” (от Кафы — колонии Генуи в средние века в Крыму) символизировали единение (неразрывное единство) всех масонов мира (см. также Узел); г)    треугольные пластины (“треугольники”) , изготовленные из золота. В центре их было написано на древнееврейском языке имя либо Иёго (для голубых масонов), либо Адонаи  (другое зашифрованное имя Иеговы — для красных масонов), либо око Провидения. Эти “треугольники” символизировали высшее совер шенство духа, божественное начало; д)   два прямых столба посреди масонских зал — символы силы и стойкости, жизни и смерти, добра и зла.

4.   Масонские изображения (помимо предметов у ма­ сонов существовали символические изображения: Солнце, Луна, пламенеющая звезда, мозаичный пол, звезды и др.):

а)   Солнце означало истину, мужество, правосудие; б)   Луна — чистую любовь, воздержание, природу; в)   пламенеющая (или лучезарная) звезда — дух”, наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, указывающий путь к истине; г)     мозаичный пол — богатство творений Бога и переменчивый ход жизни; д)    семь звезд — семь даров святого духа: пре мудрость, разум, совесть, крепость, наука, страх божий и любовь; е)   пятиконечная звезда  (см.), в центре кото рой нередко изображалась фигурка человека, означала пять чувств, которые должны совершенствоваться: зре ние, слух, вкус,  осязание, обоняние. Одновременно пятиконечные звезды означали охранный знак, то есть употреблялись в их древнейшем исконном  значении; ж)    “золотые слезы” , вышиваемые на коврах, лентах, запонах, символизировали смятение человека, что трактовалось как начало премудрости, ибо смяте ние, пробиваясь сквозь нашу чувственность, возрождает падшие духовные силы; з)    три столба с разными капителями : тосканский  стиль — мудрость, дорический — сила, коринфский — красота; и) улей символизировал трудолюбие, неустанность масонской работы.

Красное, или шотландское, масонство имело помимо того еще и другие символические предметы и изобра жения:

Б. ПРЕДМЕТЫ КРАСНОГО МАСОНСТВА

а)   Меч   (см.) —символ воительства. б)   Корона (см.) — символ мудрости, высшего про­ светления. в)   Золотой ключ — символ познания всех тайн бытия. г)   Секира боевая — символ безжалостного от сечения и уничтожения вредных членов общества. д)     Фонарь — символ света разума, е)   Крест — символ страдания и борьбы духа с ма терией, победы духа. ж)   Андреевский крест , или крест с изоб ражением  св. Андрея,— символ клятвы масонов насаждать свое учение. з)   Веревочная петля, виселица, факелы (костры)   в совокупности символизировали борьбу на смерть против врагов Общества масонов  и месть за репрессии против масонов. и) Лестница-стремянка , состоящая из 7 и 7 (всего" 14) ступеней, каждая из которых обозначалась особыми латинскими буквами, символизировала вход, путь на небо, соединение “земного ничтожества” с “не бесным величием”. Она либо изображалась в виде ма кета стремянки, либо рисовалась, вышивалась в виде изображения на коврах. Семь ее ступеней иногда озна чали семь “должностей” или добродетелей (восходящие ступени: повиновение, познание самого себя, отверже ние гордыни, любовь к человечеству, щедрость, скром ность, любовь к смерти) или семь пороков (нисхо дящие ступени: гордость, скупость, неумеренность, по хоть, корыстолюбие, праздность, гнев), которых масон должен избегать.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эмблем эмблемы орнамент
Оно символизирует
А венок из виноградных листьев был эмблемой диониса
При получении его высшей степени
Эмблематике как триграммы

сайт копирайтеров Евгений