Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусайн ал-Массуди (ум. ок. 956 г.), выходец из знатного хиджазского семейства, родился в Багдаде, много странствовал по разным странам и остаток жизни провел в ал-Фустате (Каире). Результатом его путешествий стал обширный труд «Золотые луга и россыпи самоцветов» (араб. «Китаб мурудж см захаб ва ма'адин ал джавахир»), содержащий не только разнообразный географический материал, но и пространные исторические экскурсы. Однако, стремясь создать больше занимательное чтение, нежели научное описание, ал-Массуди включил в свою книгу подчас совершенно фантастические рассказы.

Описывая жизнь пророка Йахйи (Иоанна Крестителя) и 'Исы ибн Марйам (Иисуса, сына Марии), ал-Массуди в общем и целом следует коранической традиции. Вместе с тем в его рассказе появляются сведения, почерпнутые непосредственно у христиан. Правда, изложены они в несколько искаженном виде. В одном месте ал-Массуди прямо цитирует Евангелия, но и здесь заметен тенденциозный отбор материала. В рассказе ал-Массуди о Йахйе и Исе мы видим попытку уложить евангельскую проповедь в рамки мусельман-ского вероучения.

Отрывок из сочинения ал-Массуди в переводе составителя сборника следует изданию: ????udi. Les prairies d'or. Trad. С. Barbier de Meynard et P. De Courteille. T. 1. Paris, 1861. P. 120-122.

Золотые луга и россыпи самоцветов, V

Между эпохой Сулаймана и временем Мессии жили пророки и благочестивые служители Аллаха, такие как Ирмийа, Дани-аль, 'Узайр, которого не все согласны считать пророком, Аййуб, Иша'йа, Хизкииль, Илйас, ал-Иас', Йунус, Зу-л-Кифла, ал-Хидр, который, согласно Ибн Исхаку, есть не кто иной, как Ирмийа, или, согласно другим, благочестивый служитель Аллаха, и, наконец, Закарийа95. Последний был сыном Адака, потомка Дауда из колена Йахуда, супруг Ишбы, дочери 'Имрана, сестры Марйам, дочери 'Имрана, которая была матерью Мессии (Умм ал-Масих). Этот Имран, сын Марана, сына Иа'кима, также происходил из рода Да'уда. Мать Ишбы и Марйам называлась Ханна. Ишба родила Закарийи сына по имени Йахйа, который, таким образом, приходился двоюродным братом 9б Мессии по материнской линии. Закарийа был плотником97. Иудеи распространили слух, что он состоит в преступной связи с Марйам, и решили его убить. Предупрежденный об этом, Закарийа бежал и спрятался в дупле дерева, но по указанию, которое дал Иблис, противник Аллаха, они (иудеи) срубили то дерево и разрубили своими ударами тело Закарийи.

Ишба, дочь 'Имрана, сестра Марйам, матери Мессии, взяла Йахйю, сына Закарийи, и, чтобы избежать гнева царя, убежала вместе со своим ребенком в Египет 98. Когда Йахйа стал взрослым, Аллах послал его к сынам Исра'ила, и он преподавал им божественный закон и призывал к покорности Аллаху, но они также убили его. После этого сыны Исра'ила испытали небесный гнев, когда царь Востока по имени Хардуш 99, мстя за кровь Йахйи, сына Закарийи, истребил большое число виновных, и они искупили свое преступление многими страданиями.

Что касается Марйам, дочери 'Имрана, то, когда ей было семнадцать лет, Аллах послал к ней [ангела] Джабраила, который вдохнул в нее, и она зачала Мессию, 'Ису ибн Марйам. 'Иса родился в городе, называемом Байт-Лахм, в нескольких милях от Байт ал-Куддуса100, в среду, 24 декабря (фи иум ала-рабайа ла-рабба). История его служения Аллаху и рассказы о его спутниках содержатся в Коране. Христиане утверждают, что 'Иса ан-На-сари 101 , то есть Мессия, следовал религии своих предков и что он начал учить, когда ему было двадцать девять или тридцать лет; [он] толковал ат-Таурат и другие древние книги и преподавал в синагоге ал-Мидрас 102. Однажды, открыв книгу Иша'йа, он прочел такие слова: «Ты Мой Сын и Моя сущность, Я избрал Тебя для Меня»103. И, закрыв книгу, он обратился к служителям храма и собравшимся в нем: «Ныне исполнились слова Аллаха в Сыне Человеческом». Другие же сообщают, что Мессия проживал в городе Назарете (Насарат), который находится в области ал-Лаждун104, входящей в провинцию Урдунн 105, и что поэтому христиане называются насараяне (ан-насаранийа).

Я посетил этот город и видел в нем большую христианскую церковь, в которой находится много каменных гробов. Там возливают густое масло, похожее на сироп; христиане освящают им крест на своих собраниях.

Мессия проходил близ Тивериадского озера (Табарийа) и встретил нескольких рыбаков, среди которых были сыновья Забды 106, и другие двенадцать. Он обратился к ним со словами Аллаха и сказал им: «Следуйте за мною, и вы будете ловцами человеков»107. Трое из этих рыбаков, сыновья Забды, и другие двенадцать последовали за ним. Матта, Ийуханна, Маркуш и Лук 108 были четырьмя апостолами, которые написали Евангелие (ал-Инджйл) и рассказали об истории Мессии, — о его рождении, о крещении, которое он принял от Йахйи, сына Закарийи, то есть Йахйи ал-Мамади 109, в Тивериадском озере (оно находится в области Урдунн, и вода из него истекает в другое зловонное озеро110). В этой книге также описаны необычайные чудеса, совершенные Мессией, и его преследование иудеями, и, наконец, его вознесение [на небо] в возрасте тридцати трех лет 111. Сверх того Евангелие сообщает много подробностей о Мессии, Марйам и Йусуфе 112 плотнике; но мы не должны веровать в то, что ни Аллах, ни наш пророк Мухаммед не сообщили нам [в Коране].

1 Имеются в виду библейские патриархи и пророки: Ибрахим — Авраам, Исма'ил — Измаил, Исхак — Исаак, Йа'куб — Иаков, Муса — Моисей, 'Иса — Иисус.

2 Нух — библейский Ной, 'Имран — Амрам, отец Моисея.

3 В Коране произошло смешение ветхозаветной пророчицы Марйам, дочери Амрама, сестры Моисея и Аарона (Исх 15:20), и Девы Марии, матери Иисуса (см. также ст. 19:29). Мусульманские теологи и комментаторы Корана вынуждены были выходить из этого положения, находя двух 'Им-ранов, — одного ветхозаветного, другого — отца Марйам, матери 'Исы. Делаются также попытки представить выражение «жена 'Имрана» (умрату 'Имран) как «женщина из рода 'Имрана», т. е. представительница священнического рода 'Имрана-Амрама и его сына Харуна-Аарона.

4 То есть: «родила дочь».

5 Речь идет о рождении Марйам, матери 'Исы, посвящении ее Господу и ее пребывании «в михрабе» (закрытом помещении), что отражает христианские апокрифические сказания о рождении Девы Марии и ее посвящении в Иерусалимский храм. Ср.: «Первоевангелие Иакова», 4-8; «Евангелие Псевдо-Матфея», 2-6.

6 Михраб — в мусульманской мечети ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и обозначающая направление (кибла), в котором обращены лица молящихся. Здесь же михраб, вероятно, означает алтарь, находящийся в восточной части христианского храма. Ср.: 9:12, 16.

7 Вариант: «три ночи».

8 Лк1:20, 22.

9 Ср.: Лк 1:48.

10 Т. е. Мухаммеду.

11 Среди иудейских священников, попечителей Майрам.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

195 в арабской рукописи буквы
Хроника

чей сын твой ребенок она сказала
Римский писатель

сайт копирайтеров Евгений