Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

26 BGHSt 6, 51, 53.

27 См. H. Conrad, Die Grundlegung der modernen Zivilehe durch die franzosische Revolution, в: Zeitschrift der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte 67 (1950) 339.

28 H. Conrad, Die Grundlegung der modernen Zivilehe durch die franzosische Revolution, 348 f.

29 При воспроизведении в нынешних условиях жертвы на кресте, в священной мессе, священник выступает в роли Христа. Если мы будем рассматривать сакраментальную связь «Христос — Невеста Христова» с точки зрения экклесиологии (раздел теологии, учение о церкви — прим. перев.), мы познаем, что служба священника как «действие от лица Христа» является мужской службой. Перед женщиной открыто широкое поле деятельности в служении Церкви, невесте Христовой, по образу Девы Марии.

30 Johanes Paul II., Homilie in Puebla am 28.1.1979, AAS 71 (1979) 184.

31 Pius XII., 29.4.1942 (UG 916, 917, 919).

32 Pius XII., 29.4.1942 (UG 920).

Вторая глава: Семья

Семья — это развивающаяся из брака, осененного Божьим Благословением плодородия, естественная жизненная общность родителей и детей (societas naturalis parentalis) и одновременно ячейка человеческого общества. В то время как теология брака в последние десятилетия, к счастью, стала более глубокой, теология семьи только начинается, что частично объясняется тем, что только брак, в отличие от семьи, является таинством. Все же развитие теологии семьи представляется настоятельно необходимым; было бы сомнительно узким подходом видеть, как это нередко бывает, только брачные отношения супругов с их сексуальными проблемами, а семью, имеющую огромное значение для человека, которому грозят безличные социальные структуры индустриаль ного века, почти упускать из виду. При этом следует учесть, что действующая во все времена структура семьи осуществляется в конкретных социально-экономических условиях. Поэтому внешняя форма проявления сущности семьи подвержена историческим изменениям и эти изменения приобрели с начала индустриально го века, несомненно, огромный размах.

§ 1. Семья как жизненная общность родителей и детей

Совместная жизнь родителей с детьми в такой высокой мере относится к сущности семьи, что все попытки разрушить семью обычно начинаются с этого. Эта черта отчетливо обнаруживается в коммунистических социальных утопиях с их причудливым переплетением фантастики и разума, секуляризированной эсхатологии и коллективистской действительности, которые являются более скрытыми от наблюдения, чем это может показаться на первый взгляд.

Платон в пятом томе «Государства» описал проект идеального устройства государства, в котором военному сословию должно быть запрещено какое бы то ни было «мое» и «твое», так что «у них не будет никакой собственности, кроме своего тела». У стражей не должно быть «ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества». Даже жены и дети общие, «и пусть родители не знают своих детей, а дети — родителей». Сразу после рождения детей помещают в ясли, куда матери могут приходить только на короткое время для кормления, причем стражницы «должны всеми способами постараться сделать так, чтобы ни одна из них не могла опознать своего ребенка» 1. Находясь по влиянием Платона, Томмазо Кампанелла в начале XVII века в своем «Городе Солнца» тоже дал проект бессемейного общественного строя. В условиях этой коммунистической диктатуры мужчины и женщины живут в казармах и спят в разных помещениях. На основе медицинских и астрологических показаний пары официально сводят для зачатия. Дети растут в государственных детских домах, так что родители и дети не знают друг друга2. Джордж Оруэлл очень ярко изобразил в 1949 г. кошмарные видения бессемейного коммунистического общества будущего: «Мир страха, предательства и мучений, мир топчущих и растоптанных, мир, который, совершенствуясь, будет становиться не менее, а более безжалостным; прогресс в нашем мире будет направлен в сторону страданий... Мы разорвали связи между родителем и ребенком, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Никто уже не доверяет ни жене, ни ребенку, ни другу. А скоро и жен и друзей не будет. Новорожден ных мы заберем у матери, как забираем яйца из-под несушки. Половое влечение вытравим. Размножение станет ежегодной формальностью, как возобновление продовольственной карточки... Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно»3.

После эпигонского возрождения социалистических утопий в последние годы снова распространяются и старые враждебные семье идеологические взгляды. Семья воспитывает то «специфически авторитарное поведение», «от которого в значительной степени зависит существование буржуазного строя» (М. Хоркхаймер). Она-де является «фабрикой верноподданных авторитарных обществ» и предпосылкой капитализма. Место семьи должен занять коллектив «коммун» или «клана, основанного на родстве душ»4. Только тогда человек «эмансипирован».

Было неслыханным безобразием включить эти неомарксист ские фразы в представленный правительством [в 1975 г.] «Доклад о положении семьи»5. Практика тоталитарного воспитания в семье, основанная на производственных отношениях и условиях господства позднего капитализма, должна быть преодолена, записано в этом докладе, «ориентированной на социализацию» политикой в области семьи. Ведь воспитание детей — это «задача всего общества», выполнение которой общество поручает «семьям и внесемейным педагогическим учреждениям». Это ужасное положение, противоречащее 2-му пункту 6-й статьи Конституции, не учитывает, что общество не может поручать того, что ему не принадлежит. Задачи воспитания — это исконное и неотъемлемое право семьи. Его происхождение не носит ни государственный, ни обществен ный характер. Этим утопиям, направленным против семьи, Христианское социальное учение противопоставляет семью как обязательные жизненное сообщество, которое должно выполнять две задачи: заботу об удовлетворении органических потребностей и заботу о духовных, нравственных и религиозных ценностях. Едва ли можно отделить эти задачи друг от друга в повседневной жизни семьи, поскольку устройство домашнего очага имеет также и воспитательное значение.

1. Забота семьи об органических потребностях

Семья предоставляет ребенку как само собой разумеющееся обеспечение существования и защищенность; она защищает его от страха и предоставляет ему поле деятельности, так что он может расти без забот. Функции семьи по обеспечению безопасности, защиты, заботы, в том числе и о будущем, троякого рода:

а) Семья дарит человеку жилье, дом. Именно сегодня, когда большинство людей трудятся на предприятиях и учреждениях, им нужен дом, который ждет их и обеспечивает им душевный уют. [...] (Пропущена фраза, построенная на особенностях немецкого языка. — Прим. перев.) Строительная структура жилья должна выражать подлинный смысл дома, чего, к сожалению, часто не бывает. Во многих квартирах комнаты выстраиваются вдоль зачастую безобразного коридора, который тем самым становится центром квартиры, так что семья социологически распадается на индивидов, каждый из которых живет своей собственной жизнью. Вместо этого должно быть восстановлено и учтено при планировании жилья «центрообразу ющее значение» квартиры, что приведет к образованию групп комнат, «которые будут расположены горизонтально и вертикально вокруг центральной, общей комнаты». Таким образом, семья будет восприниматься как целостность, которая имеет в гостиной «разумное место своего сосредоточения и развития», «не препятствуя развитию индивида» (Р. Гизельман) 6.

Квартира может выполнять функцию дома и в форме собственного дома, и в форме снимаемой квартиры. В то время как для зажиточного бюргера XIX в. было почти оскорбительным заводить семью раньше, чем он становился хозяином своего дома, сегодня весьма привычен определенный ритм смены жилья. Обычно молодые супруги вначале поселяются в самой маленькой квартире; если они готовы подарить жизнь многим детям, они ищут — часто во многих местах — квартиру побольше; в том возрасте, когда дети поженились, родители снова переселяются в меньшую квартиру, так что друг за другом следуют пять форм дома: супружеский дом — дом с маленькими детьми — зрелый дом — состарившийся дом — остаток прежнего дома. Тем не менее нельзя недооценивать значение собственного дома для укрепления корней и внутренней сплоченности семьи. Благодаря собственному дому человек глубже включен в окружающую среду, родину, общину и соседские отношения, чем если бы он снимал квартиру. Пий XII подчеркнул, что «из всех благ, которые могут быть частной собственностью», ничто так не соответствует природе, «как земельный участок, на котором живет семья и плодами которого она полностью или хотя бы частично живет». К счастью, стремление иметь свой дом сильно во всех слоях населения, в том числе и у работающих по найму, так что можно говорить о постоянно расширяющемся движении собственников домов, которое не имеет ничего общего с социальной романтикой, а связано с изменениями в восприятии жизни работников и представляет важную ступень в социально-экономическом интеграционном процессе наемных работников.

б) Жизненная общность родителей и детей находит особо интимное выражение в общем столе. За семейным столом каждому бескорыстно выделяется по его потребностям. Маленький ребенок, который еще не «приносит дохода» и ничего не «зарабатывает», получает все, что ему необходимо для нормального развития. Таким образом в душе ребенка пробуждается понимание того, что означает быть любимым Богом без заслуг. Кто никогда не испытывал самоотверженной любви отца и матери, тому трудно верить в вечную любовь Бога в суровой обстановке жизни. Над семейным столом витает и дух первобытной общины Иерусалима: Они были «одно сердце и одна душа... все у них было общее... и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян 4, 32_35). Глубокий и священный смысл, который присущ общей трапезе уже по природе, сияет в Священном устройстве в новом свете. Мы отмечаем евхаристию как «вечерю Господню» (1 Кор 11, 20), символ любви друг к другу и одновременно предзнаменование и гарантию небесного блаженства, когда все «возлягут в Царствии Божием» (Лк 13, 29).

Естественное разделение блюд за семейным столом происходит в надежде на доброту Бога; поэтому семейной трапезе предшествует молитва за столом, причем семья осознает, что просьба о хлебе насущном находится в середине семи просьб молитвы «Отче наш» не потому, что она является центром и основной причиной, а потому, что в середину ставят то, что легко ранимо. Святое имя Бога, Божье Царство, Божья Воля стоят выше, чем просьба о хлебе насущном. Священное Писание называет земные блага вторичным даром Бога: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф 6, 33). Если нет этого характера вторичного дара, семье грозит опасность предаться потребительскому эгоизму и усматривать в материальных благах нечто пленительное.

В современной семье стол — не только место общей трапезы, но и место беседы, игры, развлечения. Раньше для беседы садились вокруг очага. В современных домах место очага, который, «опредмеченный» в газовой или электрической горелке, стоит в кухонной нише и не может больше быть местом бесед, занимает семейный стол. Однако, к сожалению, во многие семьи пришло едва ли оправданное молчание, которое не допускает больше сердечного, личностного слова, как во времена помолвки или в первые годы брака. Неделями говорят друг с другом только о сугубо хозяйственных делах, скажем, о расходах на домашнее хозяйство. Эта напряженная немота — не то молчание, о котором говорит Романо Гвардини: «Ничто не сплачивает так сильно, как общее молчание». Члены семьи не разговаривают друг с другом, будь то натянутость в отношениях между отцом и матерью, или между родителями и взрослыми детьми, или между самими детьми.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Стиль учебника едва ли можно скопировать
Просто доходом

И все же эра экономического либерализма привела к опасному социальному дискомфорту

сайт копирайтеров Евгений