Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

Глава 1

СЛАГАЕМЫЕ РЕДАКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Редакционная жизнь – работа по «уставу» или свободное творческое парение?..

Новичок в редакции: сложности адаптационного периода

В чем суть журналистской специализации?

Творческое сотрудничество и соперничество журналистов

РЕДАКЦИОННАЯ ЖИЗНЬ РАБОТА ПО «УСТАВУ»

ИЛИ СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПАРЕНИЕ?

Редакционная деятельность журналиста обусловлена теми функциональными и профессиональными требованиями, которые ему предъявляются в процессе его работы. С функциональной точки зрения журналист может выполнять различные роли и обязанности: хроникера, репортера, корреспондента, обозревателя и т.д. При этом нормы и правила редакционной деятельности вырабатываются и поддерживаются функциональной группой, которая, выделяя те или иные элементы редакционной работы и устанавливая связь между ними, в конечном итоге рождает целостную систему операций по производству журналистской информации. Действия журналиста внутри формальной структуры редакции (имеются в виду отделы и подразделения) носят взаимозависимый характер и направлены на выполнение общей функции издания. В функциональной группе четко проявляются субординационные (должностные) связи, а права и обязанности журналистов регламентируются различными нормами деятельности, принятыми в редакции.

Нормы – это основной механизм координации, упорядочения, поддержания, регламентации многообразных редакционных отношений и взаимодействий групп и их представителей. Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редакционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия.

При этом групповые нормы используются не только для регламентации внутриредакционного поведения личности, но и для преобразования межличностных отношений в нормативные, которые усваиваются через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку. В этой связи особенно существенны те внешние и внутренние формы и способы регуляции поведения журналистов, где групповые нормы либо являются каналами, по которым проводится социальное воздействие, либо сами реализуются по каналам этих способов регуляции. Данные процессы особенно зримо можно наблюдать в функциональной группе, так как она является ближайшей социальной средой журналиста, обеспечивающей условия для проявления личности, развертывания ее поведения и формирования ее социально-значимых качеств. Поэтому важнейшим параметром, характеристикой функциональной группы в этом случае оказывается нормативно заданная структура функций. «Группа, обладающая нормативно заданной структурой функций, ролей и статусов, – пишет М.И. Бобнева, – является нормативно организованной социальной средой, включающей нормативно оформленные условия поведения, деятельности, проявления личности»[1].

Редакционный коллектив всегда выступает как функциональная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нормы. Под статусом мы понимаем позицию члена группы в иерархии властных отношений, которые регулируются должностными инструкциями, директивными признаками и поручениями.

Групповые нормы обеспечивают и функционирование ролевой структуры редакции, поддерживая тем самым особый тип поведения каждого члена коллектива. Ведь роль – это нормативная система действий, ожидаемых от индивида.

В функциональной группе действуют следующие нормы:

·        профессиональные (регламентируют творческую деятельность журналистов по различным показателям);

·        правовые (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности);

·        этические (направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами).

Профессиональные нормы журналистской деятельности вырабатываются и закрепляются в виде различных должностных инструкций и правил. Они охватывают широкий круг вопросов, касающихся творческой деятельности сотрудников издания. Так, выполнение поручений редакции в соответствии с предъявляемыми требованиями к объему и качеству материалов вменяется каждому сотруднику газеты. Но любой журналист имеет право исходить при этом из своих политических и идейных убеждений. Он вправе отказаться от данного поручения, если оно связано с нарушением закона. В свою очередь, и у редакции есть определенные обязательства перед журналистами. Например, редакция обязана предоставлять своим сотрудникам необходимые средства, имеющиеся в ее распоряжении, для выполнения данного корреспонденту поручения. Редакция не имеет право заставлять журналиста ставить свою подпись под материалом, который противоречит его убеждениям или содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки. Редакция обязана сохранять тайну авторства, защищать права и интересы журналиста. Но редакция вправе отказаться от публикации представленных корреспондентом произведений в случае:

·        несвоевременного представления материала;

·        несоответствия материала основным задачам газеты, требованиям к его качеству и объему.

Сотрудники редакций, как правило, отвечают за обеспечение сохранности всех видов доверенной им в служебном порядке информации, касающейся интересов коллектива, ее учредителя, юридических и физических лиц, с которыми газета имеет общие интересы, и не имеют права без согласия редколлегии передавать результаты работ, являющихся собственностью редакции, сторонним организациям и лицам вне зависимости от их деятельности, места расположения и статуса, ни в целом, ни частями. Сотрудники имеют право выступать от лица издания только в пределах компетенции и полномочий, установленных для них главным редактором или редколлегией.

Сегодня взаимоотношения между редакцией и журналистами строятся на жесткой контрактной основе. Индивидуальные или коллективные договоры (соглашения) заключаются в порядке и на условиях, определенных общим собранием творческих работников. При этом все профессионально-творческие взаимоотношения между ними определяются особым регламентом газеты, утвержденным главным редактором или редакционной коллегией.

Профессиональные обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным редактором или Положением о персонале.

Специфика правовых норм состоит в том, что они регламентируют работу журналистов на основе принятых в обществе законов, регулирующих правоотношения между участниками совместной деятельности. Как отмечают исследователи, «особое место правовой ответственности в системе социальных регуляторов обусловлено, во-первых, специфичностью отношений, в которых она проявляется; во-вторых, наиболее действенным характером этого вида ответственности; в-третьих, сопряженностью правовой ответственности целым рядом своих граней с другими видами ответственности, что отражает такую важную закономерность, как системность правового регулирования»[2]. Здесь же заметим, что сфера правового регулирования в силу многообразия проявления любой деятельности, и тем более творческой, охватывает ее не полностью. Но знание совокупности правовых норм, закрепленных в различных законодательных актах, правильное их использование – важные условия успешной творческой работы журналиста.

В массово-информационной области «действует общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст.29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст.23 и 24) и др.»[3]. В законе РФ о СМИ можно найти немало правовых норм, которые обеспечивают право работников СМИ на информацию, ее сбор, оглашение и т.д.[4] Таким образом, действующие сегодня правовые нормы, с одной стороны, обеспечивают определенную правомочность профессиональной деятельности журналиста, а с другой – устанавливают необходимые пределы, ограждающие общество и его членов от превышения сотрудниками редакции своих полномочий.

Основное содержание этических принципов и норм включает ряд дополнительных требований, направленных на нравственную регуляцию поступков журналиста в отношениях с коллегами. Данная проблема хорошо освещена в литературе[5], поэтому мы не будем останавливаться на различных аспектах этического регулирования журналистской деятельности, а рассмотрим только механизмы их действия.

Принципы журналистской этики в своей совокупности представляют наиболее общие, исходные требования к моральному поведению журналиста. Например, в «Декларации принципов поведения журналистов», принятой на II Всемирном конгрессе международной федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954 года (изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2–6 июня 1986 года) провозглашаются следующие принципы: «уважение правды и права общества знать правду; отстаивание принципа свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику; соблюдение профессиональной тайны и неразглашение источника информации и др.»[6] Механизм действия принципов обеспечивается через усвоение личностью нравственных принципов, через сложный и длительный процесс выбора, включающий по крайней мере два этапа:

1.      Собственно выбор принципов.

2.      Последующее их осмысление и уточнение сделанного выбора.

Данный процесс обусловлен тем, что провозглашенные в журналистской среде нравственные принципы сами по себе не дают готовых решений, а лишь предполагают высокую мыслительную активность человека и способны сориентировать человека в любой ситуации, какой бы уникальной и сложной она ни оказалась. При этом нравственные принципы всегда ориентируют журналиста на выполнение профессионального долга. Так, в «Декларации принципов поведения журналистов» оговариваются следующие моменты: «Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб; журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенной через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения; журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат, умышленное искажение фактов, клевету, оскорбление, необоснованное обвинение, получение взятки в любой форме за публикацию (не публикацию) того или иного материала и т.д.»[7] На практике же журналисты часто находятся в ситуации выбора между «я хочу» и «я должен». Происходящее при этом раздвоение сказывается и на разделении поступков на подобающие и неподобающие, соответствующие и противоречащие долгу.

По мнению теоретиков, долг есть способ подведения общего интереса (той или иной политической или социальной группы, общества в целом) под интерес индивидуальный и их объединение. В журналистской практике долг может характеризоваться такими понятиями, как «морально должное», «моральная необходимость». Психологическое содержание долга можно показать через механизм внутренней императивности, который особенно явно проявляется в ситуациях альтернативного выбора журналиста между возможностью совершить поступок, имеющий только индивидуальное значение, и возможностью сделать нечто значимое, исходя из интересов своих читателей, героя материала или отдельного человека. Если предпочтение отдается второму варианту, то личность исполняет свой профессиональный долг.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

сайт копирайтеров Евгений