Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

·         актерское мастерство, культуру – 4,2%;

·         художественную литературу – 2,5%;

·         социологию, режиссуру, естественные предметы, латынь, делопроизводство, стенографию, отечественную историю – 1,7%;

·         историю философии, ораторское мастерство, астрологию, экологию, самооборону, политологию, вождение автомобиля – 1,7%.

На вопрос анкеты: «Занимаетесь ли вы в свободное время самообразованием?» – были получены следующие ответы:

0.      Да (укажите, в каких областях знаний) – 84,9%.

1.      Нет – 13,4%.

Были указаны следующие области знаний:

·         литература – 28,6%;

·         иностранный язык – 26,0%;

·         психология – 19,3%;

·         искусство – 12,6%;

·         философия – 10,0%;

·         история – 7,6%;

·         экономика – 5,9%;

·         политика, культура, компьютер, медицина – 4,2%;

·         юриспруденция, религия – 3,4%.

Исходя из приведенных данных, можно заключить, что у будущих журналистов в сфере познавательных интересов ведущие позиции занимают прикладные дисциплины, которые могут пригодиться им на практике. Отсюда и потребность в овладении такими специальными знаниями, как психология, компьютерная грамотность, экономика, экология, юриспруденция и т.д. Львиную долю времени студенты уделяют самообразованию, а некоторые еще и совмещают учебу с работой в редакции. При этом подавляющее большинство опрошенных важное значение придает летней производственной и внутрисеместровой практике. Но на деле в редакциях их не ждут. Зачастую они просто предоставлены самим себе.

Вот как отзываются студенты о практике (специально приводим лишь крайние суждения студентов, так как в них просматривается определенная тенденция): «В редакции не дают простора для творческой деятельности; не дают возможности работать по интересующей теме; используют в качестве рекламных агентов; нет разнообразия в деятельности; студент лишен свободы деятельности и возможности публиковать материалы; присутствуют формализм, чрезмерное опекунство, несерьезное отношение к практикантам» и т.д.

По нашим наблюдениям, во многих редакциях предпочтения отдаются, в основном, наиболее подготовленным студентам, которые, как правило, учатся на старших курсах. Ведь более опытному студенту можно поручить и серьезное редакционное задание, да и с редактированием представленного материала меньше проблем. Другое дело – новички, у которых нет ни практических навыков и умений, ни четких тематических предпочтений, ни специальных знаний, которые позволили бы им компетентно разобраться в той или иной проблематике. В современных условиях, когда в каждом редакционном коллективе предпочтение отдается только высококвалифицированным кадрам, никто, естественно, с необстрелянными новичками возиться не будет. Почему? Мнения практиков можно свести к следующему положению: «Для введения новичка в курс дела нужны время и желание, чего, увы, не всегда хватает».

Да, действительно, в условиях напряженной редакционной работы практикам некогда заниматься со студентами. Сегодня о временах профессионального наставничества можно только вспоминать. Но без такого рода поддержки трудно подготовить квалифицированного специалиста. Вот какое мнение высказала по данной проблеме декан факультета журналистики СпбГУ М.А. Шишкина: «Ошибочно думают те, кто считает, что подготовка специалистов – это только забота университета. Никто и никогда готового не даст. В профессиональном инвестировании должны участвовать все заинтересованные стороны. Не вложив в студента определенные знания сегодня, сложно рассчитывать на то, что в будущем мы получим готового специалиста. Нам давно пора осознать, что в деле подготовки журналистских кадров мы не соседи, а единая семья»[35]. Конечно, подобного рода осознание приходит не сразу. Но чем раньше оно придет, тем быстрее будут выработаны общие подходы в деле подготовки журналистских кадров.

Рассмотрев различные аспекты журналистской специализации и профессиональной ориентации журналистов, можно заключить, что и квалификационные требования, предъявляемые будущим сотрудникам в редакционных коллективах, и познавательные интересы студентов, и характер обучения на факультете журналистики во многом предопределяются практическими нуждами журналистики. Как мы убедились, современному журналисту для эффективной деятельности необходимо умело сочетать универсализм со специализацией, ему нужны не только базовые университетские знания, но и специальные, в зависимости от профиля будущей работы.

в начало

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО ЖУРНАЛИСТОВ

В совместной редакционной деятельности создание конечного продукта – очередного газетного номера, предполагает «ансамбль» творческих усилий журналистов. Так, сотрудники одного отдела, взаимодействуя друг с другом, готовят материал для тематической страницы, работники секретариата занимаются макетированием, дежурная бригада – вычиткой свежих полос и т.д. Чтобы направить эти разнородные операции в единое русло, необходимо четкое согласование между участниками редакционного процесса.

Координирующую роль в редакционном коллективе выполняет, как известно, редактор, стоящий во главе журналистского коллектива, а также различные коллегиальные органы управления (редакторат, редколлегия, редакционный совет). Согласованность действий участников совместной деятельности, по мнению германского исследователя Э. Боеттхера, зависит от соблюдения всеми членами организации общих интересов объединения. «Люди, – пишет он, – имеющие личные и только им свойственные притязания, могут быть солидарны с другими членами коллектива на основе взаимных интересов». При этом преследование индивидуальных притязаний может нанести «ущерб достижению коллективных интересов, так как членам группы в этом случае сложнее договориться о каких-то компромиссах»[36].

Действительно, любая совместная работа немыслима без соблюдения взаимных интересов, без психологической совместимости, взаимопонимания и товарищеской взаимопомощи. Эти моменты важно учитывать и в редакционной работе журналистов.

Ведь сотрудникам газет по роду своей деятельности часто приходится прибегать к различным формам сотворчества. Сотворчество – сложнейший психологический процесс, предполагающий совмещение интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств взаимодействующих личностей. Суть его – совместный сбор и переработка информации, коллегиальное «формирование замысла» произведения, создание нового текста. Один из существенных признаков сотворчества – осознанная, целенаправленная деятельность, включенная в процесс межличностного общения. На практике журналисты часто прибегают к подобному взаимодействию, которое наиболее широко представлено в различных типах соавторства. К ним можно отнести:

·         соавторство журналиста и профессиональной группы;

·         соавторство двух журналистов;

·         соавторство профессионала и непрофессиональной группы.

Каждый из обозначенных типов соавторства журналистов имеет свои особенности и характерные черты. Рассмотрим, как все эти творческие процессы разворачиваются на практике.

Как показывают наши наблюдения, журналист прибегает к помощи профессиональной группы тогда, когда ему нужно широко осветить какую-то социально значимую проблему. Приведем пример. Корреспонденту одной из центральных газет поручили подготовить материал о работе городского такси. В процессе обдумывания данной темы он решил подключить к своей работе собкоров. По предварительной договоренности с коллегами акция была названа «Операция “такси”». Свою работу журналисты начали с «конкретизации замысла» произведения и с изучения реальной ситуации. В процессе осмысления различных фактов, ситуаций и интересных случаев родилась идея будущего произведения: рассказать о наиболее характерных проблемах этого вида городского транспорта в различных регионах страны. В процессе реализации этой идеи корреспондент не только распределял между собкорами творческие задания, но и координировал их работу. Правда, «заготовки», присланные собкорами в редакцию, оказались в большинстве случаев однотипными. Обладая совокупностью фактов, он не мог найти интересный «ход» в подаче материала. В поисках наилучшего варианта он вновь обратился за советом к коллегам. Они предложили ему написать репортаж. Их подсказки облегчили его работу. Так, в намеченный срок в газете вышел интересный материал.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

сайт копирайтеров Евгений