Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20

Вы просто обязаны все предусмотреть. Ведь зрителю не объяснишь, что вы, приехав снимать грязный притон, не подумали о свете, – и в результате лиц не видно. Что вы, записывая синхрон на браконьерском баркасе посреди Ладожского озера, забыли, что есть такая штука – ветер. В результате микрофон «задувает» и ничего не слышно.

А как же звукорежиссер, видеоинженер и оператор? – спросите вы. Они должны заранее знать обо всех ваших планах. А вам следует знать ответ на любой вопрос о месте, времени, условиях съемки. Либо честно предупредить, что «не в курсе» и что готовиться к съемке надо, на всякий случай, как к автономному походу на Северный полюс. Без компаса.

Монтаж

Последняя инстанция, святая святых, творческая кухня и перекресток судеб на ТВ – монтажная аппаратная. В конечном счете, все делается именно там. Исправляются ошибки, придумываются «ходы» и «фишки», сводятся воедино все ранее затраченные усилия. Поэтому к монтажу следует испытывать особый трепет и запомнить следующее:

1.        Монтажом можно полностью изменить весь смысл материала, его концепцию.

2.        Монтаж не способен выправить сюжет, если в нем отсутствует самое необходимое.

3.        На монтаж нужно приходить предельно подготовленным, знать, какой материал где находится, что за чем следует и как кого зовут.

4.        В аппаратной есть масса всяких «прибамбасов», позволяющих делать самые «чумовые» спецэффекты, – забудьте о них.

5.        На время монтажа нужно искренне полюбить монтажера.

Все, что произносит во время монтажа человек за монтажным пультом, может показаться вам иностранным языком: «Это не клеится...», «Может, микшернуть?», «Иванова пойдет встык!», «На крупняке сводим...» и т.д. Выход у вас один: чтобы говорить с коллегами на одном языке, вы должны его выучить.

Вы снимаете расследование

Прежде всего – и об этом мы уже не раз упоминали – тщательно изучите закон «О средствах массовой информации». Это мощное оружие против всяческих бюрократов. Грозный вопль, что вы под защитой этого самого закона, обычно играет положительную роль. Но помните, что среди ваших оппонентов может оказаться человек, в отличие от вас этот закон читавший. Например, про съемки скрытой камерой там написано очень странно. Они разрешены только в трех, практически невозможных, ситуациях (подробнее читайте в главе «Юридические основы деятельности журналиста»). Но это не означает, что никто не снимает скрытой камерой. Во-первых, можно снимать (или монтировать) так, чтобы действующие лица оставались неузнанными. Во-вторых, можно подстраховаться таким образом, чтобы объект съемки «как бы» знал, что его снимают. Например, не назначать четкого времени, не прятать камеру (если он думал, что она не работает, это его проблема) и т.д.

В ситуации, когда правоохранительные органы пытаются изъять запись, не допустить ее выхода в эфир и препятствовать вам другими методами, решайте сами, как поступить. Законных способов помешать им у вас немного, но они есть. Нет только времени. Иногда выручает смекалка: однажды оператор по требованию милиционеров с сокрушенным видом вынул кассету из камеры, помахал ею на солнце и сдавленным голосом объявил, что пленка засвечена. Стражи правопорядка удовлетворенно удалились...

Всегда имейте с собой запасную кассету, которую можно незаметно заменить. Записывайте все синхроны по возможности еще и на диктофон. Никогда не лгите людям, с которыми имеете дело: вы можете чего-то не сказать, но вводить их в заблуждение не стоит.

Итак, работать на телевидении просто. Нужно лишь помнить, что ваша главная задача не в том, чтобы прославиться. И даже не в том, чтобы прославить кого-то еще. Ваша главная цель – чтобы зритель, посмотрев ваш материал, почувствовал: теперь я знаю больше.

в начало

2.8. НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Журналист, занимающийся расследованиями, сталкивается с этическими проблемами чаще своих коллег – этот жанр предполагает постановку острых проблем, часто лежащих не только в области права, но и в сфере нравственности. Столь острое оружие в руках циника может наделать немало бед. В принципе, это и произошло, когда журналистскими расследованиями как ходовым товаром стали приторговывать специалисты в области «черных технологий».

Несмотря на то, что российские журналисты, в отличие от своих западных коллег, довольно скептически относятся к обсуждению этических проблем, эта тема сегодня становится весьма актуальной для тех, кто дорожит репутацией профессии. Принятие единого этического кодекса журналистов-расследователей – сегодня едва ли не единственный способ дистанцироваться от «информационных киллеров». В конце концов, если этого не сделаем мы, то это сделает за нас государство, приняв законы, которые в борьбе с нашими нечистоплотными коллегами вообще уничтожат расследовательскую журналистику.

В различных странах вопросы этики решаются по-разному. В большинстве государств существуют «этические фильтры», «просеивающие» журналистские материалы. В классическом варианте такие фильтры имеют пять «ступеней очистки»:

1.        Законодательство страны создает внешние границы возможного поведения человека.

2.        Общие этические нормы принимаются профсоюзами или иными профессиональными журналистскими организациями.

3.        Этические нормы и правила, установлены владельцами отдельных СМИ или самими редакциями.

4.        Вопросы этики решают в каждом конкретном случае руководители газет, телеканалов и т.д.

5.        Этические взгляды конкретного журналиста.

В российской практике задействованы сегодня преимущественно первая и пятая ступень. Законодательство в какой-то мере регулирует этические границы журналистики, ограничивая, например, использование скрытой видеосъемки, вторжение в личную жизнь и т.д. Определенные табу формулирует для себя даже самый «отвязанный» журналист. Что же касается обще-редакционных правил, то они обыкновенно касаются вопросов этики лишь в той части, которая может затронуть финансовое благополучие конкретных СМИ или сказаться на их репутации. В основном эти правила сформулированы устно, в то время как в большинстве западных редакций существует документ, где прописаны общередакционные нормы этики, обязательные для исполнения каждым журналистом, здесь работающим.

Та же история и с общецеховыми правилами. В большинстве европейских стран действуют ассоциации журналистов-расследователей, которые регулируют, в том числе и этические вопросы. В России подобной ассоциации до сих пор не было, а значит, не существовало и общих норм этики.

Проблемы, встающие перед журналистом-расследователем в области этики, можно разделить на две категории:

u      Те, что связаны с методами сбора и обработки информации.

u      Те, что связаны с публикацией и целями, которые преследовал журналист, обнародуя известные ему факты.

Подавляющее большинство фактов, используемых в журналистском расследовании, черпаются из открытых источников. Это либо уже опубликованная информация, либо справочная, либо извлеченная из общедоступных баз данных. Использование такой информации редко ставит журналиста перед какими-то этическими проблемами. И все-таки надо быть осторожным: со временем даже собственный архив журналиста, попав в нечистоплотные руки, может создать угрозу людям, которые в нем фигурируют. Например, досье о финансовом положении отдельных организаций или людей представляет ценность не только для расследования, оно может оказаться весьма привлекательным для тех, кто занимается криминальным шантажом. Такой материал надо беречь, чтобы он не попал в чужие руки.

Есть примеры, когда экстремистские группы использовали открытые архивы для того, чтобы преследовать журналистов-инвестигейторов. В Швеции в 1998-м году был убит профсоюзный деятель Бьорн Седерберг (Bjoern Soederberg) из-за того, что он помогал журналистам собирать материалы о внедрении агентов крайних националистических организаций в правления профсоюзов. Спустя год, в 1999-м было совершено покушение на шведского журналиста, подписывающегося псевдонимом Петер Карлссон (Peter Karlsson), который использовал этот материал. Под его автомобиль была подложена бомба, в результате чего он и его восьмилетний сын получили серьезные ранения.

Разумеется, для подготовки полноценных расследований нужны факты, которые невозможно почерпнуть в открытых источниках. Во многих странах этически считается вполне допустимым, когда чиновник добровольно передает конфиденциальную информацию в устном или в письменном виде, если он это делает не из корыстных побуждений. Журналист вправе использовать такую информацию.

В таких странах, как Испания, Франция, Италия общение между журналистами и политиками построено «на сливе» секретной или полусекретной информации, поскольку отсутствуют четкие правила доступа к открытой информации. В других странах (Голландия, Скандинавские страны), где существует традиционная открытость в политической жизни, «слив» информации происходит только тогда, когда политик или чиновник скрывают какую-то проблему. В США и Швеции даже запрещается преследование чиновника, входившего в контакт с журналистами, если можно установить, что он это сделал на благо фирмы, государства и пр. Например, сотрудница Пентагона Линда Трип (Linda Tripp), которая обнародовала информацию об отношениях президента США Билла Клинтона с сотрудницей Белого дома Моникой Ливински, не подвергалась преследованиям со стороны администрации президента или правоохранительных органов и продолжала сотрудничать с Белым домом вплоть до окончания президентского срока Клинтона.

В тех странах, где власти имеют право искать источник (Великобритания, Норвегия, Россия), журналист должен вести себя крайне осторожно, чтобы не подвести человека, предоставившего информацию. Мы уже говорили, что тем самым он защищает как свою репутацию, так и репутацию издания, которое он представляет – поскольку сотрудничать с редакцией, где не способны сохранить в тайне свои источники информации, желающие вряд ли найдутся.

Непростой вопрос – запись телефонных переговоров. Собственные телефонные разговоры записывать не только этично – это нужно и важно для журналиста, особенно инвестигейтора. Делается это для того, чтобы зафиксировать ключевые фразы и высказывания, которые потом могут быть проверены и использованы при подготовке материала. Совсем другое дело записать разговор, который идет между двумя другими людьми. Здесь журналист пересекает этическую границу. Допустимо это лишь в случае, если один из участников разговора заинтересован и добровольно соглашается на запись. Но и второй собеседник должен получить возможность прокомментировать свои высказывания перед публикацией материала.

Использование скрытой камеры – явление, которое во многих странах (особенно в странах Европейского союза за исключением Великобритании) строго регулируется законом. О том, что на этот счет думает российское законодательство, подробно описано в главе о юридических аспектах журналистского расследования. С этической точки зрения этот метод можно разделить на пассивную работу скрытой камерой и активную запись. В первом случае фиксируется все, что попадает в заранее установленную камеру, в том числе много посторонних и невинных людей, что, безусловно, можно расценить как нарушение журналистом этических норм. Активная запись скрытой камерой представляет собой работу аппаратуры, которая управляется человеком (камера может находиться в дипломате, спрятана в одежде и пр.). В этом случае пленка, как правило, фиксирует только тот объект, который является предметом расследования, что, разумеется, снимает некоторые этические вопросы.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20

сайт копирайтеров Евгений