Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20

Вот «Золотые правила записи стэнд-апа», которые декларирует учебник «Как делать телевидение», изданный Би-би-си:

1.      Тщательно отбирайте информацию, которую вы доносите до зрителя, находясь в кадре.

2.      Не растекайтесь «мыслию по древу»: достаточно высказать одно, но действительно важное соображение.

3.      Перед съемками стэнд-апа обдумайте, какое «видео» пойдет до, а какое после него.

4.      Внимательно относитесь к натуре, на которой снимаете стэнд-ап: важно, чтобы слова и натура дополняли друг друга.

Сюжет

К этому стоит добавить, что обычно стэнд-апы записываются после окончания съемок, когда все уже стало понятным в деталях. Да еще то, что чаще всего успех работы обратно пропорционален времени, в течение которого вы появляетесь на экране.

Что касается закадрового текста, то опять обратимся к учебнику Би-би-си:

1.        Слова должны дополнять «картинку». Не рассказывайте зрителям, что они видят, лучше объясните им, почему они это видят.

2.        Ваша речь должна быть простой. Не используйте длинных предложений, сложных конструкций и непонятных слов.

3.        Не перекрывайте словами все пространство сюжета. Дайте возможность «картинке» и интершуму говорить самим за себя.

4.        Подумайте, какую информацию вы должны добавить, чтобы зрителям было легче понять ваш репортаж.

Лучше, пожалуй, и не скажешь. Добавить можно только то, что зрители, включив телевизор, должны услышать и увидеть не умника, при виде которого и Луна, устыдившись ничтожества своего, должна зайти за тучи, а собеседника, рассказывающего историю так, как будто он обращается при этом к своему другу, близкому человеку. И еще один совет: если у вас плохая дикция, не стесняйтесь предложить начитать текст актеру или коллеге. Только выиграете.

Теперь поговорим о синхронах. В принципе, телевизионное интервью мало чем отличается от газетного. Вы точно так же договариваетесь с человеком о встрече (не забыв, однако, предупредить, что вместе с вами высадится целый десант. Вашего визави окутают проводами, ослепят светом, бестактно осмотрят со всех сторон и бесцеремонно потребуют, чтобы он невесть откуда добыл дамскую пудреницу и срочно замазал себе «вот этот уродливый прыщик»). Так же обсуждаете с ним список примерных вопросов и все такое прочее.

Единственное отличие состоит в том, что, как только включится камера, ваш собеседник превратится в робкое существо и примется прямо в кадре покрываться каплями пота. Поэтому ваша задача – заставить его расслабиться. Самый лучший способ – включить камеру незаметно. Трудно, конечно, договориться с режиссером, чтобы он не орал «Мотор!!!», а с оператором, чтобы он не шипел в ответ: «Пишем!». Но у многих есть свои наработки. Можно, например, выработать с оператором систему жестов-сигналов, понятных только вам обоим, – он включает и выключает камеру вне зависимости от ваших устных команд. Фраза: «Нет-нет, мы еще не пишем, а только репетируем!» – способна почему-то успокоить любого, даже самого слабонервного собеседника.

Если в вашей группе нет режиссера – вам придется взять на себя все его функции. Вы должны прикинуть, хорошо ли ваш собеседник смотрится в кадре, стыкуется ли «картинка» с записанным ранее материалом, смонтируется ли этот синхрон с последующим стэнд-апом и т.д.

Но самая важная функция – следить за группой во время записи. Никто не должен уснуть! В прямом и переносном смысле. Ведь, в конце концов, видеоинженер и звукорежиссер не обязаны с интересом слушать вашу беседу. Зоркость – ваш козырь!

Зная все это, вы можете составить структурный план сюжета. Ну, например, ваше расследование в Хрюшинском районе:

1.        Документальный эпизод на натуре – чумазые сантехники выносят трубы из ремонтируемого подъезда и направляются через дорогу к новенькому дому «новых русских».

2.        Стэнд-ап №1. На заднем плане – возмущенные жильцы.

3.        Синхрон во дворе с лидером обворованных жильцов.

4.        Документальный эпизод в жилконторе (репортажная съемка) – начальник закрывает ладонью объектив, отказывается от съемки, запирается в кабинете.

5.        Документальный эпизод в квартире с текущими трубами (интершум: течет водичка).

6.        Синхрон в квартире – плачущая бабушка.

7.        Синхроны с сантехниками – врезки в кадры текущих труб.

8.        Стенд-ап №2. Корреспондент похлопывает по новенькой свежеприваренной трубе в элитном доме.

Из этого плана видна вся структура сюжета. Поделив страницу надвое и вписав в левую часть этот план, а в правую – собственно текст и вообще всю звуковую дорожку – вы, таким образом, создадите настоящий телевизионный сценарий. Ну а там и до «Тэффи» недалеко.

Кто герои материала?

На этот вопрос не так-то просто ответить. Дело в том, что очень часто репортажи не получаются именно потому, что журналист пытается осветить в нем сразу несколько сюжетов. А в хорошем репортаже нужно подать только одну, но яркую историю. Соответственно и список персонажей-героев должен четко соответствовать задаче. Поэтому, задавая себе вопрос «о чем снимаем?», не забудьте определить еще и «о ком?». Возможно, в какой-то момент вы поймете, что пишете нечто вроде сценария многосерийного фантастического фильма. Не расстраивайтесь: если поняли – это уже хорошо. Да и потом, на ТВ тоже существуют редакторы.

Можно порекомендовать следующее: составьте список героев и попробуйте расположить их на листке бумаги в виде генеалогического древа. Обозначьте связи между ними, дайте каждому краткую характеристику. Запишите, что, по-вашему, они должны сказать или сделать в кадре. Подумайте, реально ли это снять. А затем безжалостно вычеркивайте половину.

Каков объем работы?

Какими техническими средствами она должна быть выполнена?

А вот это уже почти понятно из вашего плана-сценария. Остановимся на одном: в телевидении главное – «картинка»! Зритель запомнит не то, что вы сказали, а то, что вы показали. Поэтому «картинка» должна быть четкой, недвусмысленной, качественной. Эти, казалось бы, прописные истины почему-то улетучиваются из головы корреспондента перед выездом на съемку.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20

сайт копирайтеров Евгений