Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

Кто же они, клиенты этих заведений печали? Рисуя их, журналист практически дает читателю ответ на вечный вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»... и помирать неплохо.

Не скупится журналист на образные средства выражения, детали, подробности, так как ему есть, из чего выбирать, эдакое информационное половодье.

На мягких креслах у входа в зал вальяжно расположились покупатели – темные шелковые рубашки, пикающие сотовые телефоны, золотые цепи. «Братан откинулся?» – киваю в их сторону.

В магазин входят два паренька: потертые джинсы, блеклые ветровки. Останавливаются возле дорогущего канадского гроба.

«Это братва, я их за метр чую...»

Неожиданно в зал входят трое кавказцев. Один – впереди, двое по бокам – охрана. Все в черном, суровые, с цепким взглядом[32].

Вот для кого вся эта «погребальная индустрия», все эти миллионные гробы – произведения искусства, миллионные венки, могильные лифты, навороченные «линкольны», потрясающей красоты искусственные цветы... Для тех, «у кого пальцы веером, а сопли пузырем». Но разве прикроешь всей этой богатой мишурой свои дела ТАМ? Да и нужно ли пытаться?

– Слушай, – спрашиваю напоследок у Сергея, – а лично тебе какой гроб нравится больше?

– Для своих похорон я бы выбрал чешский, – немного подумав, отвечает служитель печали, – дешево и сердито. Хотя мне это тогда уже будет до фени...[33]

В подавляющем большинстве публикаций, где волею журналистской судьбы О. Кармазе приходится испытывать себя в других профессиях, автор, так же как и его коллега С. Благодаров, использует фотографии. В материалах журналиста великое множество живописных «картинок»: О. Кармаза со стальным спасательным тросом на крыше дома, в наручниках, под дулом пистолета гаишника, забрасывает собаку-бродяжку в кузов «живодерки», с крышкой фантастически дорогого гроба, с девушками, найденными по объявлению «ищу жену», с проститутками на Тверской и др. Они не только органично дополняют текст, но и вызывают неподдельный интерес читателя.

Продолжая разговор о перевоплощениях О. Кармазы, нельзя оставить в стороне один из его пикантнейших репортажей под заголовком «Если хочешь любить ушами, не жалей языка»[34], или как журналист пробовал заняться сексом по телефону.

Самая знаменитая из подобных контор – московская служба «907». О ней читатели слышали, но никто и никогда не увидит в жизни этих «сексуальных» Анжел, Лолит и других жриц телефонной любви, никто и никогда не проникал в святую святых – место их службы. Олег Кармаза каким-то образом сумел внедриться в службу «907» и на личном опыте постиг премудрости телефонного «эроса». Для сотрудников фирмы их работа – обычная, рутинная. Эпизод этой работы мы как-то видели в одной из серий «Улицы разбитых фонарей». Поистине потрясающий эпизод: немолодая, с усталым лицом женщина что-то вяжет и тут же говорит в трубку. Так что, сотрудники – обычные люди, домохозяйки, учителя, доценты, продавщицы. Кто-то пришел сюда по «зову свыше», кто-то пожелал прибавить к своей скромной зарплате. Но все они – асы в своей профессии. Прежде чем попасть на службу «907», нужно пройти строгий экзамен, который предложили сдать и репортеру.

...Мне устроили вступительный экзамен. Первой позвонила подсадная девушка из службы, это я понял сразу. Профессионально поставленный голос, вкрадчивый, томный, возбуждающее придыхание...

Репортер с честью выдерживает экзамен и полноправным членом вступает в ряды бравых сотрудников службы «907».

Новые коллеги – не суперкрасавицы, не сексоманки с завораживающим блеском в глазах. Голос – вот что главное.

Клиентов у службы предостаточно, звонков от «хохмачей» не больше десятка в неделю, а остальные действительно по нужде выходят на «907» и «получают приличную порцию секса».

Клиенты, они тоже герои репортажа: больная девушка, не встающая с постели два года, извращенец, орущий в трубку, завывающий голубой... Всех их надо выслушать, такова работа. В фирме свои правила игры. К примеру, у сотрудника хорошо подвешен язык, но не слишком крепкие нервы – он уже в ауте.

Вживание в образ «телефонного мальчика» позволило репортеру Кармазе показать нам непривычную жизнь, «сексуальную ситуацию» нашего общества со всеми проблемами и противоречиями.

Репортерские материалы О. Кармазы, помимо нестандартных ситуаций, привлекают еще и «забойными» заголовками.

«В Москве жениться – как воды напиться», «Самый лучший сутенер – наш бесстрашный репортер», «Я труп, приятель!», «Если хочешь любить ушами, не жалей языка» и др. А метод «маски» – блестящий ориентир для журналистов на познание явления изнутри, на поиск оригинальных тем, сведений, не лежащих на поверхности, а, наоборот, зачастую скрываемых.

Ничто на земле не проходит бесследно... Журналисты, меняющие профессии, специально изнутри познающие их реалии, сами становятся качественно новыми источниками информации. И даже только это само по себе является могучим противодействием против банальности и стереотипов.

Кроме того, современное использование метода «маски» дает возможность удовлетворять потребности читателя в комментировании фактов и событий, в возможности показа всего того, что служит причиной данного события, что, раскрывает его источники, внутренние закономерности, последствия. Только таким образом мы поможем читателю точнее определить свое собственное отношение к рассматриваемому явлению и тем самым найти в какой-то мере место в общей цепи событий.

В чем же проявляется тенденция функционального своеобразия новостных материалов, повышение информационного уровня репортажного отражения действительности до степени удовлетворения читательской потребности в осмыслении происходящих событий? Эта тенденция проявляется в движении в глубину и в ширину, углубление от аналитического восприятия события репортером и ведет к формированию такого же аналитического взгляда на отдельное событие, отдельный факт и у читателя. Аналитичность эта усиливается за счет введения в структуру метода «маски». Это направление в развитии функциональных особенностей новостных материалов повышает их эффективность в поисках нового в повседневном и привычном; причин, тормозящих распространение этого нового до Превращения его в обычное. Именно это направление в функциональном развитии материалов приводит журналистов к осуществлению роли первооткрывателя. Репортаж Дарьи Асламовой «Приключения дрянной девчонки в Иностранном легионе»[35] является ярчайшим подтверждением этого положения.

На свете немного осталось легенд, сохранившихся во всей своей безусловной подлинности. Одна из них – французский Иностранный легион. Легенда, гремучая, как сапоги со шпорами, – о братстве настоящих бывалых солдат, делающих настоящую мужскую работу... Чтобы познакомиться с «новыми русскими» легионерами, известная журналистка, автор нашумевших книг о «дрянной девчонке» Дарья Асламова отправилась в крохотную африканскую страну Джибути, где находятся военные базы Франции. Джибути называют «могилой белого человека» из-за адского климата. Это место является центром подготовки «коммандос», профессионалов по борьбе с терроризмом и специалистов по разведывательно-диверсионным акциям[36].

Благодаря смелости, авантюризму, наблюдательности Дарьи Асламовой мы впервые узнаем просто ошеломляющие факты о жизни французского легиона. Ее пытаются изнасиловать, она жует до дурноты какую-то наркотическую траву... Но фактура!!! Чего стоит Коля, который везет невесте в Харьков колье за пять тысяч долларов. Или то, как легионеры нелегально переходят без проблем границу. Или то, что «температура во время марш-бросков такая, что лопаются стекла дешевых часов, а люди выдерживают практически без еды, воды и сна. Так вырабатываются навыки выживания в экстремальных условиях»[37].

Второе направление, которое вырисовывается в развитии функциональной особенности современных новостных материалов с использованием метода «маски», – движение в ширину. Результат этого – привлечение читателя, соучастника автора, к обобщению отдельных фактов, попавших в поле зрения репортера, к «строительству мостов» от частных событий к тем явлениям, которые существуют в современном общественном развитии.

Яркие примеры этого – работы журналистов «Комсомолки» Анны Амелькиной, Романа Попова, Елены Ардабацкой, Елены Колядиной, Игоря Черняка последних лет[38].

Я «за» метод «маски». Действительно, это интересно, это чертовски интересно. И такие открываются источники получения фактов! Казалось бы, ну что особенного, надел журналист форму контролера пограничника, взял в руки увесистый слесарный ключ и в сапогах, которые разве что под коленками не жмут, спускается в коммуникационное чрево города, вместе с дезинфектором тащит шестикилограммовый опрыскиватель... Но именно в этих ситуациях герои будущих репортажей, статей тебе верят. И не надо никого вызывать на откровенность, тебе и так все расскажут. К примеру, ночное дежурство в нар-кодиспансере. Два часа ночи, старшая медсестра зовет меня в ночной обход.

– Идем, корреспондентша, идем. Сейчас траву искать будем. Тайники.

Идем и находим. Или ситуация в репортаже с городской дезинфекционной станции.

– Поедешь с нами на труп? – говорят мне новые коллеги.

Оказывается, каждую неделю в городе по запаху тлена и разложения обнаруживают 6–7 трупов людей, умерших в одиночестве.

Люди, с которыми сталкиваешься, меняя профессию или надевая маску, становятся для журналиста мощнейшим стимулом творческого подъема, эмоционального накала, а главное – интереса. Если стихи «растут из сора, не ведая стыда»[39], то, что уже говорить о журналистике! Время сегодня такое: читателю есть, из чего выбирать, а уже тем более – смотреть и слушать. Предпочтение твоему материалу он отдаст только в том случае, если это будет интересно. Самое главное, чтобы новостной костюмчик отлично сидел! Именно метод «маски» дает возможности эксклюзива, новизны фактов, их выпуклости, яркости.

Использование метода «маски» способствует выработке у читателя точных социальных установок относительно фактов, событий, явлений действительности, формирует состояние готовности к определенной социальной активности ради удовлетворения той или иной общественной потребности. Делая читателя свидетелем происходящего, метод «маски» убеждает в прогрессивности или общественной вредности какого-то явления.

Да, конкретные задачи журналиста в современном обществе меняются, изменяется и характер отображаемых событий, и характер отображения. В этом проявляется одна из закономерностей познания действительности, так как сам внешний мир, его мысленные образы в нашем сознании находятся в развитии. При использовании исследуемых нами методов в новостных материалах нарастает и количество рациональной информации за счет эмоциональной, что ведет к сокращению описательных элементов (пейзажных, портретных). Одновременно увеличивается изобразительно-выразительный потенциал (детали поведения, внешность участников события, обстановка, в которой происходит действие).

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

сайт копирайтеров Евгений