Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

Модератор (лат. moderator «умеряющий») – ведущий на радиостанции, журналист, который сообщает несколько отдельных информационных материалов в передаче, соединяет или отделяет их друг от друга, дополняет кратким комментарием; редактор, ведущий передачу как диктор со вступительным, переходным или заключительным словом в программе, разделе программы.

«Молодежный канал» – ежедневная прямая информационно-музыкальная программа радиостанции «Юность», выходила в эфир с 26 января 1987 г., содержала актуальную информацию (обзоры печати, сообщения на международные темы, спортивные известия и др.), звуковые включения (интервью, репортажи, выступления) и разнообразные музыкальные композиции.

Невербальная информация (от лат. verbalis «словесный») – информация, которая содержится не столько в слове, произносимом журналистом или участником передачи у микрофона, сколько в интонации, с которой эти слова произносятся. Может придавать тексту иронический, а иногда и противоположный смысл. К понятию Н.и. часто относят звукопись событий или отдельных фактов реальной жизни, собранных вместе по принципу арт-акустики, т.е. таким способом, когда каждый звуковой фрагмент сохраняет семантическое значение, т.е. имеет содержательное наполнение.

«Орбита» – 1. Система спутниковых и наземных линий связи, передававших и принимавших программы Всесоюзного радио и Центрального телевидения в различных вещательных зонах страны с учетом разницы поясного времени.

2. Название программ Центрального телевидения и Всесоюзного радио, дублировавших центральные программы для жителей Сибири и Дальнего Востока.

Отбивка (джингл) – короткая музыкальная фраза между частями передачи.

Партитура передачи (от ит. partitura букв, «разделение, распределение»). Развернутая форма режиссерского сценария, наиболее полно отражающая последовательность эпизодов радиопередачи. Работа над П. п. завершается в процессе трактовых (генеральных) репетиций. По П. п. теле-, радиорежиссер или ассистент режиссера выдают в эфир передачу или ведут ее запись, находясь в аппаратной за режиссерским пультом.

Передатчик – используемый в связи, радиовещании радиоэлектронный аппарат для передачи в эфир электромагнитных сигналов, адекватных передаваемым звуковым сигналам, музыкальным мелодиям. П. осуществляет два физических процесса: создает электрические волны высокой частоты (вследствие трансформации энергии источника питания) и направляет эти волны для передачи сигналов.

Постановочное чтение – жанр художественного вещания, представляющий собой исполнение у микрофона одним или несколькими актерами литературного произведения (целиком или фрагменты) с использованием различных выразительных средств радиовещания. П.ч., сочетая в себе характерные особенности театра и эстрады, позволяет интерпретировать прозу, максимально сохраняя авторские отступления и размышления, и в то же время дает возможность актерам глубоко исследовать характеры персонажей, перевоплощаться в полном соответствии с требованиями психологической драмы.

П.ч. – своеобразная форма радиоспектакля, оснащаемого по замыслу режиссера музыкой и шумами. Эстетика жанра обусловлена скрещением закономерностей театральной сценической выразительности и психологии восприятия радиопередачи, т.е. восприятия литературного произведения на слух. П.ч. получило широкое распространение в программах литературно-драматического вещания и вещания для детей и юношества еще в конце 20-х – начале 30-х годов. С середины 70-х годов П.ч., как правило, представляет собой сериалы из 6–8, а иногда и более передач. Создатели многосерийных П.ч. по произведениям русской и советской классики не стремятся пересказывать все сюжетные линии, а сосредоточивают внимание аудитории на главной мысли книги, судьбе одного из главных героев и т.п.

Проводное вещание (радиотрансляционная сеть) – процесс передачи радиопрограмм с помощью разветвленной системы проводов, по которым посылаются электрические импульсы от передающей станции к репродукторам. Недостатком П.в. является ограниченность программного обеспечения (не более 3 каналов). В числе преимуществ П.в. – дешевизна установки, простота пользования громкоговорителем, слабое влияние радиопомех.

Программа (гр. programma «объявление, предписание») –

1. Синоним термина «радиопередача».

2. Список передач, характеризующих дневную, вечернюю, суточную или недельную сетку радиовещания. Иногда используется в качестве синонима термина «сетка вещания» на данное конкретное число.

3. Программа передач, обозначение содержания вещания, публикуе­мое обычно в местной или центральной печати.

Прямой эфир – 1. Вид радио- или телевизионного вещания, отличительная черта которого – одновременность действия-события, трансляции его в эфир и приема зрителями или слушателями, т.е. непосредственный выход в эфир прямо с места события и в течение его.

2. Синоним понятия «трансляция события». П.э. может быть студийным (вестись из радиостудии) и внестудийным. Специфическое качество П.э. дает возможность зрителю почувствовать себя очевидцем события, создает эффект присутствия.

Радиогазета – форма радиожурналистики, получившая широкое распространение в начальный период PB и представляющая собой комплексную программу информационных, пропагандистских и художественно-публицистических материалов, каждый из которых имеет оперативный повод для передачи материала в эфир. Р. была по сути своей прообразом современной вещательной программы дня: она объединяла информационные выпуски, политические доклады, актуальные репортажи, беседы на научные темы, экономические обозрения, интервью с руководителями разных рангов, концерты по заявкам, сатирические стихотворные фельетоны, литературно-музыкальные композиции и т.д.

Первая Р. в СССР вышла 23 ноября 1924 г. Социальная, профессиональная, демографическая и возрастная дифференциация аудитории обусловила появление большого количества разнообразных Р., каждая из которых ориентировалась на определенную группу слушателей: рабочих, колхозников, красноармейцев, неимущих единоличников, членов ВЛКСМ и т.д. В начале 30-х годов выпуск Р. был прекращен, их функции возложены на различные редакции Всесоюзного радио. Р. создала основу для появления многих журнальных форм радиожурналистики, таких как обозрение, радиоканал, ток-шоу и др. Время от времени осуществлялись попытки возобновления Р. в вещательных программах Всесоюзного и местного радио, причем за новыми передачами часто сохранялись старые названия: «Рабочая Р.», «Пионерская Р.» и т.п.

По форме Р. часто напоминали своеобразные шоу с публикой. Отдельные их выпуски передавались не из радиостудий, а из различных залов – чаще других для передач всесоюзных Р. использовался Большой зал Политехнического музея. По ходу передачи слушатели, собравшиеся в зале, могли вступать в дискуссию с радиожурналистами и различными государственными, партийными, хозяйственными и военными работниками, которые были приглашены для участия в радиогазете.

Радиодень – одна из форм построения программы вещательного дня: включаемые в такую форму передачи тематически, композиционно объединены на основе какого-либо общего принципа, главной идеи, основной темы. Так, например, Всесоюзное радио организовывало Р., посвященные той или иной союзной республике, в которых рассказывалось о ее достижениях в общественно-политической жизни, народном хозяйстве, культуре. Республиканское радио проводило Р., посвященные жизни отдельных областей или районов.

Радиодом – производственное предприятие, обеспечивающее техническую и технологическую подготовку программ PB и их выпуска в эфир. Р. может иметь собственную радиостанцию, но чаще связан кабельными линиями с одной или несколькими радиостанциями, размещающимися автономно. Р. объединяет радиостудии для музыкальных и речевых звукозаписей и программ прямого эфира, аппаратные, монтажные, технологические комплексы для производства, реставрации, реконструкции и хранения звукозаписей, обмена программами с другими Р., проведения прямых внестудийных передач и организации внестудийных звукозаписей, фонотеку со справочным отделом, а также вспомогательные службы – транспортную, складскую, ремонтную и т.д.

Радиожурналистика – 1. Вид журналистской деятельности, основанный на использовании технических средств радиовещания.

2. Совокупность радиопередач, относящихся к сфере журналистики (в отличие от передач, относящихся к сфере радиоискусства), результат деятельности радиожурналистов. Р. обладает рядом специфических свойств, отличающих ее от других видов журналистики. К ним, в частности, относятся: чрезвычайно высокий уровень оперативности, особый характер эмоционального воздействия на аудиторию и вследствие этого – структурное своеобразие композиционных решений исходного журналистского (жизненного и литературного) материала, специальные приемы организации внимания аудитории и др.

Радиоканал – 1. Полоса частот, на которой ведется передача; техническая система устройств, соединяющих передатчики с приемниками; источник программы (микрофон), усилительные и регулирующие устройства, потребитель (динамик, громкоговоритель). Имеющиеся у радиостанции каналы определяют количество программ, которые могут передаваться одновременно.

2. Радиопередача журнального типа, в которой разнообразные по материалу сюжеты объединяются тематикой одного из направлений радиовещания или адресом аудитории (например, «Молодежный канал», ЛИК — литературно-информационный канал и т.п.). Имеет постоянных одного или нескольких ведущих. Обычно занимает в эфире продолжительное время от 2 до 5–6 часов. В отличие от радиожурнала Р. содержит материалы, имеющие, как правило, оперативный информационный повод.

Радиокомпозиция – 1. Художественно-публицистический жанр радиожурналистики – передача, в которой различные документальные, литературные и музыкальные материалы объединяются по тематическому признаку и соединяются публицистическим текстом ведущего. Наиболее распространены две разновидности Р.: литературно-музыкальная, включающая полностью или фрагментами стихи, песни, прозаические и драматургические произведения, отрывки из музыкальных сочинений крупных форм и т.п., и документально-художественная, в которой литературные материалы, прочитанные или разыгранные актерами, сочетаются с подлинными текстовыми и звуковыми документами. Этот вид Р. близок к документальной радиодраме и радиофильму.

2. Вид радиоадаптации театрального спектакля (см. также «Театр у микрофона») или прозаического произведения крупной формы (см. также Постановочное чтение).

Радиолетопись – хронологически последовательное, продолжающееся в течение длительного времени отображение по радио какого-либо процесса, истории какого-либо явления, события. Р. может объединять множество радиопередач разных жанров, которые в хронологической последовательности отображают какой-либо важный социально-исторический, социально-экономический или культурный процесс, историю какого-либо события, явления. Например, радиолетопись автомобилестроения в СССР или радиолетопись завоевания полярных высот планеты.

2. Рубрика Всесоюзного радио (60–70-е гг.), включавшая передачи по политической истории СССР.

Радиомитинг (радиособрание) – жанр радиожурналистики, распространенный в общественно-политическом вещании, особенно на рубеже 20–30-х гг., – передача, включающая выступления представителей самых разных слоев населения по поводу важных политических событий или разнообразных актуальных социальных или экономических проблем. При обсуждении конкретных вопросов производственного и организационно-политического характера к участию в Р. приглашаются главным образом специалисты, принимающие практическое участие в решении обсуждаемых проблем. Р. позволяет концентрировать внимание населения на наиболее сложных и значительных аспектах жизни страны и мира, формировать и выражать позицию общественности, обеспечивать гласность, а также координацию усилий различных организаций, необходимых для решения задач, касающихся одной какой-то области политической, экономической или культурной жизни или развития всей страны. С середины 30-х гг. жанр Р. трансформировался в радиопереклички, радиорейды, производственные радиособрания и т.п.

«Радиомузыка» – название группы музыкантов-исполнителей, теоретиков-музыковедов и специалистов по радиотехнике, объединившихся для разработки идеологических, технологических и эстетических принципов организации музыкальных радиопередач и практического их внедрения в программы массового вещания. «Р.» была образована в апреле 1924 г. при Наркомпочтеле СССР и поставила своей первоначальной задачей «создание концерта по радио путем проведения лабораторно-музыкальных занятий». В середине 20-х гг. она определяла содержание разнообразных музыкальных передач, фактически выполняя функции Главной редакции музыкального вещания. Деятельность группы продолжалась несколько лет, но к началу 30-х гг. влияние «Р.» на организацию передач постепенно стало утрачиваться, и в 1930 г. ее обязанности были разделены между техническими и вещательными службами Радиоуправления Наркомпочтеля СССР.

Радиоорганизатор – редакционный работник, отвечающий за организацию и проведение передач районного радиовещания; обычно входит в штат редакции районной газеты.

Радиопередатчик – техническое устройство, используемое для передачи в эфир электромагнитных сигналов, которые после преобразования их в радио- или телевизионном приемнике трансформируются в звуковую информацию и изображение.

Радиоперекличка – жанр радиожурналистики – передача, предполагающая одновременную связь в эфире двух и более радиожурналистов, находящихся в различных местах, в том числе и в различных экономико-географических районах. Используется в практике подготовки информационных программ, когда необходимо оперативно передать в эфир материалы, объединенные тематически или по адресному признаку.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

сайт копирайтеров Евгений