Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

2. Синоним – Центральное радио. В 1920–80-е гг. обозначение главных вещательных подразделений Всесоюзного радиокомитета, позднее Гостелерадио СССР.

3. Обозначение вещательных программ, разных по тематике и адресам, выпускаемых указанными редакциями в соответствующей сетке Общесоюзного вещания. Сетка Всесоюзного радио включала также программы повторов, т.е. передачи, ориентированные для слушания в наиболее удобное время (со сдвигом по отношению к Москве на 2, 4, 6, 8 и др. час.), и специальные программы для советских граждан, временно оказавшихся за границей страны (полярники, рыбаки, моряки, служащие Советской Армии, размещенные на удаленных от родины территориях).

Городское (районное) радиовещание – форма местного вещания, обращенного к населению одного города, поселка городского типа или района. Г.(р.) р. осуществляется, как правило, с помощью трансляционной сети (проводное вещание). Программы Г.(р.) р. включают в себя информационные выпуски, тематические передачи по общеполитическим и социально-экономическим вопросам, построенные на местном материале, а также концерты по заявкам. Обязательная часть программы Г.(р.) р. – объявления рекламного характера. Редакции Г. (р.) р., за исключением Москвы, Ленинграда и столиц бывших союзных республик, не находились в прямом подчинении Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию – их работу направляли и обеспечивали местные Советы народных депутатов. В ряде городов редакции Г.(р.) р. существовали на правах местной газеты и входили в состав ее редакции.

Диктофон (от лат. dicta «говорю, диктую» и гр. phone «звук, голос») – портативный аппарат для звукозаписи, предназначенный главным образом для фиксации человеческой речи. Используется, как правило, при интервью, в отдельных случаях – для ведения репортажа, если во время события журналист может свободно перемещаться, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на выступлении конкретного человека или конкретной звуковой детали. Основное отличие от магнитофона – наличие устройств, облегчающих расшифровку, перенос на бумагу записанной на магнитную ленту информации (дистанционное управление, возможность замедления скорости воспроизведения и т.д.). Наиболее эффективно сочетание оперативного Д. (на который журналист записывает информацию) и канцелярского, настольного (с которым работает фономашинистка при расшифровке сделанной журналистом записи). Диктофоны, объединенные коммутирующим устройством с телефонными аппаратами, представляют собой диктофонную станцию,

Джингл – короткая музыкальная фраза, которая анонсирует, предваряет радиопередачу или разделяет рубрики в тематической или адресной радиопрограмме.

Звуковая дорожка – бороздка движущегося звуконосителя (киноленты, магнитной пленки, диска, грампластинки), на которой зафиксированы звуковые колебания.

Звуковое решение радиопередачи – использование комплекса выразительных средств радио, в котором сохраняется ведущая роль слова, но музыка и шумы выполняют не дополнительную, иллюстративную, а сюжетную функцию и могут в структуре передачи заменять человеческую речь при обозначении времени и места действия, перемещении действия во времени и пространстве, выражении эмоционального характера описываемых событий и психологического состояния его участников или самого журналиста.

Звуковой образ – совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере человека. Понятие о З.о. в науке о журналистике разработано в 70-е гг. как результат осмысления особенностей функционирования различных выразительных средств радиожурналистики. В структуре З.о. все элементы равно значимы, так как способны нести понятийную, сюжетообразующую и эстетическо-оформительскую нагрузку в отражении реальной действительности. Поиск оптимального их сочетания в каждом конкретном случае и составляет суть творчества радиожурналиста, стремящегося достичь наиболее доходчивой и выразительной формы для передачи своих мыслей и жизненных наблюдений. З.о. является частью идейно-эстетического решения телевизионной передачи или кинофильма. В этом случае он существует в структуре произведения или как часть общего изобразительно-выразительного комплекса художественных средств, или как автономный компонент для углубления той или иной авторской мысли, непосредственно не связанной с сюжетом, выраженным пластическими средствами.

Звукозапись – процесс, посредством которого сигналы звуковой информации, воздействуй на тело (магнитную пленку, пластинку и т.п.), изменяют его количественные и качественные характеристики с целью сохранения в нем звуковой информации и последующего ее воспроизведения.

Различают два вида 3.: монофоническую, почти не содержащую информации о пространственном расположении источников звукового сигнала во время записи, и стереофоническую, содержащую информацию о пространственном расположении источников звукового сигнала во время записи.

Звукооператор – технический работник радиовещания или телевидения, который осуществляет передачу звуков, шумов, музыки в эфир или обеспечивает высокое качество звукозаписи на пленку для ее предстоящей передачи в эфир.

Звукорежиссер – творческий работник радиовещания или телевидения, который разрабатывает звуковой материал и руководит его подготовкой и передачей в эфир. 3. готовит запись текстов, шумов, музыки на пленку, отбирает фонотечный материал, следит за художественным и техническим качеством звука, своевременным его включением и выключением, микшированном, смешением звуков при записи фонограммы.

Иновещание 1. Центральное радиовещание на зарубежные страны («Голос России») – группа редакций и организационно-распорядительных подразделений, занимающихся подготовкой и выпуском радиопередач, адресованных слушателям зарубежных стран.

2. В прессе и критике – обозначение системы вещательных программ, адресованных слушателям зарубежных стран.

Инсценировка (от лат. in «на» и scena «сцена») – переработка беллетристического произведения (романа, повести, рассказа) в драматургическое с целью показа его на театральной сцене, передачи по радио или телевидению. Как сложный творческий процесс она включает этапы: написание сценария, подбор исполнителей ролей, разработку мизансцен, проведение репетиций и т.п. На радио и телевидении И. называют также переработку научно-популярного произведения со сложной структурой в игровую передачу, которая принимает доступную для слушателей форму (особенно часто используется в программах для детей).

Интонация (от лат. intono «громко произношу») – совокупность ритмико-мелодических средств звучащей речи: мелодики (повышение или понижение высоты голоса), интенсивности (сила звучания), темпа (скорость произношения речевых элементов), пауз (перерывы в звучании) и тембра (звуковая окраска высказывания, которая в зависимости от целевой установки может быть «веселой», «мрачной», «светлой», «игривой» и т.д.). И. членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и т.п.) и участвует в выражении эмоций, отношения говорящего к предмету речи.

Информационное вещание – система радиопередач, подготовку которых осуществляют различные редакционные подразделения с целью оперативного и объективного информирования населения о наиболее важных и интересных событиях в стране и за ее пределами. Значительную часть И.в. составляют программы прямого эфира – трансляции и репортажи с места события, синхронно отражающие его развитие. Важнейшее условие эффективности И.в. – оперативность, ибо в соответствии с законами социальной психологии и психологии восприятия общественное мнение по поводу того или иного социально значимого факта формируется, прежде всего на базе первого его толкования СМИ.

К числу наиболее распространенных жанров И.в. относятся репортаж, интервью, отчет, выступление, комментарий, радиомосты, радиоперекличка и др.

Канал (от лат. canalis «труба, желоб») – фиксированная стандартная полоса частот (длина волны), на которой работает передатчик радиостанции. На нее же настроены приемники. Ограниченность числа К. заставляет рассматривать их как природный ресурс, т.е. национальное достояние, использовать которое надлежит с максимальной эффективностью для общества, – отсюда система конкурсов и условий, на которых выдаются лицензии, разрешающие вещательной компании пользоваться определенным частотным К.

Кассета (от франц. cassette «ящичек») – устройство в виде закрытого пластмассового футляра, предназначенное для размещения в нем катушек или катушки, сердечников или сердечника, носителя магнитной записи и некоторых вспомогательных приспособлений. Используется как носитель видео- и звуковой информации. Преимущества К. по сравнению с другими устройствами для хранения и использования магнитной ленты (катушками, рулонами и т.д.) – защищенность ленты от случайных повреждений, компактность, простота эксплуатации и удобство хранения.

Комната «эхо» – специальное помещение, оснащенное соответствующим электроакустическим оборудованием, применяемым в радиовещании и для имитации природного эха. Принцип действия: прямой сигнал принимается громкоговорителем, установленным в изолированной комнате. Звук громкоговорителя принимается микрофоном и передается в виде электроимпульса на звуковой пульт. Вследствие соответствующего соединения обоих сигналов (прямого и сигнала от микрофона изолированной комнаты) достигается эффект реверберации.

Концерт-загадка – одна из разновидностей концерта, практикуемая радиовещанием и телевидением. При исполнении номеров в конферанс не включается сообщение традиционных сведений (название произведения, его автор, имя исполнителя или название исполнительского коллектива). Просмотрев или прослушав исполненный в программе номер, слушатель или зритель должен сообщить эти сведения (чаще всего по телефону или электронной почте, раньше – в письмах).

Литературный театр – вид радиоспектакля, в котором соединяются элементы сценического действия и авторского повествования, с помощью телевизионных или акустических средств раскрывается содержание художественного произведения. Центральное действующее лицо в Л.т. на радио или телевидении, как правило, один или несколько главных действующих лиц литературнного произведения, выступающих в роли повествователей.

Магнитофильм – фонограмма, полученная в результате записи на магнитной ленте.

Магнитофон (от гр. Magnetis litos букв, «камень из Магнесии» (древний город в Малой Азии) и гр. phone «звук») – аппарат магнитной записи, или аппарат воспроизведения магнитной записи, или аппарат магнитной записи и воспроизведения, предназначенный для звукозаписи и (или) воспроизведения звукозаписи.

Местное радиовещание – звено системы радиовещания страны, существующее в соответствии с административно-территориальным делением России. К М.р. относятся краевые, областные и окружные комитеты, а также городские (районные) редакции радиовещания.

Микрофон (от гр. micros «малый» и phone «звук») – прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические. Используется как непременная часть аппаратуры радио. Различные по принципу действия М. по своим производственно-эксплуатационным характеристикам делятся на:

а) ненаправленные – воспринимающие звук со всех сторон одинаково;

б) двусторонние направленные – воспринимающие звуки, раздающиеся с противоположных сторон;

в) однонаправленные – воспринимающие звук, обращенный непосредственно в М.

Микрофонная папка – папка, содержащая технические и творческие данные передачи, подготовленной к эфиру: микрофонный материал, сведения об участниках, хронометраже, режиссерский сценарий и т.д.

Микрофонный материал – текст, предназначенный для чтения у микрофона и передачи в эфир.

Микшер (от англ, mixer «смеситель») – прибор для микширования.

Микширование – регулирование уровня громкости, смещения звука при звукозаписи или трансляции речи и музыки по радио. Используется для выделения звучания одного инструмента (исполнителя), для постепенного введения или выведения звука.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

сайт копирайтеров Евгений